2ой этап: письменное сложение и вычитание в пределах 1000.
Усвоенная младшими классами нумерация чисел в пределах 1000, позволяет им осуществить перенос умения складывать и вычитать двузначные числа столбиком на область трехзначных чисел. Поэтому в начале темы предлагаем такое упражнение: сравни и выполни вычисления
34 534
+53+253
сравнивая, подмечаем сходства:
а) одинаковое количество десятков и единиц;
б) выполняют одинаковые действия;
в) сложение записано столбиком.
Отличия: во 2 случае складывают трехзначные числа, следовательно, надо сложить сотни.
На последующих уроках этой темы рассматривают различные случаи сложения и вычитания в пределах 1000 столбиком: (Найти: Моро 3 класс 2 часть)
1.трехзначное + трехзначное число без перехода через разряд;
2. трехзначное + трехзначное число с одним переходом через разряд;
4. трехзначное + трехзначное число с 2-мя переходами через разряд;
4. трехзначное + трехзначное число с нулями в слагаемых или в результате (305+420)
5.трехзначное -- двузначное число с переходом и без перехода через разряд;
6. трехзначное – трехзначное число без перехода, с 1-м, 2- мя переходами через разряд; с нулями в компонентах и результате действия.
Наиболее сложным считается случай вычитания с 2-мя нулями на конце уменьшаемого:
- 12
Из нуля единиц вычесть 2 нельзя, поэтому занимаем 1 десяток,
но в разряде десятков 0 десятков, значит занимаем 1 сотню и,
чтобы не забыть, над сотнями ставим точку.
1 сотня- это 10 десятков, поэтому над разрядом десятков пишу 10.
Теперь из этих 10 десятков занимаем 1 десяток и превращаем его в единицы (10 ед.)
Из 10ед. - 2ед.=8 ед., записываем под единицами. Из 9 дес. – 1дес. = 8 дес. записываем под десятками.
С каждым случаем работаем по тому же плану:
1)подготовка, т.е. повторение теоретической основы;
2)ознакомление с помощью наглядности;
3)формирование умения (подробное проговаривание);
4)формирование навыка (быстроты, свёрнутость).
Каждый раз объяснение ведут по алгоритму. Плакат с алгоритмом вывешивают рядом с доской.
Этап.Письменное сложение и вычитание в пределах миллиона.
3-ий этап: письменное сложение и вычитание в пределах миллиона.
Так же, как и в концентре 1000, в концентре 1000000, учащиеся переносят уже известные письменные приёмы сложения и вычитания на новую область чисел. В начале темы предлагают упражнения:
34 534 4534 48534 872534
+53 + 253 + 1253 + 13253 + 132253
Сравните эти записи:
а) чем похожи;
б) чем отличаются.
Предполагаем, что вычисления столбиком производят по тому же алгоритму вне зависимости от кол-ва разряда в числе. Проговариваем этот алгоритм:
1.Записываю…
2.Складываю единицы,
3.Складываю десятки,… И т.д.
(Моро 4 класс часть 1 стр.62)
Производим вычисления под руководством учителя, а затем в течение серии уроков разбираем частные случаи сложения и вычитания в пределах миллиона с переходом и без перехода, с нулями в компонентах (в середине и на конце). Наиболее сложными считаются такие случаи:
1.сложение и вычитание многозначных чисел, когда есть более 3-х переходов через разряд;
2.сложение сразу нескольких слагаемых в одном столбике
+31256
6965
3.случаи вычитания, когда на конце уменьшаемого несколько нулей подряд
- 19
4. сложение и вычитание величин
5км 750м + 12км 840м =…..
5км 750м = 5750м
12км 840м = 12840м
+ 5750
18590м = 18км 590м
(Моро 4 класс 1 часть стр.67)
Т.е. при сложении и вычитании величин выражают величины в более мелких единицах измерения, затем производят действия с числовыми значениями величин и потом выполняют обратный перевод.
По программе Н.Б.Истоминой формируют общий подход в данном вопросе, т.е. не рассматривают отдельные частные случаи по всем концентрам, а предлагают общий алгоритм и распространяют его на различные случаи.