Тема: Г.Ибсен . Жизнь и творчество




Группа Литература

Урок №70

Тема: Контрольная работа по творчеству А.П.Чехова

Цели:

1. Дидактические:

Создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий.

2. Развивающие:

Способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материалы, раскрывающие процесс работы над художественным произведением.

Продолжить работу над развитием монологической речи.

3. Воспитательные:

Содействовать повышению интереса к созданию произведений русской классической литературы.

Контрольная работа «А.П. Чехов. Жизнь и творчество»

Вариант I

• Кем А. П. Чехов был по образованию?

а) филологом; б) врачом; в) историком; г) юристом.

 

• «Маленькую трилогию» А. П. Чехова составляют рассказы:

а) «Ионыч», «Крыжовник», «Скрипка Ротшильда»;

б) «Человек в футляре», «Ионыч», «О любви»;

в) «Дама с собачкой», «О любви», «Попрыгунья»;

г) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

 

• Установите соответствия (герой — произведение).

а) Варя, Коваленко 1. «Вишнёвый сад»

б) Аня, Петя 2. «Человек в футляре»

в) Анна фон Дидериц, Дмитрий Гуров 3. «О любви»


4. Как изменились жители города под влиянием Беликова?

а) Перестали сплетничать;

б) стали более щедрыми и серьёзными;

в) стали бояться всего;

г) стали более интеллигентными и образованными.

 

5. Установите соответствия:

а) Гуров

1. «Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие…»

б) Старцев

2. «Прошло несколько лет. … еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову.»

в) Великопольский

3. «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было...»

г) Гаев

4. «По образованию филолог, но служит в банке...»

д) Беликов

5. «…чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла»

е) Лопахин

6. «проевший состояние на леденцах»

Дайте развернутый ответ на вопросы:

6. Опишите Анну Сергеевну фон Дидериц

 

7. Охарактеризуйте Беликова

 

8. Охарактеризуйте семью Туркиных

 

9. Какие нравственные уроки вы извлекли из произведений А.П. Чехова?

 

10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Какое произведение А.П. Чехова мне понравилось больше всего и почему?»

 

 

Контрольная работа «А.П. Чехов. Жизнь и творчество»

Вариант 2

1. В творческом наследии А. П. Чехова преобладают:

а) исторические романы; б) короткие рассказы; в) социально-бытовые повести; г) поэмы в прозе.

 

2. Героями произведений А. П. Чехова в основном являются:

а) выдающиеся исторические личности;

б) великие писатели и аристократы;

в) его современники, обычные люди;

г) его знакомые и друзья.

 

3. Установите соответствия (герой — произведение).

а) Раневская, Лопахин 1) «Человек в футляре»

б) Гуров, Анна 2) «Дама с собачкой»

в) Буркин, Беликов 3) «Вишнёвый сад»

4. Что звучит в финале пьесы «Вишнёвый сад»?

а) Стук топора;

б) еврейский оркестр;

в) шорох опавших листьев;

г) просьба Фирса о помощи.

 

5. Установите соответствия:

а) Раневская Любовь Андреевна

1. «невысокого роста блондинка, в берете»

б) Анна фон Дидериц

2. "Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов..."

в) Лукерья

3. «Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…»

г) Екатерина Ивановна Туркина

4. «…из экономии кормит всех молочным супом…»

д) Варенька Коваленко

5. «деревенская баба, забитая мужем»

е) Варя Раневская

6. «…она уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, — одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет».

Дайте развернутый ответ на вопросы:

 

6. Опишите Дмитрия Гурова

 

7. Охарактеризуйте Лопахина

 

8. Охарактеризуйте семью Раневских

 

9. Чему вас научили произведения А.П. Чехова?

 

10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Какое произведение А.П. Чехова мне понравилось больше всего и почему?»

 

Домашнее задание: Подготовить биографию Г.Ибсена. Составить хронологическую таблицу

Обратная связь: m.q.savchenko@mail.ru

Урок №71

Тема: Г.Ибсен. Жизнь и творчество

Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты и примеры из текста; воспитывать уважение к человеческому достоинству, личности, стремлению к самосовершенствованию.

Ибсен Генрик (1828-1906 гг.)

Норвежский драматург. Родился в портовом городе Шиен (Южная Норвегия) в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 г. В шестнадцать лет Ибсен оставляет дом и отправляется в Гримстад, где работает учеником аптекаря. Занявшись журналистикой, пишет сатирические стихи. Выкраивая время, готовится к экзаменам в университет в Христиании. К 1850 г Ибсен написал первые стихи и драму «Катилина», тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 в Европе. Зарядки для телефонов оптом. city-mobile.ru Контакты Оплата и доставка Скидки до 20% Гарантия Перейти Яндекс.Директ Бросает медицину и переезжает в Христианию, где участвует в политической жизни, сотрудничает в газетах и журналах. 26 сентября 1850 г поставлена пьеса Ибсена —одноактная лирическая драма «Богатырский курган». В1851—1857 гг. благодаря пьесам «Катилина» и «Богатырский курган» Ибсен занимает место драматурга, режиссера и художественного руководителя Норвежского театра в Бергене. В конце 1840 — начале 1850-х гг. Ибсен обратился к сатире и гротеску; буржуазной современности Ибсена противопоставлял героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и возвышенность человеческих чувств. Пишет пьесы «Иванова ночь», «Фру Ингер из Эстрота», «Пир в Сульхауге». Она и «Катилина» — единственные пьесы Ибсена 50-х гг., которые в этот период пользуются успехом Создает также пьесу «Воители в Хельгеланде», основанную на сагах. В 1857г Ибсен переезжает в Христианию и возглавляет столичный Норвежский театр, художественным руководителем которого остается до 1862 г В 1858 г. Ибсен женится на Сусанне Торесен. Рождается их единственный сын Сигурд. В 1864 г на полученную стипендию и с помощью друзей Ибсен уезжает в Италию. За рубежом он остается двадцать семь лет. В 1864—1891 гг. жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. В 1866 г. появляется драматическая поэма «Бранд», главный герой которой — человек необычной цельности и силы, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Следом выходит пьеса в стихах «Пер Гюнт». Герой этой пьесы — полная противоположность Бранду. Пер Гюнт, простой крестьянский парень, воплощение душевной слабости человека. Эта пьеса символизирует окончательное размежевание Ибсена с романтизмом и романтической идеализацией характера. На рубеже 70-х гг. Ибсен пишет политические и историко-философские стихи. В 1873 г заканчивает дилогию о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин», которую он называет «мировой драмой», где решаются проблемы устройства мира и возникает идея «третьего царства» — нравственно-политического идеала драматурга. Мировая слава приходит к Ибсену в конце 70-х гг., когда он выступает с острокритическими пьесами из современной жизни, драмами идей. Основная тема пьес «Столпы общества», «Кукольный дом», «Привидения», «Враг народа» — несоответствие между показным блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены аналитически, драматическое напряжение создается не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом. С середины 80-х гг. социальная критика у Ибсена ослабевает («Дикая утка»), В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план, однако Ибсен беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счет жизни и счастья других людей: «Росмерсхольм», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес», «Йун Габриель Боркман». Начиная с 80-х годов, имя Ибсена служило во всем мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. Его пьесы шли во многих театрах. «Пер Гюнт» был положен на музыку Э. Григом. В 1891 г Ибсен возвращается на родину. 70-летие Ибсена становится национальным праздником в Норвегии. 23 мая 1906 г после тяжелой продолжительной болезни Ибсен умер в Христиании. Еще из рубрики "Скандинавские писатели" Карин Бойе – цитаты Краткая биография Астрид Линдгрен Краткая биография Андерсена

 

 

«Мужчина и женщина, словно царь и царица, увенчаны каждый своей короной. И он, и она правят своим миром посреди рода человеческого. У каждого из них - свои особые права. Мужчина - это внешняя сторону мира, а женщина - внутренняя, скрытая. Мужчина завоевывает и подчиняет, а женщина - как неисчерпаемый подземный источник, который дает силу дереву жизни»,- говорил мудрец Елиягу Ки. Мы можем с этим соглашаться или не соглашаться, но все, наверное, признают ту истину, что мужчина и женщина - равноправные представители рода человеческого, которые не могут обойтись друг без друга. Поэтому несправедливо, когда кто-то кого-то считает существом низшего сорта, ранга. Это доказала Ибсеновская героиня Нора, решительно выступив против своего унижения как человеческой личности, несмотря на традиции и мораль, которые существовали в то время. «Кукольный дом» ей не подошел. Об этом и много другом - сегодня на уроке.

- В образе Норы есть целиком реальный прототип. это датско-норвежская писательница Лаура Килер (1849-1932). Под влиянием Ибсеновской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с автором, посоветовав Лауре начать литературную деятельность, между ними завязаласьдружба.

Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора самая уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу - это ее сознательное решение.

2. Интерактивное упражнение «мозговой штурм»

какие возможные повороты сюжета (другие ситуации, отличные от авторской)?

(Ожидаемые ответы: «Муж сразу узнал о подделанном векселе Норы и о происхождения денег»; «Норе дает деньги Ранк»; «Фру Линне уговаривает Крогстада забрать письма и замять эту историю», «Крогстад не возвращает вексель и ждет возврата долга», «История приобретает огласку. Против Норы возбуждают дело в суде», «Нора прощает мужа», «Хельмер берет на себя вину Норы», «Нора получает огромное наследство от далеких родственников».)

3. Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий

4. Проблемные вопросы и задачи

В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»? («Кукольный дом» - это дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не живут, а лишь играют в любовь, брак, семью согласие и даже в человеческое достоинство и честь; при наименьшей буре «уютное гнездышко» Хельмеров разрушается.)

? расшифруйте цепочку «дочь > кукла-женщина > человек-борец». (Это этапы положения в семье и становления личности Норы).

• Докажите, что «Кукольный дом» — социально-психологическая драма. (В произведении затронуты социальные проблемы: богатства и бедности (Хельмер - Крогстад), гражданских прав женщины (Нора и вексель, который она подделала); психологические, так как напряжение произведения является, прежде всего, психологическим, внутренним; поведение героев пьесы является глубоко мотивированным)

• Определите черты «новой драмы». (Перенесение акцента с внешнего действия на внутреннее; конфликт завязывается раньше самого действия; «открытый финал»; непривычная тема)

Беседа:

-Что нужно Крогстаду?

(Он обвиняет Нору в аферизме, угрожает тюрьмой, если она не поможет ему не только остаться в банке, а и занять более высокую должность. Почему бы и нет, он же такой же преступник, как и Нора, тоже подделал документ).

-Как эта сцена дополняет характеристику Норы?

(Это благородная женщина. Она не может обратиться к отцу за помощью, когда тот болен).

-В каком психологическом состоянии оказалась Нора? Почему?

(В отчаянии. Не может открыто поговорить с мужем. Нора доверилась только подруге, которая ей искренне сочувствует, но не понимает, почему Нора не доверилась мужу. Она считает своего мужа честным, порядочным человеком: «...для него было бы мукой, унижением узнать, что он обязан мне чем-то).

-Для чего приходит в дом Хельмеров Кристина Линне?

(Она пришла, чтобы попросить Нору, свою подругу, помочь найти работу в банке; приход Кристины и Крогстада почти одновременно - это приход самой судьбы, которая решила уничтожить дом и семью Хельмеров. Письмо Крогстада к Торвальду раскрывает тайну Норы. Наконец, все выяснилось).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: