II Сущность Петровских реформ




I 17 век как канун петровских реформ

 

Событие:

-смута

-раскол церкви(старообрядцы и новообрядцы)

-многочисленные бунты и восстания =>17 век считается эпохой глубочайшего кризиса национального бытия.

 

«Выпросил у Бога священную Русь сатана».

Протопоп Авакуум

17 век – время распадение средневековой русской культуры.

Петр получает в наследство европеизацию и борьбу, но все это осложнялось идеями Просвещения. Просвещение – философская система 18 век. Также Петру досталась держава, пребывавшая в состоянии духовного кризиса и даже надрыва.

Новаторы 17 века:

1) Отец Петра - царь Алексей Михайлович(при нем появился 1ый театр)

2) Патриарх Никон (сподвижник Алексея Михайловича). При нем произошли такие реформы как: культуры, экономики, политика.

II Сущность Петровских реформ

v Стрелецкие бунты

В 17 век (век разгара кризиса), русский человек ждал конца света. Люди бросали работы, начали строить гробы. Церковь в это время выпускала бумаги, по которым это все обсуждалось. Конец света назначали на 1699 год. В это время из-за границы возвращается Петр. Именно в этот момент, Петр вводит новое летоисчисление =>в таких поступках заключались его реформы.

Петр реформировал сознание русского человека.

v Заграничные поездки Петра

Петр был первым из русских царей, который выехал заграницу. Он поехал туда учиться, уезжая, он видел, что в стране идет религиозная война. Царевна Софья обострила эту ситуацию. Петр заграницей читает и изучает книги по этому вопросу: о веротерпимости, об отделение церкви от государства. В Европе все это было уже сделано.

По приезде Петр объявил о веротерпимости. Он велел строить церкви лютеранцев, а старообрядцам разрешил уехать в Сибирь.

Все эти заграничные поездки дали Петру новые решения проблем. Петр перестраивает сознание и культуру.

Петр вводит новый гражданский алфавит, цифры.

v Старая идеология (семиотический подход к изучению истории) и замена ее новой

Он вводит понятие «отечества» - на исторический взгляд социума в определенном смысле играет семиотическая обусловленность восприятия: Петр –«отец отечества», т.е. патриарх. То что, Петр отделил церковь от государства, это было вторжением светской власти в церковное управление- проявление антихристов духа. Петр обвинялся в том, что самовольно восхищал на себя святительскую власть, именовался «отец отечества». Петр как бы публично объявлял себя богом, заявлял о себе как о боге - если не прямо лингвистически, то семиотически.

Также были случаи, когда сподвижники Петра ставили его портрет в красный угол, облабзовывали его и поклонялись ему. Церковный язык употребляли в непотребных ситуациях. Петр повелел называть его без отчества, а для русских людей того времени, это значило, что без отчества себя именовали только святые. Он вводит европейские платья – «Петр нарядил людей бесом». Русское платье воспринимается в петровскую эпоху как маскарадное. Более того, Петр выводит русскую женщину из терема, переодевает в европейскую одежду, говорит, что нужно ходить на балы, образовываться. Ему нужна был образованная Россия, а образовывать должна была женщина. Петр игнорировал «родной язык» и считал правильным западный.

v Концепция Москва –Третий Рим, начало новой петровской идеологии

Титул императора + «отец отечества» + «великий», - все эти три наименования отчетливо указывали на римскую традицию. Само обращение к Риму как к идеалу государственной мощи было традиционно для русской культуры.

Царь этимология к «цъсаръ», равнозначно императору (пер. с нем.Kaiser –«имепратор», также восходящее к имени цезаря.

Идея Москва-Третий Рим:

1) Высшие духовные ценности, благочестие и мощь Москвы.

2) Теократический аспект-время войн, воровства чужих достижений.

А) Иерусалим(благочестие и священство) идеал будущего

Б) Рим (власть и царство) развития Московского государства

Символ Византии распадается на два символических образа:

-Константинополь понимается как новый Иерусалим-святой, теократический город и вместе с тем как новый Рим - имперская, государственная мира. Обе эти идеи и находят

воплощение в осмыслении Москвы как нового Константинополя или третьего Рима.

Ассоциация Петербург- Новый Рим.

-Герб Петербурга находит в себе мотивы герба Ватикана.

Пример: ключи перекрещенные (Рим)- якоря(Россия). Парадизм Петербурга святость города, т.к. в центре города апостолы.

Апостол Андрей воспринимался более национальным для России(орден Андрея Первозванного. Андрей был призван Христом раньше Петра. Флот получает Андреевский флаг.

v Сущность петровских реформ.

1) Россия благодаря флоту стала открыта европейским гос-вам.

2) Петр строит новую столицу. Он переносит ценности со всего света в Петербург:

-мощи Ал. Невского (Из Новгорода)

-Новая Голландия в центре Петербурга

- Васильевский остров (линии, каналы Венеция)

3) Петр не только построил 4 ый Рим, он построил Мировую столицу.

v Результаты Реформ в области культуры:

1)Первая газета («Ведомости»1703г)

2) издавались первые светские книги (насильно). Петр заставлял переводить книги.

3) Появление профессионального театра.

4) Появляются первые писатели, первые образцы русской литературы. В рез-те культура стала сама себя описывать в литературном дискусе благодаря реформам Петра.

Вопрос №2: Русский классицизм: мировоззренческие основания классицизма и их трансплантация в русскую культуру, основные идеи и образы, система жанров.

IФилософия эпохи классицизма

18 век – век философии.

Просвещение

Тотально все были увлечены философией. Главная идея времени – построение идеального гос-ва и идеального человека.

Ответ на вопрос: Почему в мире так много зла?

1)Изначально мир прекрасен, т.к построен божественным разумом

2) Человек: склонен к заблуждениям, к ошибкам.

=>Нужно просветить разум человека

Так возникает культу разума и науки(Карл Линней).

3) Построение гос-ва: а) «единственный человек» (обладал и пользовался своими естественными правами: свобода и равенство). Б) теория общественного договора (о вступление в общество, народ как суверенное гос-во заключает с властью договор). Власть заботиться о человеке и стране, человек уступает частичку своих прав, но остается равным и свободным. => Люди вначале избирают =>вертикаль власти(чиновники, дума).

ð Подлинный хозяин гос-ва весь народ. Вертикаль власти – слуги народа, и они между собой заключают договор.В) Как заставить служить народу?

ð Нарушение договора: если власть нарушила договор, то народ имеет право судить такую власть(не прибегая к революции). Этот пункт был создан для припугивания власти.

4) Философия и лит-ра:

А)Вся литра времени имеет философский хар-р:

Пример: Д. Депо «Робин Крузо» 1719 г.- философский роман.

Б)тяготение к проблемам гос-ва: Всю лит-ру пронизывают идеи гос-ва.

II Русский классицизм

1) Процесс «трансплантации»: Д.С. Лихачев: «Явление должно быть востребовано в этой стране при перенесении, оно меняется, приспосабливается, иногда и погибает».)

Перевод на языки русской культуры и ментальности.

В европейской оде Furor Poetienc формула => В Европе античность была актуальна, к тому же языком церкви, науки и образования была латынь.

Первый и Второй поэты классицизма Тредьяковский и Ломоносов привезли другой перевод: Тредьяковский «Трезвое пьянство» А) религиозный экстаз Б) перевод на язык культуры

Ломоносов: «Восторг»А) религиозный экстаз, «наружу вознесение души из пепла»

Б)Церковный славянизм знакомый русскому человеку

2) «Проблема литературного покоя».(Ш. Бурдье)

Литературное поле – это такое пр-во, в котором действует лит-ра.

Необходимо для лит-ого покоя:

А) автор

Б) писатель

В) издатель

Г) критик

Д) Лит-ный язык

Отцы основатели русской лит-ры(Тредьяковский, Ломносов). К тому же, они занимались проблемой создания русского лит-ого поля.

Ломносов создал:

1) Систему стихосложения – создание стиха было крайне необходимо, потому что русского стиха не было. Он предлагает создание своей системы стиха. Он указал все окончания, спондей, пиррихий. Но не указал только гипердактилистическое(20 век). Весь 18 век русские поэты писали с переходом от силлабики к силлаботоники (по Тредьяковскому), а Ломоносов предложил окончательный вариант.

2) Орфография русского языка 1759г. – нужен лит-ный язык русскому язык новому человеку. Русского лит-ого языка не было, потому что вместо лит-ого языка занимал церковнославянский. Не было грамматики. Ломоносов озадачился проблемой разрушения русского языка, было много иноязычной лексики. Главная идея Ломоносова состояла в создании нормативной грамматики. Он взял за основу церковнославянский я зык, его грамматику. Он создает идеальную модель языка, описывает все. Его российская грамматика появилась в 1759 году. Церковнославянский как бы наша античность.

3) Жанры и мотивы: Торжественная и духовная ода: Вносит в русскую поэзию определенную тему – религиозное творчество. Духовная ода – это переложение псалмов или текстов священного писания: Пр. «Вечернее размышление о божьем Величестве»

4) Темы

5) Концепцию русского поэта:

а) Гражданское назначение поэта (стихотворении «Разговор с Анакреоном»). Поэт легкой поэзии воспевает женщин, вино, любовь. Смысл гражданской поэзии – гражданин страны, своего гос-ва. Сакральный смысл поэзии – «Устами движет Бог». Цитата из Библии Ветхого завета Пророк Моисей: «Поэт - пророк».

РУССКАЯ ОДА:

Лит-ное поле для оды:

1) Европейская ода: восходит к античности=> латинская ода опиралась на латынь =>языческая образность

2) Русская ода: восходит => опиралась на церковнославянский язык => христианская образность. Русская одна –религиозный текст.

 

Исторические труды Ломоносова: культуре необходима национальная память, без памяти нет будущего. Русской истории занимались академии. В академии на то время были немцы. Академики- немцы были воспитаны в своей традиции: в хрониках, а не в летописях. Например: главной идеей Миллера была Норманнская теория (о призвании норманнов на территорию Руси). Ломоносов написал огромный труд по истории от сонования до 16 века.

Вопрос № 3: Поэтика Ломоносовской оды (торжественной и духовной).

М. В. Ломоносов 1711-1765 гг. Ломоносов не был крепостным крестьянином. Он был «белым» крестьянином (мелкая буржуазия). Отец Ломоносова был богатым человеком, он строил корабли, на которых ловили рыбу, нерпов, китов, китовый жир, ворвань. Он и его семья жили на острове Грумане – Новая земля. Уделили большое внимание образованию. В. Шубин –известный скульптур двоюродный брат Ломоносова. Ломоносов изучает церковнославянский, математику. Он читал Семиона Полоцкого. Неподалеку от их села была территория старообрядцев на севере, позже они уехали на юг. Ломоносов попадает в старообрядческую общину, он начинает читать их книги. Образован он был на старообрядческий лад, но чтобы учиться дальше, ему нужно было знать латинский язык. Именно поэтому он уходит из дома в Москву. Он поступает в славяно-греко-латинскую академию, в старшие классы. На троне анна Ионавна. Ломоносов сбегает заграницу с помощью Феофана Прокоповича, сподвижника Петра первого. Он учиться четыре года там, а сбегает он, потому что при Анне Иоанновне нельзя было учиться крестьянским детям. В академии все места занимали немцы, когда он вернулся в Россию, но ему все - равно удалось сделать множество открытий. К сожалению, его открытия были востребованы только в 20 веке.

«Поэтический восторг» в одах М.В. Ломносова.

-Ломоносов- поэт, настоящий, подлинный предмет поэзии, которого, следовательно, нет у других. Задача русской поэзии – назвать те вещи, которые специфически присуще «райской стране»

- в русской традиции «Восторг» - это «состояние восторженного» - благое искупление, восхищение, забытие самого себя, временное стремление духа, мира и сует его».

- «Восторгать» - уносить умственно в высшие пределы. Церковнославянским словом въстъргъ в древности называлось состояние души, освободившееся на время от времени плоти, вырваться из тела как из темнице.

- В текстах Ломносова Поэтический восторг в контексте традиции, таким образом свидетельствует об особом экстатическом состоянии лирического «Я», его духовном вознесении к небесному.

-Сакральные функции, утверждены ранее за религиозно-учительным словом, теперь автоматически перенеслись на слово иного типа- светское, широкое и, естественно, на саму фигуру поэта- мирянника.

Главное условие состояние поэтического восторга: молчание и тишина - поэт указывается в спиритуальном пр-ве иного мира, где: «устами движет бог; я сним начну вещать».

-Источником поэтического слова оказывается божественная инстанция, а поэт, вернее душа поэта – это своеобразный медиатор, проводник, прорицатель. Быть им способен только избранный. Пророческий дар поэта будет предметом поэтической рефлексии.

- В русском языке тишина и молчание имеют разный смысл: «тишина есть природный феномен». «Молчание есть человеческий феномен. В сов-сти они образуют безмолвие или немоту».

- «Божественное слово», звучащее в поэзии, обеспечивает бессмертие души поэта и бессмертие самой поэзии.

-Образ сердца появился рядом с поэтическим восторгом Ломоносова («жар сердечный»)

- Более подробно, семантику сердца разрабатывает Державин: «В сердечной простате беседовал о Боге».

- Восторженная к небу душа - крылата, перната или способна к полету. Этот образ расширяет семантику восторжения наверх.

- Мотивы полета или крылатости активно представлены в русской поэзии нового времени.

-Мотив окрыленности уже в 20 веке ярко появился у В.Маяковского.

- Окрыленость поэтической души в русской лирике всегда противопоставлена «земная низость».

- Сематическое поле поэтического восторга включает предикаты: души крылатости, небесной природы, простоты сердечной, бессмертия души, немотного и молчаливого слова, обеспечивающие в сов-сти избранное, неземное, спиритуальное бытия поэта и поэтического слова.

 

«Богородичные черты русской женственности в одах М. В. Ломносова».

- Русский 18 век экстремально заостренный интерес к новому и демонстративный отказ от строго приводит к полной смене предшествующих культурных стереотипов, а также и способах их ментальной интерпретации.

- Ода должна быть коммуникативной для социума, то есть понимаемой и воспринимаемой адекватно русским читателем. А потому самым главным и существенным моментом трансплантации европейской одической модели на русскую почву становится процесс ее перевода на языки русской культуры и ментальности.

- связь оды категории женского, которая только кажется случайной, также выражает одни из важнейших аспектов новой культуры.

- Женщина и власть инновационное явление, как:» женщина и власть».

- К эпохи Ломносова по подсчетам Ф. Буслаева, женщин – святых насчитывалось 26, многие из них были малоизвестными, местнодчтимыми святыми.

- Напряженный поиск предикатов и атрибутов русской женственности, которые отличались от привычного изображения мужского, ощущается и в самих текстах Ломоносова. Пример: «О вы, российские героини».

- Античные имена богини и обозначенная античными эпитетами пространство ее бытия становится внешней атрибутикой оды, что помогло избежать возникновение кощунства по отношения к православной традиции.

- Образ прекрасной жены в текстах Ломоносова сопровождает словесный ряд, который может быть понят как традиционно апофатическое именование богоматери: премудрость, радость, отрада, тишина, покров, ангел, спасительница, свет, надежда, истина, матерь.

- Апофатические имена Богоматери просто эпитеты, они означают или фиксируют какую-то божественную исповедь и становятся типам иконного изображения.

-Рядом с его одической героиней закономерно появляются сопутствующие богородичным текстам мотивы рая, сада: «Как рай цвете ею держава».

- Особое внимание оды к военным победам и триумфам императрице, казалось бы – малосоотвествующее ее женственности, может быть связано с устойчивым именем Богородицы, как «избранной воеводы».

-Детальное исследование «женской святости» в московском царстве позволяет говорить о богородичном-софийном осмыслении русского теократического гос-ва. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что русская ода, озабоченная поиском женской идеальности и осмыслением проблемы «женщина и власть», находят решение в области национально-религиозного предания и национальной мифологии.

- Ломоносов оставляет слово - Богиня из названия греческих богинь, для избежания кощунства.

АПОФАТИКА – тип коммуникации, в которой идет говорение – умолчание, поэтому давали апофатические имена. У Богоматери апофатических имен более 307, они все запечатлены в иконах. «Главное имя Богородицы - радость».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: