Сентября 2018 года в Несвижском районе проводится ЕДЗ (единый день здоровья)на тему: «День здоровья школьников.Профилактика нарушений зрения».
Улучшение показателей здоровья школьника-первостепенная задача.
Исследования показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема состояния здоровья учащихся обрела социальное значение. По уровню здоровья в Несвижском районе детей с 1-ой группой здоровья – 26,6%, 2-ой – 60,1%, 3-я 11,6%, 4-я – 1,7%.
Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных адаптироваться к нагрузкам. Как следствие этого: снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.
Многие ученики в настоящее время занимаются дополнительно. В средней и старшей школе свободное время многих учащихся расписано буквально по минутам. Не следует забывать, что неправильное формирование режима дня может привести к переутомлению, нервным срывам и снижению успеваемости.
1. Смена деятельности
Общая продолжительность движения в режиме дня школьника должна составлять: в 11-14 лет – около 4 часов; в 15-17 лет – 3-4 часа
В день необходимо посвятить не менее 30 мин умеренной мышечной нагрузке.
2. Сон
Существенное значение в любом возрасте имеет продолжительность сна.
Продолжительность сна зависит от индивидуальных особенностей человека. И хотя строгой нормы сна нет, продолжительность ночного сна учащихся 14-18 лет должна в среднем составлять 9-10 часов в сутки. Из-за недосыпания среди подростков особую остроту приобретает проблема дневной сонливости. От 25 % до 62 % старшеклассников жалуются на трудности утреннего пробуждения, вялость, сонливость в дневное время. Негативными последствиями недосыпания являются ухудшение памяти, затруднения с удержанием внимания, уменьшение скорости реакции. Это отражается на успеваемости и ведет к повышению вероятности проявления нервных срывов.
3. Умственное переутомление
Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний, при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы. Снижение работоспособности и развитие утомления при умственной труде происходит постепенно.
Научные исследования показывают, что в школе на первом уроке знания усваиваются плохо - идет "врабатывание"; на втором-третьем – наилучшее усвоение знаний, затем - постепенное снижение работоспособности. Ученик волевым усилием справляется с умственной нагрузкой, но на последних уроках, особенно в конце недели уже проявляются признаки переутомления. Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. Начинают проявляться нарушения ритма сердечно-сосудистых сокращений, изменения артериального давления, потеря аппетита. Проявляются нервно-психические расстройства: раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. При переутомлении эти признаки не исчезают после кратковременного отдыха или достаточного по продолжительности ночного сна. Для полного восстановления сил требуется длительный отдых, а иногда лечебные процедуры.
4. Движение – это природное свойство человека. Двигательная активность человека влияет на сохранение и укрепление здоровья, повышает общий тонус и жизнеспособность организма, стимулирует защитные силы организма. Двигательная активность способствует развитию всех систем и органов, включая сердечно-сосудистуюю. Гиподинамия способствует быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы.
Школьники нередко ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это отсутствием возможности или времени для занятий спортом. Регулярные занятия спортом способствуют повышению эффективности работы дыхательной системы. В результате однотипных движений или длительного сидения (стояния) могут возникнуть изменения в кровообращении, у многих школьников формируется неправильная осанка.
5. Зрение
В школьном возрасте часто наблюдается ухудшение зрения у школьников.Это связано с неправильной организацией учебных занятий при чтении и письме, длительными просмотрами телевизионных передач и работой на компьютере.
Например, через 60 мин после непрерывного сидения у телевизора наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Нервные клетки оказываются «перегруженными» ненужной информацией, вследствие чего ухудшается память, ослабевает внимание и возникают проблемы с усвоением учебного материала.
Без вреда для нервной системы и зрения школьники могут смотреть телевизионные передачи не более 2-3 раз в неделю с продолжительностью до 60 мин. Старшие школьники до 1,5 часов с обязательными перерывами.
Работа на компьютерах предъявляет к организму также повышенные требования. Это эмоционально-психические, зрительные и статические нагрузки (длительное сидение в определенной позе). У школьников старших классов после 45 минут работы на компьютере нарушается способность к четкому различению предметов. При длительной работе на компьютере у человека снижается работоспособность, возможно появление головных болей.
6. Вредные привычки
Табакокурение приводит к развитию болезней органов кровообращения. Никотин повышает частоту сердцебиений, сужает кровеносные сосуды и снижает их эластичность После выкуривания одной сигареты показатели давления увеличиваются на 15 мм рт.ст. Выявлена взаимосвязь у молодых людей между курением и поражением сосудов нижних конечностей. Алкоголь пагубно влияет на сердечную мышцу. При этом масса сердца возрастает, а его работоспособность падает, нарушается ритм сердечной деятельности.
7. Культура питания
Культура питания складывается из регулярности приема пищи, распределения пищи по приемам в течение дня, поведения за столом, пищевых предпочтений… Школьники часто не успевают вовремя или не спеша поесть.
Проблема здоровья учащихся в настоящее время обрела социальное значение. Задача учителей, воспитателей, педагогов, родителей способствовать не только сохранению и укреплению здоровья школьников путём ведения ими здорового образа жизни, формирования культуры здоровья,но и формировать здоровьесберегающую среду в семьях,в образовательных учреждениях.
Районный педиатр М. Г. Новик
Районный врач-валеолог В.А.Ивашкевич