1. Мотивация |
Цель этапа:сформировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. |
Мотивация должна быть четко связана с темой урока, она психологически настраивает учащихся на ее восприятие, настраивает их на решение определенных проблем. – рассказ учителя – наглядность – мозговой штурм Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями нужно использовать различные сценки, статьи, статистические данные (например, соотнесение определения с его понятием), разные определения одного понятия. |
2. Сообщение целей (целеполагание) |
Цель этапа: обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, т.е. того, что они должны достичь на уроке и что от них ожидает учитель. |
На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся; затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями. Для того, чтобы начать с учащимися совместное продвижение к результатам обучения, в этой части интерактивного урока нужно: · назвать тему урока или попросить кого-либо из учеников прочесть ее; · если название темы содержит новые слова или проблемные вопросы, обратить на них внимание учащихся; · попросить кого-нибудь из учащихся объявить ожидаемые результаты; · напомнить учащимся, что в конце урока вы проверите, насколько они достигли ожидаемых результатов |
3. Предоставление новой информации |
Цель этапа: предоставить учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания, но за минимально короткое время. |
Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо. Эту же работу можно провести иначе: на обратной стороне доски заранее записываю ключевое слово. Затем учащимся предлагается выбрать те понятия, которые, по их мнению, связаны с ключевым словом. Этот вариант работы эффективен тогда, когда у учащихся недостаточно представлений об изучаемом понятии. Третий вариант организации этой работы: предложить учащимся расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят в голову, при этом не нужно стремиться к логике, последовательности. |
4. Интерактивное упражнение. Центральная часть урока |
Цель этапа: усвоение учебного материала, достижение результата урока. |
Обязательной является следующая последовательность и регламент проведения интерактивного упражнения. · Инструкция: цель упражнения, правило, последовательность действий, время на выполнение заданий, спрашивает все ли понятно (2-3 минуты) · Объединение в группы и распределение ролей (1-2 минуты) · Выполнение задания, где учитель выступает как организатор, помощник, ведущий, стараясь предоставить учащимся максимум возможностей для самостоятельной работы и обучения в сотрудничестве (5-15 минут) · Презентация результатов выполнения упражнения (3-15 минут) · Рефлексия результатов учащимися, осознание полученных результатов, что достигается путем их специального коллективного обсуждения (5-15 минут). |
Технология рефлексии после определенных упражнений, фрагментов урока. Устное обсуждение может проводиться по вопросам: · с какой целью мы проводили это упражнение? · какие мысли оно у вас вызвало? · какие чувства? · чему вы лично научились? · чему хотели бы научиться в дальнейшем? |
5. Подведение итогов урока |
Цель этапа:концентрация учащихся на эмоциональном аспекте, чувствах, которые они испытывали в процессе урока |
Рефлексии способствуют вопросы: Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. |
Основными методами и приемами интерактивного обучения являются:
· Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
· Кластеры — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
· Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
· Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
· Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
· Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
· Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
Другие методы и приемы интерактивного обучения:
- «Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.
Задание: Работая в парах, определите, у какого животного какой детеныш.
Животное | Детеныш |
1. Собака 2. Овца 3. Лошадь 4. Корова | А) Ягненок Б) Теленок В) Щенок Г) Жеребенок |
- На основе приёма «Ранжирование» использую упражнение «Что важнее?». При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.
- Прием «Верно/Неверно». При выполнении приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.
- При переходе к работе в малых группах - приём «Один – два – четыре». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса.
- «Дерево решений »: обучающиеся делятся на 3 или 4 равночисленные группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.