Композиция сочинения части С




раздел задачи приемы объем примеры
ВСТУПЛЕНИЕ 1.Вступить в контакт с читателем 2. Ввести читателя в тему 3. Подготовить к восприятию текста 1. сообщение о теме 2. сообщение об авторе 3. цитата 4. афоризм 5. риторический вопрос 6. вопросно-ответная форма 7. назывное предложение 8. риторическое восклицание 9. сообщение о прочтении текста 10. аналогия 11. парадокс 3-7 предложений Сообщение об авторе (Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своем творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы) Цитата (Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам – эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера «Дедушкин дом») Определение темы(Автор текста, который я прочитал, как и многих из нас, привлекает тема активности и пассивности людей, деятельности и созерцательности) Назывное предложение (Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется) Афоризм. («О времена! О нравы!» - воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста) Риторический вопрос (Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта?) Восклицание (Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства!) Вопросно-ответное единство. Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1 БЛОК – АНАЛИЗ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Анализ проблематики текста 1. вычленить проблемы, рассматриваемые автором 2. сформулировать их, перечислить.   1. Перечисление проблем 2. Формулировки в виде вопросов 3. Возможно цитирование 1-2 предложения 1. В виде вопросов (Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему порой дети становятся избалованными, неприспособленными к жизни?) 2. Перечисление проблем (Какие же проблемы поднимает автор в приведенном отрывке? Как и во всей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве. Героиня страдает за веру в Бога, следовательно, поднимается проблема свободы вероисповедания. К тому же мы видим проблему духовной стойкости человека в нечеловеческих условиях.
Формулирование проблемы текста 1. выбрать одну из рассматриваемых проблем 2. четко ее сформулировать 3. мотивировать свой выбор 1. Перечисление проблем 2. Формулировки в виде вопросов 3. Возможно цитирование 2-3 предложения Прочитав текст В.Солоухина, я еще раз убедился, что проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова:… Я думаю, что самая важная проблема, которую поднимает автор, заключается в следующем:… Автор текста поднимает важную проблему:… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… Проблема.. привлекает внимание многих исследователей. Задумался о ней и … Обращение к тексту … заставило меня задуматься о проблеме…, которую рассматривает автор.
Комментарий проблемы 1. растолковать проблему, разъяснить, охарактеризовать её 2. сказать об отношении общества к ней, её соотнесенности к определенному типу проблем 3. сказать об актуальности, новизне 4. объяснить интерес автора к проблеме, ход его мыслей 2 типа комментариев: 1. текстуальный – следование за автором в раскрытии проблемы. 2. концепционный – интерпретация проблемы, ее актуальность, столкновение различных мнений.   Формы: цитирование разъяснение анализ проблемы   8-12 предложений Является ли эта проблема актуальной для всех, или она интересует узкий круг специалистов, людей с определенными интересами, относящихся к некой социальной или возрастной группе? К какому типу более широких проблем относится данная проблема? Какие стороны можно в ней выделить? На каком материале раскрывает автор эту проблему? На чем заостряет внимание? Актуальность проблемы текста определяется тем, что… Сегодня её актуальность не ослабевает, потому что… Все сказанное определяет актуальность проблемы текста… Высказывание известного писателя… не потеряло актуальности и в наши дни…
Выявление авторской позиции 1. понять мнение автора относительно данной проблемы 2. объяснить причину возникновения такой позиции Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос. Рекомендуется цитирование 2-5 предложений   Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что… Хотя позиция автора не выраженная ярко, логика текста убеждает нас в том, что… Позиция автора сформулирована весьма четко:… С автором трудно спорить относительно…
2 БЛОК – ИЗЛОЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ Выражение согласия-несогласия, частичного согласия с автором. 1. одобрить или не одобрить позицию автора 2. выразить солидарность или несолидарность 3. выразить понимание, принятие или непринятие позиции Возможно цитирование 1-2 предложения   Я полностью согласен с мнением автора относительно… Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что… Я целиком разделяю позицию писателя… Трудно спорить с автором в том, что… Думаю, что следует согласиться с автором в том, что… Я одобряю позицию автора… Мне близка позиция автора относительно… Нет сомнения в том, что слова автора о… заслуживают одобрения.
Формулирование собственной позиции 1. сформулировать собственную позицию, т.е. отношение к проблеме и путям её разрешения 2. сформулировать тезис будущей аргументации Формулировка в виде тезиса, который требует доказательств 1-2 предложения   Я считаю… Моя позиция состоит в том, что… Вслед за автором скажу, что… Хочу выразить собственное мнение относительно данной проблемы:… Однако на вопрос… у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что…
Доказательства справедливости собственной позиции 1. подобрать не менее 3 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы, остальные – опираясь на знания или жизненный опыт 2. подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками Возможно цитирование   Тезис   довод 1 довод 2 довод 3
 
 


 

пример пример пример

       
 
   
 

 


вывод

8-12 предложений   Попробую доказать собственное мнение. Во-первых, … Например, … Могу привести пример… В качестве доказательства приведу … Во-вторых, … В-третьих, … Наконец, … (виды аргументов см. с. 70)  
Вывод из аргументации 1. сделать вывод о справедливости тезиса, верности позиции Подтверждение тезиса 1-2 предложения   Таким образом, … Следовательно, … Итак, …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. завершить контакт с читателем 2. подвести итог 3. побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы 1. нравственный вывод 2. резюмирование 3. цитата 4. афоризм 5. призыв 6. вопросно-ответное единство 7. возвращение к началу 8. риторическое восклицание 9. сообщение об итоге анализа текста 10. пословица 11. пожелание на будущее 3-5 предложений Кольцевая композиция. Возвращение к началу Так зачем же люди вступают в общественные организации и движения? Это новое общение, возможность самореализоваться и развить собственные задатки, шанс не пройти по жизни незамеченным, а принести пользу обществу. Пословица Итак, мастерство – это финал профессиональной подготовки. К нему надо стремиться, чтобы достичь высот в освоении профессии. «Дело мастера боится», - так гласит пословица. И чтобы в собственной профессии для нас не было белых пятен, надо стремиться стать Мастером. Призыв к какому-либо действию или прекращению действия. Так давайте же сохраним то неоценимое наследие, которое досталось нам от предков! Нравственный вывод В.Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живем в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть ее такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.

 


Типы аргументов

Тип аргумента Формулировка Формы аргументации Примеры
Естественные доказательства   Это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному». Использование этого довода предполагает ситуацию, в которой есть очевидец (очевидцы) какого-либо события, факта Примеры из художественной литературы Нельзя назвать красивым праздного или недружелюбного человека, пустослова или лицемера, даже если природа наградила его гармоничными чертами. Вспомним героинь Л.Толстого из романа «Война и мир»: никакая блестящая, но холодная красота Элен не идет в сравнение с природной грацией, искренностью и непосредственностью Наташи Ростовой.
Ссылки на авторитет Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...…; Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды сказал, что...…; Еще Петр I говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...…; Большинство врачей считают, что...…; Как установлено японскими учеными…...
Ссылку на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек, т.е. апеллируем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден. Вы идете в парк, чтобы отдохнуть – без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам все новые виды – поляны, аллеи, перспективы; и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя.
Свидетельства самого автора сочинения Я знаю много примеров крепкой дружбы, начавшейся ещё в школьные годы. Люди выбирают разные специальности, судьба разбрасывает их по самым отдаленным уголкам света, но они по-прежнему встречаются, помогают друг другу.
Пословицы, поговорки «Терпя, и горшок надсядется», «Терпя, и камень треснет», – едко, но метко говорят народные пословицы. Триста лет под татарами, триста лет под Романовыми выработали не только терпение героическое, кончавшееся взрывами народных восстаний, но и терпение холопское – притерпелость.
Логические доказательства Их также называютдоводами «к логосу»илидоводами к размышлению.Древнегреческое слово logos означает «понятие; мысль, разум». Таким образом, доводы к логосу – это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. Рассуждение с дефиницией. Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение. Следует ограничиться только теми дефинициями, которые имеют хотя бы некоторые признаки, совпадающие с правильными. Каждое отличие правильной дефиниции от неправильной следует разобрать. Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия
Силлогизм–дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение). Хрестоматийный пример силлогизма: Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен. Обычно силлогизмы опираются на общеизвестные истины и на элементарную логику, которая доступна каждому. Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему Отечеству.  
Аналогия – умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса. Основой аналогии является наличие у двух предметов (явлений) общих признаков, и на этом основании делается вывод, что эти объекты имеют и другие общие признаки. Различают физическую и образнуюаналогию. Физическая аналогия предполагает сопоставление близких или практически тождественных явлений и предметов. В основе образной аналогии лежит сравнение отдаленных предметов действительности, сходство которых проявляется лишь в процессе сопоставления и имеет ярко выраженный образный характер. Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного применения своим способностям.  
Чувственные доказательства (психологические) Чувственные аргументыназывают также аргументами к пафосу.Используя эти аргументы, мы строим свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо. Убеждающий стремится выразить свою позицию, заразить ею слушающего (читающего). аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство; аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство). Личная уверенность или неуверенность пишущего;   Примеры, вызывающие эмоции; Показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис;   Прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.

 

Подсказки-клише

 

ТЕМА ТЕКСТА

Данный текст о … Текст И.И.Иванова посвящён вопросам …. Данный текст мне понравился именно тем, что он касается вопроса … И.И.Иванов в данном тексте размышляет о … В данном тексте рассказывается случай из жизни … В данном тексте описывается ситуация … Данный текст – письмо героя … Данный текст – размышления героя о … Текст сообщает нам информацию о …

Краткий пересказ с элементами анализа

 

ИДЕЯ ТЕКСТА

Основная мысль текста звучит в 7 предложении: «…» Основную мысль текста мы находим в первом абзаце: «…» Как отвечает на поставленный вопрос автор текста? … Думаю, что основную мысль текста можно сформулировать так: … … - вот основная идея (мысль) текста. «…» - в этом высказывании автора (героя) отражена главная идея (мысль) текста.

 

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА

Основная проблема – это та,

ü которая стала объектом раздумий автора;

ü над которой он в основном размышляет;

ü к которой он неоднократно возвращается;

ü по которой отчётливо заявлена авторская позиция

 

В тексте исследуется проблема (чего?) (род. падеж) экологии

анализируется нравственного выбора

поднимается добра и зла

рассматривается воспитания милосердия через литературу

затрагивается утраты милосердия

социальных преобразований в стране

Автор изложил, поставил, рассмотрел, выдвинул, затронул, поднял, сформулировал, исследовал, проанализировал (философскую, психологическую, общественно-политическую) проблему.

 

Данный текст посвящён (острой, важной, животрепещущей, актуальной, серьёзной) проблеме… Прочитав историю героя, мы задумываемся над проблемой … В подобной ситуации можно вести себя по-разному. Именно выбор поведения в данном случае и является одной из главных проблем текста. Проблема, затронутая в тексте, я думаю, типичная. Одна из проблем текста - … История, описанная автором, ставит передо мной следующую проблему: … Ситуация, описанная в тексте, ставит перед нами следующую проблему … Я думаю, основная проблема текста - … Я выделил бы в тексте следующую проблему … В данном тексте мне интересна следующая проблема … Проблема в тексте прямо не заявлена автором, но я думаю, что стоит поразмышлять о … Прочитав текст, я хочу написать о следующей проблеме: …

 

Комментарий к сформулированной проблеме текста:

- какие понятия рассматривает автор;

- к какой категории относится избранная автором проблема;

- насколько она злободневна в наши дни;

- что делает её жизнеспособной;

- насколько глубоки исторические корни этой проблемы (традиционна эта проблема или нова);

- какие точки зрения существуют по данной проблеме;

- как автору удалось привлечь к ней внимание читателя

В комментарии не должно быть

- пересказа исходного текста;

- рассуждения по поводу всех проблем текста;

- комментариев о действиях героев текста;

- общих рассуждений о тексте: ведь надо прокомментировать одну из проблем!

 

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Я думаю, авторская позиция сформулирована в 7 предложении: «…». Автор утверждает: «…». Автор считает (убеждён), что … Автору важно убедить читателя в том, что … Бесспорно мнение автора о том, что … Позиция автора очевидна: … Цель автора – обратить внимание читателя на … Задача автора – убедить читателя в том, что … Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: … Автор подводит читателя к мысли о том, что … Автор пытается донести до читателя мысль о том, что … Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: … Размышляя о …, автор текста приходит к выводу … … - вот авторская позиция в тексте. … - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы. … - вот итог авторских раздумий по основной проблеме. «…» - в этих словах, по-моему, отражена идея (мысль) текста. «…» - именно эта мысль отражает позицию автора (героя). … - в этом предложении звучит прямая авторская оценка … … - всё это позволило автору выразить мысль о том, что … Позиция автора, я думаю (не) совпадает с позицией героя. Автор считает, что … Позиция героя заключается в следующем: … Герой считает, что … Поступок героя текста говорит о его позиции: … Герой сам объясняет свой поступок в 7 предложении: «…».

 

Авторская позиция может быть выражена

Чётко, прямо, непосредственно: ü в названии текста; ü в отдельных предложениях; ü через ряд аргументов. Через: ü риторические вопросы, ü риторические восклицания, ü порядок слов, ü лексические повторы, ü оценочную лексику, ü модальные слова и частицы, ü вводные слова, словосочетания, предложения.

 

В художественном стиле

- автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;

- он словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы:

а) дать возможность читателю представить описываемые события;

б) передать свои эмоции;

в) вызвать ответные чувства и переживания;

- автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать;

- авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.

 

ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ АВТОРА

Позиция автора по этому вопросу показывает, что он человек благородный (переживающий за судьбу русской культуры, неравнодушный к вопросам …) Нельзя остаться равнодушным к тому, о чём пишет автор … (К сожалению,) мнение автора (героя) является распространённым… К немалому удивлению узнал, что … Автор (герой) убеждён в правильности данных им оценок … Я считаю позицию героя справедливой (интересной, неправильной…) Поступок героя вызывает у меня уважение (неуважение, удивление, …) Разделяя негодование автора, хочу сказать, что … Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение … Возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что … Интересно то, как автор (герой) …

 

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что … Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что … На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что … Автор, несомненно, прав, утверждая, что …. При этом я убеждён, что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как … Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что … По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что … Автор справедливо осуждает …, однако я не могу согласиться с тем, что … Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: … Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но по-моему, он ошибается в том, что … Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … Вызывает сомнение тезис о том, что … Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.

 

ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

Я (не) согласен с автором: … Я (не) согласен с точкой зрения автора: … Свою позицию хочу высказать словами народной пословицы: «…» Я думаю (считаю, убеждён, не сомневаюсь), что … Я не думаю, что … Авторская позиция чётко заявлена в тексте, и я не могу с ней не согласиться. Моя позиция такова: … Я в жизни придерживаюсь следующего принципа (правила): … Я поступил бы иначе: …

 

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аргументами являются:

- факты (свидетельства очевидцев, даты, место и обстоятельства событий, участники событий)

- биография (жизнь) исторических деятелей, деятелей науки, известных людей

- положения официальных документов

- общественные законы

- законы природы

- статистические данные

- научные данные

- авторитетное мнение известного человека (учёного, писателя, политического деятеля)

- ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

- народная мудрость (пословицы, поговорки)

- примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы

- собственные наблюдения и выводы

- примеры из жизни окружающих людей

К аргументам, которые есть в этом тексте, я хотел бы добавить свои. Эту мысль подтверждает случай из жизни … Мы убеждаемся в этом, читая русскую литературу (газеты, научные статьи …) В качестве аргумента я хочу привести известную народную мудрость. Эту мысль подтверждает и знаменитое высказывание писателя (учёного, публициста, …) В качестве аргументов хочу привести следующие научные факты. К такому выводу меня привели следующие размышления … Предположим, что утверждение автора (моё утверждение) не верно. Если бы герой поступил иначе, то … В подобной ситуации я поступил бы так, потому что …

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: