Элементы теории и метод эксперимента




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ

ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА

С ПОМОЩЬЮ МАШИНЫАТВУДА

 

Методические указания

к лабораторной работе

 

 

Рязань 2012

УДК 537.226.4

Изучение динамики поступательного движения тела с помощью машины Атвуда / Рязан. гос. радиотехн. ун-т; cост.: М.А. Буробин. Рязань, 2012. 8 с.

Содержат основные теоретические сведения, порядок выполнения работы и итоговые контрольные вопросы.

Предназначены для студентов всех направлений подготовки бакалавров и специальностей, изучающих дисциплину «Физика».

Табл. 1. Ил. 2. Библиогр.: 3 назв.

 

Машина Атвуда, ускорение, равноускоренное движение, ускорение свободного падения

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Рязанского

государственного радиотехнического университета.

 

Рецензент: кафедра общей и экспериментальной физики РГРТУ

(зав. кафедрой доц. М.В. Дубков)

 

Изучение динамики поступательного движения тела

с помощью машины Атвуда

Составитель: Буробин Михаил Анатольевич

Редактор Р.К. Мангутова

Корректор С.В. Макушина

Подписано в печать 20.04.12. Формат бумаги 60 × 84 1/16.

Бумага газетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 0,5.

Тираж 200 экз. Заказ

Рязанский государственный радиотехнический университет.

390005, Рязань, ул. Гагарина, 59/1.

Редакционно-издательский центр РГРТУ.


Цель работы: изучение динамики поступательного движения тела в поле сил земного тяготения, определение ускорения свободного падения.

Приборы и принадлежности: машина Атвуда, блок электронный ФМ-1/1, набор грузов и перегрузков.

Элементы теории и метод эксперимента

Машина Атвуда используется для изучения законов динамики движения тел в поле земного тяготения. Она представляет собой настольный прибор, изображенный на рис. 1.

На вертикальной стойке 1, прикрепленной к основанию 2, расположены два кронштейна: верхний 3 и нижний 4. На верхнем кронштейне крепится легкий блок 5 с узлом подшипников качения, через который перекинута нить 6 с грузами A и B на концах. На верхнем кронштейне также находится электромагнит 7, который при подаче на него напряжения с помощью фрикциона удерживает систему с грузами в неподвижном состоянии. К нижнему кронштейну крепится фотодатчик 8, который выдает электрический сигнал окончания счета времени равноускоренного движения грузов A и B (если на груз B положен перегрузок C). На корпусе фотодатчика имеется горизонтальная риска, указывающая положение его оптической оси. Нижний кронштейн может свободно перемещаться и фиксироваться на вертикальной стойке 1 по всей ее длине. На вертикальной стойке нанесена миллиметровая шкала 9, по которой определяют начальное и конечное положения груза B, а следовательно, и пройденный путь. При этом начальное положение груза определяют либо визуально, либо с помощью прямоугольного треугольника по нижнему срезу груза, а конечное положение - по соответствующей метке на фотодатчике. К основанию 2 прикреплена пластина 10 с резиновым амортизатором, гасящим удар груза B при падении. Основание расположено на трёх регулировочных опорах 11, позволяющих устанавливать стойку 1 в вертикальное положение. Для отсчета времени используется электронный миллисекундомер, который вместе с источником питания электромагнита размещен в электронном блоке 12. Электронный блок питается от сети переменного тока ~220 В.

Принцип работы машины Атвуда заключается в следующем. Если на концах нити висят грузы A и B одинаковой массы M, то система должна находиться в положении безразличного равновесия. Когда на один из грузов (например, груз B) кладут перегрузок С массы m, то система выходит из положения равновесия и грузы А и B начинают двигаться равноускоренно. В комплект установки, помимо грузов, входит несколько перегрузков различной массы, что позволяет изучать движение с различными ускорениями.

Предположив, что нить и блок невесомы, нить нерастяжима, а сила трения мала, получим закон движения грузов A и B. Выберем неподвижную систему координат, центр которой совмещен с осью блока 5 (рис. 2). Ось координат Оx направим вниз. В этом случае действующие в системе силы будут направлены вдоль этой оси и не потребуется векторной формы записи основных законов динамики. На правый груз действуют сила тяжести , сила натяжения нити и вес перегрузка P.

Согласно второму закону Ньютона

,

где a – ускорение груза вместе с перегрузком.

На левый груз будут действовать две силы: и . В силу нерастяжимости нити ускорения обоих грузов равны по абсолютной величине и направлены в противоположные стороны. Тогда из второго закона Ньютона следует, что

.

Так как блок невесом, то

.

Вычитая из с учетом, а также считая, что вес перегрузка равен , получаем

.

Из формулы видно, что если , то ускорение а существенно меньше g. Именно поэтому его легче определить.

Измеряя пройденный правым грузом путь S и время движения t, можно проверить равноускоренный характер движения груза:

.

Определение ускорения свободного падения, казалось бы, можно провести на основе формулы. Пусть а э - экспериментальное ускорение, вычисленное из. Подставляя а э в, получаем

.

Однако вычисление g по формуле и сопоставление его с табличным покажут, что вычисленное и табличное значения g плохо согласуются друг с другом. Такое расхождение связано со следующими причинами.

1. Формула получена в предположении, что сила трения мала. На самом деле она составляет заметную долю от величины силы тяжести - силы, вызывающей движение.

2. При выводе формулы также не учитывается момент инерции блока. Его учет приведет к тому, что равенство не будет выполняться, т. е. .

Попробуем учесть теоретически, как эти величины видоизменяют соответствующие формулы для вычисления величин а и g, и опишем методику обработки полученных результатов в каждом опыте.

Для этого рассмотрим вращательное движение блока машины Атвуда. Основной закон динамики вращательного движения тела имеет вид

,

где - сумма проекций на ось z всех моментов сил, действующих на вращающееся тело; - его угловое ускорение; J - момент инерции тела.

Направим ось z вдоль оси вращения блока. При движении грузов на блок действуют вращающий момент и момент силы трения – M тр. Тогда уравнение примет вид

.

Здесь учтено, что , где r - радиус блока, J б - момент инерции блока. Отметим, что линейное ускорение а крайних точек блока совпадает по абсолютной величине с ускорением а падающего груза. Выражая разность из уравнений и, с учетом веса перегрузка получаем

,

откуда

.

Обозначим через М б приведенную массу блока

,

а через F тр - приведенную силу трения

.

Учитывая и, из получаем

.

Оценки показывают, что ,поэтому соотношение можно упростить и привести к виду

.

Пусть а э i, а э j - экспериментальные ускорения перегрузков mi и mj соответственно. Подставляя а э i, а э j, mi и mj в соотношение, получаем систему

где g э - экспериментальное значение ускорения свободного падения.

Из найдем

.

Формула может служить основой для экспериментального определения ускорения свободного падения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: