Цели: дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.
- Понаблюдайте за движением облаков и изменением их формы. Проследите за легким облачком, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же наоборот, уменьшается и «тает». Хорошо наблюдать, наметив какой-нибудь ориентир: верхушку дерева или крышу дома.
Приметы: в июле тучи простираются по небу полосами - будет дождь; к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака - к ясной погоде; облака черные, низкие, движутся быстро - ненастье сохранится; на перистых облаках появились множество белых облачков - к дождю.
Поговорки и пословицы: лето пролежишь, зимой с сумою побежишь; летом дома сидеть - зимой хлеба не иметь. Стихотворение.
Вьет венок в лесу июнь,
Распевают птицы.
Одуванчик, только дунь - Тотчас разлетится.
ОБЛАКО
Облако за облаком по небу гналось - За облаком-лодкой облако-лось.
А ветер гонит, гонит, торопит облака,
То с налету тронет, то шевельнет слегка...
Я. Аким
Загадки.
Выше леса, выше гор Расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он нежно-голубой. (Небо.)
Белый-белый пароход Над деревьями плывет,
Если станет синим,
Разразится ливнем. (Облака.)
Дидактические игры «Дерево, куст, цветок», «Бывает - не бывает» (с мячом).
Подвижные игры «Через ручеек», «Жмурки с колокольчиком».
Труд на участке: работа на огороде.
Прогулка 18: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТЕНЬЮ
Цели: формирование умения делать элементарные умозаключения о взаимодействиях и взаимосвязях в природе; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.
В помещении детского сада спросить у детей, есть ли тень от предметов (нет). На улице обратить их внимание, на то, что предметы отбрасывают тени, в полдень же солнце находится высоко над головой, и от предметов совершенно нет тени, а утром и вечером тени длинные. Какие тени отбрасывают разные предметы? Понаблюдайте за ее изменениями в течение дня.
Наблюдение за вечерними тенями
Продолжить наблюдение за вечерними тенями. Сделать вывод. Тень передвинулась и изменила свою длину, стала длиннее.
Приметы: утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч - к хорошей погоде; солнце в туман садится - к дождю.
Поговорки и пословицы: лето идет вприпрыжку, а зима вразвалочку; дважды в году лету не бывать.
Стихотворение «Солнце отдыхает».
Загадки.
Ты упала мне под ноги, Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа, Будто я шагаю лежа. (Тень.)
Мету, мету - не вымету, Несу, несу - не вынесу, Ночь придет - сама уйдет.
(Тень.)
Дидактические игры «Догони свою тень», «Да или нет».
Подвижные игры «Мячик кверху», «Через ручеек», «Догони свою тень».
Прогулка 19: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕВЫМ ЧЕРВЕМ
Цели: продолжать знакомить с многообразием животного мира планеты; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- После дождя найдите дождевого червя, понаблюдайте за ним. Дождевые черви питаются отмершими частями растений. Они их заглатывают вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную слизистыми выделениями непереваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги.
Наблюдение за шмелем
Цели: закрепить представление о насекомых; учить выде лять их главные признаки, знакомить с особенностями внешнего строения, места обитания, способами передвижения, питания, защиты.
- Обратите внимание на внешний вид вьющегося над цветами шмеля. У него довольно крупные размеры, яркий желточерный, иногда частично красный узор и волоски, покрывающие тело насекомого. В остальном очень похож на пчел. Питаются шмели пыльцой и цветочным нектаром. Они вьются над цветками, собирая нектар.
Приметы: дождь пошел после обеда - будет долго идти; солнце в туман садится - к дождю; утром трава пахнет сильнее обычного - к дождю; утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
Поговорки и пословицы: в июне всякий кустик ночевать пустит; в июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут; готовь сани летом, а сани зимой; одним днем лето не опознаешь.
Стихотворение.
ЛЕТО
Сколько запахов у лета! Сладкий - липового цвета,
Горький - листьев тополиных, Нежный - еле уловимый - Запах зреющей малины.
ШМЕЛЬ
Шмель тяжелый, полосатый Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал: «Трудна работа!
Ведь цветам в саду нет счета!»
Е. Фейерабенд
Загадки.
Он носит поясок, Хотя без рук, без ног. В земле живет,
Когда ползет,
Рыхлит ее и удобряет,
Так плодородье повышает.
(Дождевой червь.)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Шмель.)