Лекция на тему: «История северного фольклора. Фольклор Архангельской области.»




 

Вступление: Русский музыкальный и танцевальный фольклор условно делят на стилевые зоны, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, своеобразные музыкальные интонации, костюмы, манеру исполнения хороводов, плясок и даже отдельных движений.

Одна из стилевых зон — северная часть России, в которую мы объединили Архангельскую, Вологодскую, Костромскую и Кировскую (Вятскую), а также часть Мурманской области. Здесь веками складывалась и развивалась самобытная культура русского народа, рождались песни, танцы, создавались костюмы.

Из всех названных областей основное внимание уделено Архангельской — самой большой области севера России по территории и населению. Территория ньнешней Архангельской области начала постепенно заселяться новгородцами в XI веке. Новгородские купцы построили здесь населенный пункт — Холмогоры, который впоследствии стал центром Новгородского Завалочья. Бурное и систематическое заселение новгородцами северных земель началось позже, в XIII веке. Они создавали свои поселения по рекам Северная Двина, Вага, Пинега, Мезень, Печора и др. Новгородские вооруженные дружинники — ушкуйники (ушкуй — плоскодонная лодка — A. KJ достигали берегов Студеного — Белого моря.

В 1478 году вместе с переходом Новгорода под власть Московского государства в состав его вошли бассейн реки Северная Двина и все другие земли, ранее заселенные русскими людьми.

Основная часть: Архангельская область — огромный край: хвойные леса, болота, озерки, могучие реки. Города и деревеньки жмутся к берегам больших и малых рек — единственных путей-дорог, связывающих их с миром. Удаленность от больших центров России, где раньше начала развиваться промышленность и раньше нарушилась замкнутость домашнего быта, создали на Севере условия, которые надолго оставили в силе суровый патриархальный уклад жизни. Север миновало разорительное татаро-монгольское нашествие.

Долгие годы торговля России с Западом шла через северные морские и речные порты Изобилие рыбы, леса, пушниины, строительство морских судов поднимали жизненный уровень северян. Все это сделало Север независимым, богатым, свободолюбивым краем. Суровый климат, борьба с природой, охотничий и рыбный промысел, частые встречи с различными опасностями выработали и закалили характер северян — людей смелых, честных, суровых и даже несколько замкнутых.

В то же время это очень гостеприимные, приветливые; и доверчивые люди, хотя и скупые на слова До сих пор во многих деревнях ни в одном доме нет замков и, если у двери стоит палка значит, дом закрыт, никого нет — вот и вся премудрость!

Постоянная борьба с природой наложила отпечаток не только на характер северянина, но и на его быт. Дома здесь большие, высокие, из толстых бревен; по давней сложившейся традиции их строят на высоком подклете; окна, с резными наличниками, расположены высоко от земли — в долгие зимние месяцы снега наваливает по самые окна Под огромной двухскатной крышей, по гребню которой лежит тяжелое бревно — охлупень с вырезанным на конце замысловатым коньком, помещаются две избы — летняя и зимняя, а также хлев и сарай.

Центром дома являются обширные сени, в которые ведет вход с крыльца В сенях много дверей, отсюда можно пройти в избу, клеть, горницу, чулан, кладовку, на поветь — главное хозяйственное помещение на втором этаже, самое просторное. К задней стене дома пристроен широкий бревенчатый настил — взвоз, по которому через широкие ворота можно въехать на лошадях с возом сена прямо на поветь.

В воскресные дни зимой или в ненастье молодежь снимала избу и устраивала сижонки или вечереньки, т. е. посиделки, где пела, плясала, водила хороводы — места для этого на, повети было достаточно. А когда играли свадьбу, то поезд ' с женихом по взвозу заезжал на поветь невестиного дома. Здесь же накрывали скатертью столы, выходила невеста и причитала: Что за шум шумит да что за гром гремит? Не от ветра ли, не от вехоря. Широки ворота да растворилися? Что за люди, да что за гости, Что к нам в дом да въехали?

В больших деревнях, селах и городах перед домами обязательно настланы высокие и широкие тесовые мостки, или мосточки. Они удобны и легки для ног, их подновляют, прокладывают новые. Молодежь любит гулять, по мосткам и часто устраивает на них танцы А в некоторых городах области можно еще и сейчас видеть улицы, вымощенные бревнами.

Красочен и богат женский костюм в Архангельской области. В каждом районе костюмы различаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, — длинный сарафан. Праздничный летний девичий костюм, распространенный в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах области, состоит из длинного штофного голубого сарафана — штофника.

Поверх сарафана надевается душегрея без рукавов из парчи — коротена. На голове повязка — полукокошник или малый кокошник. Это шапочка без дна, состоящая из двух палое позумента с поднизью из рубленого перламутра, которая завязывается сзади лентами.

Дополняют костюм ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра, белый кружевной платочек. Девушку в этом торжественном наряде называют повязочницей. В каждом из этих районов костюмы хоть незначительно, да различаются. Так, в Пинежском районе поверх коротены накидывали три больших платка, которые, как правило, находились на плечах, и концы их закальшали.

Коротена у поморок в Мезенском районе шьется клешем в виде солнышка, а на Пинеге она лишь слегка расклешена и называется полушубкой. В других районах области, например в Каргопальскам, сарафан малинового цвета, шьется из шелка и спереди украшается золотым кружевом. Короткая душегрея на длинных лямках здесь называется перо. На голове вместо повязки сверкает высокий кокошник — венец, унизанный белым бисером и цветным стеклом, имитирующим драгоценные камни На шее — бисерные бусы на ленте.

В Шенкурском районе сарафан синий, из набивной ткани — набивник, украшенный серебряным позументом. Душегреи нет, на голове высокий полумесяцем ажурный венец, шитый бисером, стеклярусом и украшенный фольгой. Праздничный костюм дополняют янтарные бусы и серьги.

Праздничный костюм замужней женщины отличается от костюма девушки-невесты в основном головным уборам. У девушки он оставлял затылок и косу открытыми, а у замужней женщины полностью закрывал волосы. Очень распространен у женщин повойник — низкая парчовая шапочка Иногда с повойником повязывали красную шелковую косьшку — кустышку (куст, пустошку). Женщины-молодки могли надеть на девичий головной убор нарядные платки.

Гуляли, играли и водили хороводы не только летом, но и зимой на улице. Тогда на сарафан в одном районе надевали длинные шубы, а в другом — короткие шубки с оторочкой из меха на рукавах и понизу. Поверх головного убора накидывали шаль или яркий шелковый платок.

Праздничный мужской костюм был почти одинаков во всех районах: белая рубаха из домотканого холста или шелковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка В некоторых районах костюм довершала шляпа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: