ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Разработчик | Учитель истории Пивовар Ульяна Александровна | |||
Предмет: история Казахстана | Класс: 9 | I четверть | Урок № 3 | |
Тема | Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане.(1 урок) | |||
Раздел | Раздел 1. Казахстан в начале XX века | |||
Ресурсы | Учебник:1.История Казахстана(1900-1945).Учебник для 8-9кл. Общеобразоват.школы. Часть1/К.С.Ускембаев, З.Г.Сактаганова, Л.И.Зуева.-Алматы: Мектеп,2019, пар.8-9 | |||
Дополнительные материалы (ссылки на видеоматериалы) https://www.youtube.com/watch?v=-HUesTxWt8A&feature=youtu.be | ||||
Цель урока | 8.3.1.2. Оценивать общественно-политические процессы в Казахстане в начале XX века. | |||
Работа с терминами | Первая мировая война, цензура, тыловые работы, инородцы, всенародное восстание, военно-полевой суд. | |||
Краткий тезисный конспект урока | С первых дней Первой мировой войны (1914-1918)во всех областях Казахстана царь объявил «чрезвычайное положение», были запрещены собрания, стачки, отказ от работы, введена военная цензура на газеты и журналы. Был усилен полицейский надзор.
Итак, вначале XX в. Казахстан – колония России, сырьевая база российской экономики. Война привела к назреванию экономического, политического и социального кризиса в России. Там разворачивается революционное движение. Частью общероссийского кризиса стал назревший кризис в казахской степи. С разоблачением империалистического характера войны в газете «Казах» выступил один из лидеров казахской либерально-демократической интеллигенции Алихан Букейханов. А. Бокейханов опубликовал статью «Снова война», где он доказывал несправедливость войны. «Государи воюют, а проливается кровь народа, разрушаются его хозяйства».
Участие России в войне сказалось на положении народов, живущих в национальных окраинах: было введено около 10 видов пошлин, в том числе введён военный налог – 1 руб. 84 коп; налоги выросли в 15 раз; увеличилась кибиточная подать; вводилась трудовая повинность. Рост цен: пуд муки стоил 94 коп., а в 1916 г. – 40 руб.
Форсированными темпами шла дальнейшая колонизация края. Царское правительство создаёт переселенческий фонд, лишив казахов к 1916 г. 40 млн. га лучших земель, вытеснив их в бесплодную степь и горы. Один из высокопоставленных чиновников докладывал о землях, на которые были оттеснены казахи, что он «не обнаружил ни воды, ни земли», т.к. вся земля там представляла собой скалистые вершины. Массовое изъятие земель у казахов резко осложнило отношения между кочевниками и русско-украинскими переселенцами. Т. Рыскулов писал: «После 1899 г. этнические конфликты (столкновения) между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в степи».
В годы Первой мировой войны ограбление края принимает ещё более масштабный характер. Из степи в огромном количестве по принудительным ценам вывозили скот. Была произведена реквизиция кибиток и кошм для царской армии. Было изъято более 70 тыс. лошадей, около
13 тыс. верблюдов, 300 тыс. пудов мяса и т. д. Шла вербовка батраков-казахов для «добровольной» работы в кулацких хозяйствах и на предприятиях. В особенно тяжёлом положении оказались рабочие предприятий, находившихся в собственности иностранных предпринимателей. Царская администрация в 1916 г. подготавливала изъятие новых земель для славянских колонистов. Ещё в 1913 г. А. Байтурсынов писал: «Само существование казахской нации стало острой проблемой». Тяготы войны дали толчок к росту рабочего и крестьянского движения в Казахстане. В июне 1915 г. бастовали рабочие экибастузских копей, Спасского медного рудника в Караганде, нефтепромыслов Эмбы и Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Причина: низкая заработная плата, тяжёлые условия работы. В 1916 г. в Верном и Семипалатинске прошли волнения солдатских жён и городской бедноты. Не случайно именно в это время здесь разворачивается мощное национально-освободительное движение.
1.Лидеры
2.Поводом к началу национально-освободительного движения послужил царский указ о мобилизации инородцев (нерусских народов) «для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии».Из Туркестана и Степного края предполагалось мобилизовать 500 тыс. джигитов. Мобилизации подлежало всё мужское население в возрасте от 19 до 43-х лет. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства и без того расшатанного изъятием земель. → Убийство волостных управителей, уничтожение списков, столкновения с полицией, откочёвка. Восстановление доколониальных институтов власти. В этой ситуации царизм прибегнул к своей излюбленной тактике «разделяй и властвуй».
23 августа 1916 г. вышел секретный указ генерал-губернатора Туркестанского края Куропаткина, освободивший от набора должностных лиц, нижних полицейских чинов, духовенство и лиц, пользующихся правами дворян. → Указ отколол от восставших местную администрацию, духовенство, часть байства.
3.Расстановка сил, участвующих в борьбе:
Сторонники царского указа – местная администрация, духовенство
Либерально-демократическая интеллигенция – тактика разумного компромисса, хотя М. Дулатов назвал царский указ «кровавым». Казахская либерально-демократическая интеллигенция предлагала отсрочить мобилизацию, выдвигала на первый план идею выживания народа, сохранения его этнической целостности.
А. Байтурсынов: «Казахи – подданные российского государства, должны быть на фронте, наравне с другими нациями с оружием в руках, чтобы защитить страну, а привлечение к «чёрной» работе считаю унизительным».
А. Бокейханов: «Согласившись идти, джигиты пострадают меньше и не погибнут, сопротивление же принесёт огромные жертвы, кровопролитие».
4.Революционно-демократическая интеллигенция – противники царского указа (Т. Бокин, С. Сейфулин, Майкутов, Мендешев), примкнувшие к восставшим.
5.Основная движущая сила – казахские шаруа, рабочие, ремесленники. К ним присоединилась национальная буржуазия и степная аристократия, а также уйгуры, дунгане, узбеки, киргизы.
Объединила все слои идея национальной независимости.
6.Целью восставших было освобождение казахского народа от колониальной зависимости.
7.Характер -антиколониальный, национально-освободительный
8.Центры восстания:
| |||
Более подробную информацию по данной теме, вы сможете получить, прочитав в учебнике. | ||||
Задание к уроку |
| |||
Обратная связь с учителем | Инструкция: 1.Прочитать опорный конспект внимательно, обращая внимание на даты, пар.8-9 учебника. 2.Сделать краткий конспект (дата, тема урока)Указать в конспекте: причины восстания, повод восстания, цель восставших, характер восстания, центры восстания (таблица в файле) 3.По ссылке просмотреть видеоматериал: https://www.youtube.com/watch?v=-HUesTxWt8A&feature=youtu.be 4.Заполнить в файле «задание к уроку» и отправить по электронной почте pivovar20@inbox.ru 15.09.20г. | |||