История философии в кратком изложении




ББК 87.3 И90 РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫПО ОБЩИМ ПРОБЛЕМАМ ФИЛОСОФИИ Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута История философии в кратком изложении И90 Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995- 590, [1] с. ISBN 5-244-00552-9 Книга коллектива авторов Чехословацкой АН представляет собой краткиеочерки по истории философской мысли от се истоков до немецкой классическойфилософии включительно. Рассматриваются философские культуры странМеждуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира,средневековья и Нового времени. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Введение Древний Ближний Восток - истоки философского мышления Философия древней и средневековой Индии Начала философского мышления Учение джайнизма и буддизма Учение материалистов Философские системы индуизма Философия древнего и средневекового Китая Начала философского мышления Сто школ - период расцвета китайской философии Философия в эпоху династии Хань Философия в III-Х вв. ВВЕДЕНИЕ Развитие теоретического мышления и становление философии представляютдлительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступеняхчеловеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найтиответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имелидлительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадииклассовых отношений. Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человекстал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание,оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становитсяпредметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и,естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека изокружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами,символизировавшими его стремление к соединению с природой. Результатыархеологических исследований и сравнительной этнографии позволяют хотя бычастично осветить этот этап развития человеческого мышления. Конкретныеформы начальных теоретических построений, которые существовали до созданияписьменности, остаются для нас более или менее гипотетическими. Развитие практической деятельности человека предполагаетсовершенствование его способности предвидения, основанную на наблюденииопределенной последовательности событий и, таким образом, постижениинекоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многихвнешних обстоятельств и внутренних условий, характерных для определенныхобластей и общностей. К важнейшим моментам, влияющим на ход этого процесса,относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания.Развитие языка, и прежде всего появление абстрактных понятий, являетсяважным свидетельством формирования теоретического мышления и складыванияпредпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и дляфилософии. Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметыкультового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных временстремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает ипочему кончается. Подобные вопросы, даже если ответы на них были самымифантастическими, предполагали существование причинной зависимости и наличиевесьма сложных представлений о пространстве и времени. В частности,представление о времени возникало из понимания как конечности человеческогосуществования, так и постоянства движения небесных тел, время же измерялосьдлительностью растительного цикла. Такое представление претерпелозначительное развитие уже в древнейшие времена. Об этом говорят некоторыемифы, где время выступает как мера ценности. Только то, что вечно, можетбыть совершенно. Вечность является атрибутом божественного существования идействия. Неосознанным выражением этого убеждения и одновременнопрактическим подтверждением стремления к преодолению временнойограниченности индивидуального человеческого существования были различныепогребальные ритуалы, магические обряды и культ усопших, сохраняемый родом. Наивно-натуралистическое понимание природных закономерностей,проецируемое на отношения в обществе, весьма долго существовало во взглядахна мир, его начало и суть; не избавилась от него и философия. Все эти обстоятельства воздействовали на представления людей о природеи постепенно модифицировали их. Развитие мысли в области этой проблематикивесьма долго протекало в рамках существовавших взглядов и формально невыходило за их пределы. Однако обыденные представления под влияниемрасширяющегося опыта получали новое содержание, а углубляющееся познаниеокружающего мира и человеческого общества ускоряло этот процесс. Важнейшейвехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Онане только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатилапредпосылки для развития собственно знания. Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первыепроявления философского мышления складывались неравномерно. Различалисьмежду. собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями.Был целый ряд специфических, обстоятельств, которые ускоряли или замедлялиэто развитие и которые сейчас нельзя с точностью определить. Мы стремилисьна некоторых примерах, которые, конечно, не исчерпывают всю проблематику,показать, как возникали предпосылки теоретического осмысления мира и какимипутями развивалась философия в колыбели цивилизации - на Востоке. Развитиефилософского мышления в странах Востока не составляло прямой линии. И хотяне исключается на некоторых этапах и в некоторых областях взаимное влияние,все три исследуемых региона - Ближний Восток, Индия и Китай - представляютсамостоятельные культурные целостности. Ближний Восток не создал в древности философской традиции в подлинномсмысле слова. Однако он был областью, где в отличие от других регионов мирапреобладали оседлые земледельцы и развитие социально-экономических отношенийпроисходило весьма интенсивно. Этому динамичному развитию соответствовала инакопленная сумма знаний и опыта. Новые практические сведения использовалисьдля развития теоретического мышления. Они воздействовали также нарелигиозные представления, на идеологию и культуру в целом. Все этиразличные сферы человеческой мыслительной активности выступали в древнихближневосточных цивилизациях как единое целое. Однако в их единствесуществовали предпосылки для возникновения различных научных дисциплин,включая философию. Основу этого богатого наследия восприняли греки преждевсего малоазийского побережья, а через их посредство и весь эллинистическиймир. Огромный вклад Греции во все области познания, включая философскоемышление, невозможно представить без этой основы. Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Индией. Однакоздесь развитие мысли с самого начала протекало более или менеесамостоятельно. Предпосылки и начальные формы философского мышления в Индиипостепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которыхможно проследить на длительных временных отрезках. Здесь философскаятрадиция никогда полностью не прерывалась, несмотря на различныеполитические, социально-экономические и этнические изменения. Онасуществовала в индийском обществе как устойчивый элемент вечно живогокультурного наследия. Внешние влияния и контакты, о которых упоминается вглаве, посвященной Индии, обогащали индийскую философию, но не былиопределяющими для ее развития. Древнюю и средневековую китайскую философию также нельзя отделять отразвития духовной жизни китайского общества в целом. Она развиваласьсамостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако втечение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовнойжизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитиекоторого определялось способностью интегрировать в себе различные новыевнешние влияния. Кроме того, в древности и в средние века наравне с крупнымигосударственными образованиями возникали и существовали менее значительныегосударства, где развивались различные направления мысли, которые, ксожалению, в настоящем исследовании невозможно оценить и представить вдостаточной мере. ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Люди уже в доисторические времена создавали представление о мире,который их окружает, и о силах, которые правят и миром, и человеком. Осуществовании этих взглядов и представлении свидетельствуют материальныеостатки древнейших культур, археологические находки. Примитивный способпроизводства и старейшие формы организации общества, которое еще не былоклассово дифференцированным, оставили лишь эти косвенные свидетельства,говорящие о "мировоззрении" своих носителей. Прогрессирующее развитиепроизводительных сил и более сложная структура общества неотделимы отрасширения опыта и знаний о мире и тех закономерностей, которые влияют наприроду и человека. Этот процесс вел к образованию классовых обществ с болеесложной организацией производства, к созданию письменности. Первыедоказательства существования письменности на изломе 4-го и 3-го тысячелетийдо н. э. были получены на территории Месопотамии и Египта. Письменныезаметки, которые первоначально применялись в хозяйственной и деловойобластях, постепенно охватывали мир мыслей и "создателей" письма, и всехтех, кто получил от них это наследие, совершенствовал и использовал его. Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей непредставляют, очевидно, целостных философских систем с точным понятийнымаппаратом. В них не отражена проблематика бытия и существования мира(онтология), нет четкости в вопросе о возможностях человека познать мир(гносеология). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители,которые стоят у начала традиции европейского философского мышления. Развитиедревнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции небыло бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мыслидревнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние нагреческую культуру в самых древних ее слоях. Однако систематическоеисследование ближневосточных цивилизаций сравнительно молодо и едвапревышает сто лет. Примечательно, что древнейшие античные философы жили в греческихколониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не толькобыли окружены восточной материальной культурой, не только ощущалиполитическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились сразличными специальными знаниями, религиозными представлениями и т. д. Этотживой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был влиятьна греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить своемировоззрение. Их наивный спекулятивный подход к вопросам о том, чтоявляется причиной, основой и принципом всего существующего, что такоедвижение и каков источник изменений, происходящих в природе, лишь постепенноосвобождался от ряда представлений и понятий, взятых из мифов, каксобственных, греческих, так и соседних народов. Миф - одна из форм выражения человеком своего отношения к миру иопосредованного постижения социальных отношений определенной целостности.Это - первый, пусть фантастический, ответ на вопросы о возникновении мира, осмысле естественного порядка. В нем определяется также предназначение исодержание индивидуального человеческого существования. Мифическоеизображение мира тесно связано с религиозными представлениями, содержит рядиррациональных элементов, отличается антропоморфизмом и персонифицирует силыприроды. Однако оно содержит и сумму знаний о природе и человеческомобществе, приобретенных на основе векового опыта. В этойнедифференцированной целостности мифа отражались изменения и всоциально-экономической структуре общества, и в политических силах впроцессе централизации древнейших государственных образований. Важным условием появления новых сведений о человеке и о природныхсилах, которые его. окружают, было углубляющееся разделение труда иформирование древнейших классовых обществ. К. Маркс и Ф. Энгельс в "Немецкойидеологии" выделяют этот момент как основную предпосылку развития всякоготеоретического мышления. "Разделение труда становится действительнымразделением труда лишь с того момента, когда появляется разделениематериального и духовного труда. С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознаниесуществующей практики, что оно может действительно представлять себечто-нибудь, -не представляя себе чего-нибудь действительного,- с этогомомента сознание в состоянии эмансипироваться от мира и перейти кобразованию "чистой" теории, теологии, философии, морали и т. д.". Одним из конкретных проявлений этой новой ситуации было, по К. Марксу иФ. Энгельсу, возникновение социальной группы, которая профессиональнозанимается "чистой" теорией. В древнейшие времена подобную группу составлялипрежде всего священнослужители. Их политические и экономические интересыпоэтому воплощались в религиозные представления,. содержащиеся вмифологическом объяснении мира, и модифицировали их. Осуществлялось этопрежде всего там, где мифологическое предание становилось частью культа.Общественная практика, однако, постоянно накапливала знания и опыт, которыенужно было брать во внимание и которые, создавая предпосылки длявозникновения отдельных научных дисциплин, влияли на развитие теоретическогомышления. Этот процесс можно проследить во всех регионах Ближнего Востока.Наглядным примером может служить его развитие в Месопотамии. С начала 2-готысячелетия до н. э., о чем говорят письменные памятники, здесь развивалисьобщества оседлых земледельцев. Экономическое развитие, политическое влияниеи культурный расцвет этих старейших классовых обществ в значительной мересвязаны с интенсивным земледелием, с развитием ирригационной системы.Специфические природные условия ускоряли процесс разделения труда исвязанную с ним социальную дифференциацию. Рука об руку с углубляющимсяразделением труда шли концентрация населения в городах, развитие ремесла,торговли и дальнейшая специализация труда. Все эти факторы весьма интенсивно воздействовали на сознание человека.Новые хозяйственные виды деятельности предполагали практическое овладениемногими природными закономерностями и их понимание. Строительство обширныхирригационных систем, больших городов, дворцов, храмов, развитие ремесел нинтенсивное земледелие требовали, безусловно, большого опыта и знаний. Дляих закрепления и передачи требовались специальная терминология, понятийныйаппарат, что служило одной из предпосылок дальнейшего практического развитияопределенных областей знания, закладывающих основы будущих научныхдисциплин: математики, геометрии, механики, астрономии и т. д. Автономизациюрационального подхода к реальности от иррационального можно проследить и вмедицине, где наряду с магической практикой начинают применяться операции,действительно исходящие из познания некоторых естественных функцийорганизма. Рациональный подход к явлениям природы, связанный с конкретной трудовойдеятельностью, создал предпосылки для образования ряда научных направлений.Этот процесс не мог, однако, быть завершен до тех пор, пока природа какцелое оставалась персонифицированной божествами, деятельность и воля которыхпознавались лишь посредством религиозных обрядов. Более того, истолкование"божественной воли" монополизировали священнослужители. Зависимость индивида от мифологических представлений в течение всейдолгой истории Месопотамии была значительной. Источники того временисвидетельствуют об изменениях, которые происходили в этой области вразличные периоды. Важным доказательством секуляризации мышления в областиобщественных отношений являются старейшие сборники правовых норм ипредписаний. Сохранились шумерские и древне вавилонские правовые предписанияконца 3-го - начала 2-го тысячелетия до н. э. Регуляция жизни обществанормами, провозглашенными правителем, бесспорно, принадлежит к важнымпроявлениям процесса автономизации человеческого мышления по отношению куниверсальному мифологическому воззрению на мир. Вопрос вины и наказания,исходящий уже не из традиционно существующих этических норм, а из новыхэкономических и социальных потребностей правящего класса, выходит за пределыобласти религиозной жизни и в большинстве случаев избавлен от различных"сверхъестественных" вмешательств. В постановлениях правители еще обращаютсяк божественному авторитету, но конкретное содержание правовых мероприятий иих воплощение носят по преимуществу светский характер и соединяют текущуюпрактику с конкретными потребностям" правителя при организации общества иукреплении собственной власти. Рациональное отношение человека к природе и обществу, проявившееся впонимании некоторых естественных и общественных закономерностей,непосредственно связанных с повседневной практикой, не вызвало, однако, ни ушумеров, ни у вавилонян потребности искать новые ответы на вопросы овозникновении космоса, о сущности природных явлений и о месте человека вмире. Космогонические воззрения, содержащиеся в старейших месопотамскихмифах, прошли определенное развитие, в них отразился новый социальный иполитический опыт: эти изменения можно найти и в представлениях о местечеловека, и в этических нормах, но миф всегда оставался формой объясненияэтих мировоззренческих представлений. Миф в древней Месопотамии служил универсальным объяснением достигнутогоуровня познания. Однако наряду с религиозными представлениями он содержал ипредпосылки развития науки и философии. В этом смысле он интегрировал в себеэлементы, между которыми постоянно имелось противоречие. С одной стороны,для человека Месопотамии существовал ряд вещей познанных и освоенных, сдругой - неизвестный и враждебный мир природы. Справиться с непонятнымиявлениями действительности можно было в эту эпоху лишь "созданием"устойчивого космического порядка, на который проецировались существующиеобщественные отношения. Поэтому космогонические мифы содержат символическуюборьбу принципов порядка и хаоса: хаос всегда враждебен богам и людям. В самой распространенной космогонии месопотамского мира "Энума элиш".("Когда наверху..."), которая имеет аналоги и в соседних регионах и вомногом напоминает греческую мифологию, порядок представляет верховныйвавилонский бог Мардук. Этот бог помогает другим божествам в борьбе с Тиамат- соленым праокеаном, из которого путем смешения с пресной водой (Апсу)родились все остальные боги. Структура и иерархия этого божественногообщества были явно выведены из отношений, которые складывались между членамидревнейших общин в процессе формирования первых классовых образований ицентрализации власти. Так как мифы становились принадлежностью религиозногокульта, в них сохранялись определенные представления наиболее архаичныхслоев общественного сознания. Мардук, например, стал правителем богов наоснове их выбора именно в то время, когда им угрожало нападение Тиамат, что,несомненно, отражало древнюю социальную практику. В то же время в мифахсодержалось и сознательное стремление восславить проводимое упорядочениеобщества, а существующую власть подкрепить божественным авторитетом. Этот идеологический момент, отражающий общественный интерес, наглядноподтверждает изменение функций и места отдельных божественных патроновопределенных племен, областей и городов. Авторитет и значение боговвозвышались и приходили в упадок, набирали силу и влияние и теряли их. Вкачестве примера вновь можно сослаться на первоначально местного ималозначащего бога Вавилона Мардука, который вместе с ростом мощи своегогорода становится главным богом во всем государстве. В литературной формеэтот процесс представлен в мифе "Энума элиш". Подобный процесс,мотивированный стремлением правящих кругов укрепить и идеологическиподдержать социальные и политические изменения и закрепить их в общественнойнадстройке, происходит и в Ассирии. В ассирийском варианте этого мифа(примерно IX в. до н. э.) на месте Мардука стоит главный бог города Ассирии- Ашшура. Прослеживать момент социального интереса в мифологическихпредставлениях весьма сложно, но, так как он пронизывает все представления,показать изменения в общественном сознании весьма необходимо. В первыхпроявлениях философского мышления, встречающихся в древнейших мифах,идеологический аспект крайне важен. Он выступает на первый план там, гдеречь идет о проблематике, касающейся места человека в обществе. Кидеологической функции мифа можно отнести, например, подчеркиваниебожественного происхождения королевской власти, значения сословиясвященнослужителей, а также обоснование перемещения политической власти и т.д. Наряду с вопросами о возникновении космоса, мирового порядка ибожественных законов, правящих миром, в месопотамском мышлении, как,впрочем, позднее и в греческой философии, возникают вопросы, касающиесяпознания смысла человеческой жизни, а также этических норм. Важнымисточником для изучения этой проблематики являются так называемые свары - сборники пословиц, афоризмов, поучительных историй и другие литературныепамятники, включая эпосы, в которых рассматривались жизненные ситуации ичеловеческие проблемы, а иногда давались и советы, как их решать. Эталитературная традиция является более широкой, чем собственно мифологическоепредание, хотя они часто взаимопроникают и дополняют друг друга. Примером может служить "Эпос о Гильгамеше". Рассказ о судьбе идеятельности урукского царя, правдоподобной исторической фигуры первойполовины 3-го тысячелетия до н. э., который ищет бессмертия и задаетсявопросом о смысле человеческой жизни, представляет собой общее завещаниешумеров, вавилонян и ассирийцев мировой культуре. В связи с поисками болеешироких предпосылок философского мышления можно привести хотя бы философскиеположения, содержащиеся в этом эпосе. На вопрос Гильгамеша о смысле жизни,которая оканчивается смертью, отвечает Утнапишти - единственный бессмертныйиз людей: Жестокой смерти не избегнешь! Разве навеки мы строим дом? Разве навеки ставим печать? Разве навеки братья разделяют наследство? Разве навеки утвердился на земле гнев? Разве навеки вздымается река и несет наводнение? Куколку свою оставляет бабочка. Тот облик, которым она могла быть обращена постоянно к солнцу, не может существовать всегда! Спящий и мертвый- как они подобны - разве оба они не создают образ смерти? В этой мысли, которая часто встречается в эпосе и образует смысл всехчеловеческих деяний, усматривается выражение традиционно пассивного подходачеловека Месопотамии к жизни и собственной судьбе. Такой подход, однако, нехарактерен для всего содержания эпоса. Доминирует мысль о том, чтоограниченность жизни во времени вынуждает человека сосредоточиться на егоземной стезе и в этом мире реализовать все цели и стремления, что человексам, собственными усилиями может достичь бессмертия. К этому стремитсяГильгамеш, когда он вместе со своим товарищем Энкиду идет на борьбу счудовищем Хумбабой. Он выражает это такими словами: На бой пусть решится сердце твое, забудь о смерти, отбрось страх! Муж смелый, ловкий и осторожный, который идет впереди, защитит себя и в здравии друга сохранит! Если же оба, однако, падут, защитит свое имя! В эпосе содержится еще целый ряд мыслей, которые восславляютчеловеческое деяние, отвагу обоих героев, сражающихся против чудовищ ибогов, их дружбу и т. д. Вопрос "как жить?" в месопотамской литературной традиции встречаетсясравнительно часто. На него дается ответ в многочисленных пословицах,поучениях и советах, которые во многом напоминают изречения греческих "семимудрецов". В некоторых сохранившихся памятниках их создатели с сомнениемподходят к вопросу относительно смысла религиозного культа. Примером могутслужить литературные сочинения "Иова" и "Диалог господина с рабом", вкоторых заметен отход автора от существовавших религиозных и социальныхустановок. Раб, предстань!-Я здесь, господин мой! - Поспеши и принеси мне воду, хочу умыть руки, хочу своему богупринести жертву.- Принес, господин мой, принес! Человек, приносящий своему богу жертву, спокоен в своем сердце и даетссуду под проценты. - Никогда, раб, я своему богу жертву не принесу - Не приноси, господин мой, не приноси! Привыкнет бог ходить за тобою, как пес, и повторять: "Исповедуй мойкульт!", "Не посоветуешься ли со своим богом?" и постоянно чего-то хотеть(от тебя). Скептицизм человека Месопотамии, касающийся возможностей его познания,в условиях древнего Ближнего Востока не был чем-то исключительным. Длясравнения можно привести египетские литературные сочинения Среднего царства"Разговор человека с его душой" и "Песня арфиста". Здесь также проявляютсясомнения относительно религиозного культа и загробной жизни. Несмотря на эти моменты, которые можно обнаружить в ближневосточнойлитературной традиции, традиционная мифология оставалась главным источником,откуда месопотамцы черпали сведения о своем месте в мире. В Месопотамии, также как и в других областях древнего Ближнего Востока, не произошло отделениянауки и философии от универсального мифологического понимания мира.Случилось это не потому, что здесь отсутствовали предпосылки подобногоотделения, но потому, что уровень накопленных знаний исоциально-экономические условия этого не требовали. Выше мы обратиливнимание на сходные черты и часто даже на прямое влияние месопотамскихпредставлении на возникновение древнейших античных философских систем, что,безусловно, ни в коей степени не умаляет вклада греческих мыслителей.Знакомство с древними восточными цивилизациями дает возможность болееглубоко понять предпосылки их идей, которые не исчерпываются лишь спецификойусловий жизни граждан греческих полисов в Малой Азии. Предшествующаятрадиция здесь определяла не только содержание, но и форму досократовскойфилософии. Если, например, Фалес видел праматерию в воде, а всю природупринимал как "живую", то можно обнаружить связь между этим его утверждениеми отношением к воде как к началу, характерному для древних народовМесопотамии и Египта. Фалес, Пифагор и другие греческие философы, крометого, посещали страны Ближнего Востока и знакомились с духовным наследиемэтих древнейших цивилизаций непосредственно. Влияние месопотамских представлений о мире заметно также в учении такназываемых орфиков. Древнейшая греческая философия не ограничилась, однако,этими влияниями. Греки в своих рассуждениях о сути бытия и его проявленияхочень быстро оставили старые мифические представления. Миф в их изложениилишь одна из возможностей объяснения- и передачи своих наблюдений и знаний омире. Сумма накопленного опыта, которую они расширили и упорядочили,позволила им в новых общественных условиях, опираясь на рациональноепонимание реальности, давать ответы на вопросы, касающиеся существованиямира и человека. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных, памятников,обнаруженных на территории Древней Индии, то тексты индусской (хараппской)культуры (ок. 2500-1700 лет до н. э.), которые до сих пор еще полностью нерасшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно сархеологическими находками) древнеиндийского общества - так называемаяведическая литература. Речь идет об обширном наборе текстов, которыесоставлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н.э.). Однако и в более поздний период создаются произведения, которые посвоему содержанию относятся к этой литературе. Ведические тексты - этолитература преимущественно религиозного содержания, хотя ведическиепамятники не только являются ценным источником информации о духовной жизнисвоего времени, но и содержат много сведений об экономическом развитии,классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающегомира и о многом другом. Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложногоисторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев вИндию, их постепенным заселением страны (сначала северных и среднихобластей) и завершается возникновением первых государственных образований,объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важныеизменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариевпревращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием,ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащейчетыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослужителей имонахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней племеннойвласти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (массанепосредственных производителей и преимущественно зависимого населения). При этом данная социальная структура начинает развиваться и образуетоснову позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе генезисадревнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные этническиегруппы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это, вчастности, дравиды и мунды. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групптекстов. Прежде всего это четыре Веды (буквально: ведение - отсюда иназвание всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшаяиз них - Ригведа (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировалсяотносительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н. э.Несколько.более поздними являются брахманы (возникающие примерно с Х в. дон. э.) - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее - Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического периодапредставлен очень важными для познания древнеиндийскогорелигиозно-философского мышления упанишадами. Ведическая литература, ккоторой принадлежат и другие группы текстов, необычайно обширна, ведь толькоРигведа содержит более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах. Ведические тексты, возникающие на фоне пестрого и длительногоисторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, нопредставляют различные течения мысли и взгляды от архаических мифологическихобразов, литургического обращения к богам, различных религиозных (частично имистических) спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды намир и место человека в нем. Ведическая религия - это сложный, постепенно развивающийся комплексрелигиозных и мифологических представлений и соответствующих им ритуалов икультовых обрядов. В нем проскальзывают частично архаические индоевропейскиепредставления (восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода вИндию жили вместе с другими индоевропейскими племенами на общей территории)индоиранского культурного слоя (общего индийским и иранским ариям).Завершается формирование этого комплекса на фоне мифологии и культовтуземных (не индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия являетсяполитеистической, для нее характерен антропоморфизм, причем иерархия боговне является закрытой, одни и те же свойства и атрибуты попеременноприписываются различным богам. В Ригведе важную роль играет Индра - боггрозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное местозанимает Агни - бог огня, посредством которого исповедующий Веды индусприносит жертвы и таким образом обращается к остальным богам. Продолжаютсписок божеств ригведского пантеона Сурья (бог солнца), Сома (богодноименного опьяняющего напитка, используемого при ритуалах), Ушас (богиняутренней зари), Дьяус (бог небес), Ваю (бог ветров) и многие другие.Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются впервые ряды божеств только в более поздних ведических текстах. Мирсверхъестественных существ дополняют различные духи - враги богов и людей (ракшасы и асуры). В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со. стремлением найтиобщий принцип, который мог бы объяснить отдельные явления и процессыокружающего мира. Этим принципом является универсальный космический порядок (рта), который властвует над всем, ему подчинены и боги. Благодарядействию рта движется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются временагода; рта - это принцип, который руководит течением человеческой жизни:рождением и смертью, счастьем и несчастьем. И хотя рта - безличный принцип,иногда его носителем и хранителем выступает бог Варуна, наделенный огромнойи неограниченной силой, который "поместил солнце на небо". Основой ведического культа является жертва, посредством которойпоследователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своихжеланий. Жертва всемогуща, и если правильно принесена, то положительныйрезультат обеспечен, ибо в ведическом ритуале работает принцип "даю, чтобыты дал". Ритуальной практике посвящена существенная часть ведическихтекстов, в частности брахманы, где отдельные. аспекты разработаны домельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех сфержизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим исполнителямкульта. Среди множества гимнов Ригведы, обращенных к различным богам ивоспроизводимых при ритуалах, есть и первые проблески сомнения внеобходимости жертвы, в силе богов, сомнению подвергается и само ихсуществование. "Кто такой Индра?" - спрашивает автор одного гимна иотвечает: "О нем многие говорят, что он не существует". В другом местечитаем: "Некоторые говорят, что Индра не существует. Кто его видел? Кто тот,кому мы должны приносить жертвы?" "Мы не знаем того, кто создал этот мир",-констатируется в одном месте, а в другом ставится вопрос: "Что это было задрево, что это был за ствол, из которого вытесали небо и землю?" Важным в этом отношении является гимн, в котором выступаетпервосущество Пуруша, которое боги принесли в жертву и из частей телакоторого возникают земля, небо. Солнце, Луна, растения и животные, люди и,наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и самигимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров, которыйявляется "всем- прошедшим и будущим". В послеведический период его образтеряет все антропоморфные черты и в некоторых философских направленияхзаменяется абстрактным символом первоначальных субстанций. В другом гимнеосновное внимание уделено поискам неизвестного бога, который дает жизнь,силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый стихкончается вопросом: "Кому приносить жертвы?", и только последний стих(который является более поздним прибавлением) на этот вопрос отвечает.Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персонифицированный символпервичной силы творения. Деструкция традиционной мифологии и ведического ритуализма проявляется,в частности, в космологическом гимне, называемом Насадил, которыйпринадлежит к более поздним частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале небыло ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного пространства инеба, не было смерти и бессмертия, дня и ночи. Было только то единое (тадэкам), понимаемое как нечто аморфное, нерасчлененное и лишенное конкретногосодержания, которое само по себе дышало. "Кроме этого, ничего другого небыло, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, все это [было] неразличимоюводою", наделенной принципом перемены самой себя на более высоком уровнебезличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в текстетолько обозначен. Участвуют в нем, в частности, тапас (тепло) и кама (стремление, желание) как самородящаяся сила жизни, первичный импульс бытия.Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста проявляются взаключении, где автор спрашивает: "Кто может сказ


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: