Особенности иконографии иконы «Сошествие во ад» в древнерусской иконописи.




2 слайд.

Согласно преданию, после распятия Христос спустился в ад, разбил адские двери и вывел из бездны Адама, Еву и праведников. На иконе «Сошествие во ад» изображено это событие, о котором рассказано в апокрифическом Евангелии Никодима. Как спустился в ад Спаситель и вывел из тьмы в Свет Адама, Еву и множество праведников, веками ожидавших его Пришествия. То есть сцена иконографии, основой которой послужило апокрифическое «Евангелие Никодима», а также тексты псалмов, пророчеств и святоотеческих сочинений.

Во всех иконах «Сошествие во ад» в центре представлен Христос в трехчетвертном повороте, склонившимся влево, к Адаму, которого держит за руку. Но каждая икона написана по своему, а именно по использованию цветов, по расположению и т.д.

(1 рис) На первой иконе мы видим, как Христос (1370-1380-х годов) облачен в оранжевую одежду с золотым ассистом, на плече большой восьмиконечный крест. «Слава» Христа имеет овальную форму, четырех оттенков — темно-зеленого, светло-оливкового, голубого и бледно-голубого, с золотым ассистом в виде расходящихся лучей. По сторонам сияния — две группы фигур. Слева коленопреклоненный Адам в светло-оливковом одеянии, Давид и Соломон в венцах и киноварных и голубых одеждах с оплечьями и тавлиями, Иоанн Предтеча и еще две фигуры, от которых видны лишь головы. Все персонажи левой группы, кроме Адама, имеют нимбы. А справа изображены без нимбов: коленопреклоненная Ева в киноварном мафории, Моисей с книгой скрижалей, одетый в коричневый гиматий, старец Аарон в голубом плаще, юный Авель и еще три фигуры.

(2 рис) На псковской иконе изображён Христос в напряженном усилии. Он буквально выдёргивает Адама и Еву из ада. Его алый хитон с белыми пробелами подчёркивает силу и стремительность движения. Оно уравновешивается очертаниями симметрично расположенных групп праведников и горками.

Динамичность диагональной композиции усиливается контрастной гаммой пылающего красного, белого и чёрного цветов. В овальной тёмно-синей, почти чёрной, как небо в Космосе, мандорле стремительно летят навстречу нашему взору серафимы, изображённые бело-голубым, кажется, даже фосфоресцирующим цветом.

Момент свершения действия подчёркивается положением разлетевшихся и ещё не сложившихся крестом адских врат, распавшихся замков и ключей.

 

3 слайд. На этом слайде мы видим работу Андрея Рублева. Икона «Сошествие во ад» создана художником около 1408 году. Сегодня она экспонат сокровищницы Государственной Третьяковской галереи.

Главное отличие художественных произведений Андрея Рублева – это тщательная детальная прорисовка лиц всех персонажей. Перед нами живые люди с чувствами, мыслями, переживаниями. Христос наступает на сломанные врата ада, немного склонившись, чтобы взять коленопреклоненного Адама за руку.

Адам стоит на гробнице из камня, а рядом с ним выпрямилась, повернувшись к Мессии, маленькая Ева, выделенная ярким красным одеянием. За ней тесной группой собрались праотцы с сыном Симеона-Богоприимца, который повествует об этом событии. Слева от Иисуса находятся цари Соломон, Давид и массивная фигура Иоанна Предтечи. Все склоняют головы перед Сыном Божьим.

Иисус Христос изображен с крыльями, от его силуэта распространяется светло-голубое свечение – слава, которая четко выделяется на фоне черного зева пещеры. Работы Рублева отличает яркость и эмоциональность. Икона излучает радость и оптимизм, передавая эти впечатления от описанного события зрителю. На полотне изображен не строгий судья, а заботливый и добрый отец.

 

4 слайд.

(1 рис) В данном слайде на первой иконе место в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов.

(2 рис) на второй иконе Христос, взявший за руку Адама, написан в охряных и золотых одеждах на фоне круглой, зеленой, трех оттенков славы. Справа — шесть пророков. Передний держит полуразвернутый свиток с надписью. У ног их коленопреклоненная Ева в алом мафории. Слева — пророк Даниил, Иоанн Предтеча, цари Давид и Соломон. Внизу — черная расселина ада. Бледно-зеленые, прозрачные горки оттенены красной охрой. Четко обозначенные белильные лещадки с пяточками передают уступы гор. Фигуры легкие, с гибкими контурами. Черты лиц мелкие, тонкие. Вохрение плавью, розовой охрой по оливковому санкирю. В колорите сочетаются зеленые, красные и бледно-желтые оттенки. На нимбах и фоне — следы золота.

 

5 слайд. (1 рис) На иконе «Сошествие во ад с избранными святыми» (конца 15 – начало 16-ого веков) изображена зеленая земная одежда Адама, то есть использованы зеленые цвета, — это значит символ спасения и обновления. По другую сторону Христа в сходной с Адамом позе — Ева, виновница грехопадения, в алом мафории, повторяющем цвет кровавой одежды Спасителя. Горячий, но не обжигающий цвет становится образом жизни, животворной силы, воскрешающей человека.

А также слева и справа изображены святые: Екатерина, Анастасия, Фотий, Николай Чудотворец, Василий Великий, Иоанн Милостивый, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Никита, Варвара, Параскева Пятница. Вместе с воскрешенными Христом праведниками они образуют тот новый храм в Господе, о котором поется на пасхальной службе.

(2 рис) Икона справа написана Дионисием в 1502 г. Центр полотна занимает фигура ИисусаХриста, сияющая золотыми одеждами.

Такой цвет выбран не случайно, он олицетворяет Солнце Воскресения, празднует победу над смертью. Под ступнями Сына Божьего разверзлась огромная черная пещера преисподней. Там корчатся пораженные страхом бесы. Их очертания, серые на черном, напоминают темные дымные тучи. В провале ада — в центре архангелы, связывающие Сатану, а по углам — встающие из гробов на Страшный Суд мертвецы.

Христос изображен окруженным голубым сиянием славы.

Врата ада сломлены и сложены крестом, на них ступает нога Спасителя. Христос держит за руки, помогая встать из гробов, Адама и Еву. Сразу за первыми людьми мученики, пророки, праведные люди, праотцы. Все они устремлены к Иисусу Христу, жаждут спасения. Нимбами выделены цари Соломон и Давид, Иоанн Предтеча, пророки Ветхого Завета.

 

6 слайд.

Композиционная схема иконы Дионисия. Композиция картины включает несколько частей. Не случайно по своей композиции икона напоминает план храма, перекрытого куполом, и делится на три регистра по горизонтали и на три — по вертикали. В каждом горизонтальном регистре господствует принцип троичности. В верхнем центральная группа — это три ангела Святой Троицы — или Вера, Надежда, Любовь в разноцветных хитонах. Этот центр с двух сторон фланкирован двумя группами иконных горок, символизирующих воспарение — возвышение духа.

Во втором регистре такую же троичную центральную группу образуют Христос с Адамом и Евой. А по сторонам — две большие группы праведников.

Наконец, в нижнем регистре — мечутся в аду черти, каждый из которых воплощает грех или горесть человеческую — всё, что мучает душу: кривость (ложь), скорбь, смерть. Ангелы из мандорлы поражают чертей длинными копьями — добродетелями.

 

7-11 слайд. В остальных слайдах представлены иконы других иконописцев.

 

12 слайд. Вывод

Таким образом, все иконы представляют единый иконографический тип.

Разные иконописцы видят образ по-разному и при этом не нарушают правил канона. Каждый иконописец выбирает ту фазу, которая отвечает его видению и вдохновению, а может быть, вкусам и пристрастиям заказчика, духу и настроению эпохи. И соответственно избранному моменту окрашивается образ тем или иным чувством. Ключом к пониманию того, какой именно миг изображён на каждой из названных икон, служит одна выразительная деталь — створки разбитых врат ада.

 

 

13 слайд. Список литературы.

 

1. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / Центр восточнохристианской культуры; [ред.-сост. А. М. Лидов]. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1994. - 325, [3] с.

2. Иконописание. Икона «Сошествие Христа во ад» - изображение Воскресения Христа. Сайт: https://iconopisanie.ru/ikony/soshestvie-hrista-vo-ad (Дата обращения: 5.11.2020 г.)

3. Русские иконы Воскресение Христово – Сошествие во ад. Сайт: https://desharel.blogspot.com/2019/08/russian-icons-resurrectionthe-descent.html (Дата обращения: 04.11.2020 г.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: