Секция 3. «Языки России и языковая политика»




Руководитель – Казакевич Ольга Анатольевна

Соруководитель – Хилханова Эржен Владимировна

kazakevich.olga@gmail.com, erzhen.khilkhanova@iling-ran.ru

 

Языковая политика в Российской Федерации формируется как на федеральном, так и на региональном уровне и ориентирована на решение задач сохранения и развития многоязычия, представляющего важнейшую часть национального достояния страны. В серии научных докладов предлагается обсудить региональные инициативы, а также реализованные практики языкового управления, планирования и развития. Важно дать квалифицированную оценку успешности таких практик. Приглашаем к участию в обсуждении специалистов – этнологов, антропологов, историков, лингвистов и представителей других научных отраслей.


Секция 45
Этнокультурное пространство Кавказа и академическая наука (XX–XXI вв.)

Руководитель – Анчабадзе Юрий Дмитриевич

Соруководитель – Албогачиева Макка Султан-Гиреевна

Соруководитель – Ошроев Рубен Германович

anchabadze@list.ru, albmac@mail.ru, ruben.kbr@mail.ru

 

Исторический, географический и этнокультурный статус Кавказского региона всегда делал его уязвимым к фактором внутренних и внешних социальных вызовов, которые усугублялись полиэтничностью и многоязычием, разнообразием религиозных и культурных традиций, неодинаковым уровнем социального развития местных народов.

В рамках работы секции предполагается выявить основные эпохи, становившиеся рубежными в этнокультурной истории Кавказа. При этом важно будет обратить внимание на механизмы, вызывавшие в конкретные эпохи динамику транзита и трансформаций, применительно, в частности, к адаптации традиционной культуры к российскому государственному и цивилизационному полю, преобразованиям в ходе советской модернизации, постсоветским изменениям, совпавшими с тотальным воздействием глобализационных процессов, с одной стороны, и выраженных векторов глокализации, с другой.

Участникам секции будет предложено проанализировать «ответы» этнокультурного пространства Кавказа на социальные вызовы эпохи. Важно понять, какие структуры социума оказываются подверженными внешним инвазиям, а какие в условиях социальной и политической нестабильности сохраняют ригидность и консерватизм. Анализ этнографического материала поможет выявить исторические закономерности и казуальность этих процессов, которые в целом определили развитие и эволюцию этнокультурного пространства Кавказа за последний более чем вековой период.

Еще один предлагаемый участникам секции круг вопросов ориентирован на анализ возможности этнологического и антропологического знания в понимании, прогнозировании и оптимизации социальных процессов в этнокультурном пространстве Кавказского региона и у населяющих его народов. Этот аспект во многом зависит от состояния академического кавказоведческого сообщества, оказавшегося в условиях расширившегося спектра репрезентации прошлого и современной социальной реальности.

В этой связи на секции будет предложено обсудить следующие вопросы: историографические и методологические проблемы академической науки на Кавказе и о Кавказе; особенности формирования и функционирования научных направлений и школ кавказоведения; академическая жизнь в логике изменений внешней и внутренней среды; образ науки на Кавказе и о Кавказе; научное сообщество и научные сообщества Кавказа в парадигме антропологии академической жизни; государственный заказ и вовлеченность академического сообщества в экспертную деятельность; тенденции, итоги и перспективы изучения академической жизни и науки на Кавказе.


Секция 46
Исследования таёжного Причулымья в контексте новых социальных вызовов

Руководитель – Лемская Валерия Михайловна

Соруководитель – Попов Михаил Андреевич

lemskaya@mail.ru, hettt@yandex.ru

 

В рамках работы секции мы предлагаем обсудить следующие вопросы:

- Проблема дискретности исследовательского поля. Как возможна и как может быть построена работа антрополога в ситуации отсутствия единого комплекса источников, их рассеянности и разноплановости – от полной доступности до полного отсутствия в научном обороте?

- Индигенные сообщества Причулымья, их историческая память и построение идентичности в современных условиях: как именно последнее может происходить и происходит в ситуации, когда не существует «формализованных», доступных массовой аудитории представлений о сообществе; определенного массива (опубликованной и доступной вне узкоакадемического сообщества) этнографической литературы; текстов на родном языке?

- Индигенные культуры и их идентичность в условиях локальных сообществ: сохранение, забвение, конструирование. Как именно сохранение / воссоздание определённой идентичности в Причулымье зависит от ситуации в конкретном сообществе – и от его включённости в более широкий локальный контекст?

- Работа с архивными / письменными источниками в ситуации недостатка и / или недоступности актуальных полевых данных: как по записям середины XX века восстановить пробелы в записях начала века XXI?

- Этнографические и (этно-)лингвистические данные, их анализ и систематизация в условиях дискретности доступной информации. Как анализировать новые полевые данные, если не систематизирована «старая» источниковая база; как систематизировать источниковую базу так, чтобы в неё полноценно могли быть включены новые полевые данные?

 


 

Секция 47
Антропология Холода: концепты, образы, стратегии, ресурсы (северное измерение)

Руководитель – Романова Екатерина Назаровна

Соруководитель – Добжанская Оксана Эдуардовна

e_romanova@mail.ru, dobzhanskaya@list.ru

 

Особенностью культурного ландшафта Севера выступает жизненная стратегия, обусловленная холодом и вечной мерзлотой. В современной науке холод рассматривается не только как природное явление, которое во многом определяет условия, культуру и образ жизни в холодном регионе, но и как концепт, образ-архетип, метафора всех гиперпроцессов и гиперявлений, которые являются определяющими для существования человека. Антропологическое понимание Холода – запрос мировой науки в плане решения широкого круга проблем гуманитарного характера, связанных с осмыслением, адаптацией, культурным переживанием жизни на «вечной мерзлоте». Языки и культуры коренных народов Севера содержат огромный пласт информации, связанной с освоением холодных территорий, с использованием криогенных ресурсов в качестве важных компонентов жизнеобеспечения и моделирования ментальной “программы”, бытийного кода, сопряженного с холодом и мерзлотой.

Основная цель секции: междисциплинарное изучение феномена Холода как формообразующей модели культурных пространств Севера и Арктики в широком социогуманитарном измерении через призму языка, культуры, социальных практик адаптации в режиме длительной временной протяжености. Исследования в рамках методологических новаций «северности» призваны раскрыть устойчивую концептосферу, связанную со смысловым кодированием Холода в разных этнических традициях и культурных контекстах, что позволит разработать междисциплинарную стратегию изучения опыта адаптации человека к криогенным ресурсам в традиционных культурах народов Севера и Арктики и конструирования позитивной траектории северной идентичности. К работе секции приглашаются этнологи, лингвисты, культурологи, фольклористы, искусствоведы, географы и др.

 


 

Секция 48
Цыганские сообщества в социуме: адаптация, интеграция, взаимодействия

Руководитель – Черных Александр Васильевич

Соруководитель – Деметер Надежда Георгиевна

Соруководитель – Марушиакова Елена

atschernych@yandex.ru, demetera@mail.ru

 

Цыганские сообщества, представляющие анклавы в доминирующей иноэтничной среде, показывают уникальное сохранение социальных институтов, идентичности и языковой и этнокультурной среды. Существуют разные варианты взаимодействия с социумом. В этом отношении изучение цыганских сообществ позволяет выявить универсальные для развития этнической культуры закономерности. В рамках работы секции предполагается обсудить широкий спектр вопросов: от этнической истории, формирования и особенностей социальной и групповой структуры, этнокультурных комплексов, до современных этносоциальных процессов и проблем интеграции.

 


Секция 49
Эпоха «цифры»: полевые исследования и архивация материалов по культурной и социальной антропологии

Руководитель – Новик Александр Александрович

Соруководитель – Федорова Елена Геннадьевна

njual@mail.ru, elenfed@kunstkamera.ru

 

В настоящее время мы фиксируем, что исследователи чаще всего изучают не этносы, а социумы, состоящие из нескольких или множества этнических, конфессиональных и иных сообществ, контакты и взаимодействие культур которых проявляются особенно наглядно в местах их совместного проживания. В этих условиях полевые исследования остаются одним из приоритетных видов научного познания, а архивация материалов позволяет сохранить для будущих поколений тезаурус сведений по этнографии, этнологии, социальной и культурной антропологии, а также ряду смежных дисциплин. В эпоху цифровых технологий мы сталкиваемся с явлениями и фактами, которые требует выработки новых методик полевой работы и сохранения материалов. Условия цивилизации, подвергающейся вызовам техногенных факторов, урбанизация, современный уровень образования и глобальные информационные связи диктуют особые условия и возможности работы с информантами, сбора материала, его анализа и презентации результатов исследований. В наше время большинство материалов собирается и хранится в цифровом виде. Это требует выработки определенных методик.

 

Основные темы секции:

- Формулирование новых тем в полевых программах. Определение основных вопросов полевых исследований изучения современных этнокультурных явлений в техногенном мире.

- Разработка методики ведения полевой документации, создание цифровых полевых архивов, анализ и презентация материалов в современной цифровой форме.

- Публикация и ввод в научный оборот полевых материалов в аналоговой и цифровой форме – ключ к архивам, музейным собраниям и частным фондам собирателей.


 

Секция 50
Цифровая антропология и социокультурные вызовы цифровой эпохи

Руководитель – Соколовский Сергей Валерьевич

SokolovskiSerg@gmail.com

 

Перед участниками секции ставятся следующие вопросы: Чем отличаются цифровые общества и культуры от прежних – “офлайновых”? Каков вклад антропологов в цифровые исследования в гуманитарных и социальных дисциплинах, а в российском случае – в развитие методов цифровой антропологии? В чем специфика исследований онлайн-сообществ по сравнению с обычной полевой работой? Каковы перспективы и пути развития цифровой антропологии в стране? Рождаются ли в результате все более широкого распространения цифровых устройств и цифровых сред новые типы культур и обществ? Как цифровые технологии трансформирую повседневность и идентичности включенных в нее акторов? Какие из этих технологий нужно внедрять при решении задач сохранения культурного наследия? Каковы основные принципы этики исследований в киберпространстве?

Приглашаются участники, имеющие опыт использования цифровых подходов (просьба не путать с методами количественного анализа, поскольку речь идет о средах, реализованных на основе программирования в двоичных кодах и об использовании социальных сетей, интернета, современных цифровых гаджетов в исследовательских целях) в социальных и гуманитарных дисциплинах.

Секция реализуется в рамках исследовательского направления ИЭА РАН «Цифровая антропология в сохранении и презентации историко-культурного наследия».


 

Секция 51
Стратегии поведения человека и биосоциальная адаптация к стрессу в условиях пандемии COVID-19

Руководитель – Бутовская Марина Львовна

Соруководитель – Буркова Валентина Николаевна

marina.butovskaya@gmail.com, burkovav@gmail.com

 

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что ситуацию с распространением COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию. Глобальная ломка и перестройка привычного уклада жизни миллионов людей, нарушение и, зачастую, полное прекращение всех горизонтальных и вертикальных связей неизбежно привело к стрессированию людей. Учитывая то, что оценка индивидами степени риска инфицирования вирусом SARS-CoV-2 является, по-видимому, ключевым аспектом, влияющим на успех реализации разработанных экспертами правил индивидуального поведения, необходимых для контроля распространения инфекции и спасения жизней, важно понять, какие факторы влияют на психологическое состояние людей во время вынужденной изоляции, а также на формирование в обществе поляризованного мнения относительно опасности нового типа коронавируса и, как следствие, на особенности их индивидуального поведения (включая коммуникативное, территориальное, пространственное, поисковое и репродуктивное) в условиях ограничения социальных контактов, увеличения дистанции общения и уменьшения дальности перемещений от территории постоянного проживания.

В рамках данного симпозиума предлагается обсудить биосоциальные адаптационные механизмы, определяющие широкий спектр поведенческих ответов человека на стресс изоляции и ограничения социальных контактов в связи с пандемией. Особое внимание будет уделено кросс-культурным особенностям поведения в условиях пандемии.

 


Секция 52
Медицинская антропология: традиционные проблемы и новые вызовы

Руководитель – Харитонова Валентина Ивановна

Соруководитель – Михель Дмитрий Викторович

medanthro@mail.ru

 

Данная секция, как обычно, будет сопряжена в своей работе с предшествующим ей ежегодным международным симпозиумом медицинских антропологов (IX СМА – 2021, Москва). Работа секции будет разделена на несколько тематических подсекций, что позволит охватить ряд важнейших направлений исследования, активно ведущихся в настоящее время в рамках медицинской антропологии. Наибольшее внимание будет уделено проблемам пандемии COVID-19, изучением которых занимаются в настоящее время ученые всего мира (им уделяется значительное внимание и на VIII СМА, Москва, 15–17 октября 2020). Ключевыми станут разделы работы: геронтология и активное долголетие; профилактика здоровья и восстановительная медицина; антропология репродуктивного здоровья; интеграция медицинских систем, практик и методов; новейшие биомедицинские технологии и их внедрение в широкую практику; проблемы инвалидизации в условиях современного общества; медикоантропологические и биоэтические аспекты контактов врача/медицинского работника и пациента. Не останутся без внимания традиционные для медицинской антропологии / этнографии темы, связанные с исследованием народной медицины и вариантов лечения / целительства, порождаемых в современных обществах; внедрения традиционных восточных медицин в профилактическую медицину и практики оздоровления, активно поддерживаемые службами социальной реабилитации; а также проблемы паллиативной помощи и др. Секция сконцентрируется в первую очередь на российских проблемах и материалах (учитывая всероссийский статус КАЭР), тогда как IX СМА (Москва, 2021) сделает ставку на привлечение международного контингента исследователей и расширение регионов, задействованных в научном осмыслении.


 

Секция 53
Антропология инвалидности: жизненные стратегии людей с ОВЗ в рамках культурных границ

Руководитель – Торлопова Любовь Андреевна

Соруководитель – Носенко-Штейн Елена Эдуардовна

lyubovtorlopova@gmail.com, nosenko1@gmail.com

 

В настоящее время в мире насчитывается более 1 млрд человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Иными словами, они представляют огромную часть человеческого сообщества со своими возможностями, потребностями и жизненными стилями.

Между тем, во многих странах, в том числе в России, до сих пор мало известно о том, что такое инвалидность и кто такие люди с ОВЗ. Они живут как будто находясь на обратной стороне Луны или в параллельном мире. Подобное незнание, отсутствие прямого контакта с этим параллельным миром порождает всевозможные предубеждения, негативные стереотипы и клише относительно этих людей, а также инвалидности в целом. Такая стигматизация, в свою очередь, ведет к дискриминации людей с инвалидностью в разных сферах жизни (образование, трудоустройство, досуг, взаимоотношения с условно здоровыми людьми, сексуальные отношения и пр.).

В рамках секции предполагается рассмотреть инвалидность как комплексное явление, имеющее биомедицинские корни, но существующее в конкретном историко-культурном контексте и конструируемое в том или ином обществе в целях контроля над распределением ресурсов, доходов и мобильности различных групп. Особое внимание предполагается уделить восприятию инвалидности и отношению к людям с ОВЗ в различных культурах, этнических и религиозных общностях в прошлом и в настоящем, в публичном дискурсе и СМИ, а также в искусстве и литературе.

Приветствуются заявки на выступления, выполненные с применением качественных методов в рамках социокультурной антропологии.

 

 


 

Секция 54
Экономические практики в этнокультурном пространстве России

Руководитель – Мартынова Елена Петровна

Соруководитель – Новикова Наталья Ивановна

ep_martynova@mail.ru, natinovikova@gmail.com

 

На секции предлагается рассмотреть микроэкономические практики в этнокультурном пространстве России и сопредельных государств.

Какие микроэкономические практики возникли и существуют в сфере производства/добычи, поставок, реализации продукции, ее распределения? Связаны ли они с традиционными видами деятельности? Какова роль традиционного природопользования?

Какую роль в современных условиях играют реципрокные отношения? Какие социальные сети и альянсы влияют на развитие хозяйственной деятельности и предпринимательства?

Важным аспектом предлагаемой тематики является изучение предпринимательства как институционального фактора, влияющего на развитие местных сообществ. Какие риски и препятствия возникают в малом бизнесе и как они преодолеваются? Нужно ли легитимизировать экономические практики населения, действующие за пределами государственной регламентации? Какова роль местных ресурсов в развитии экономических практик на локальном и глобальном уровнях? Какие новые организации и институты сформировались в современный период? Как они связаны с существовавшими ранее?

Роль родственных и гендерных отношений в малом и среднем бизнесе, традиционных и модерных обществах, среди городского и сельского населения, иммигрантских сообществ. Специальное внимание будет уделено роли родства и свойства в складывании семейного бизнеса в локальных этнокультурных традициях, аборигенному инклюзивному предпринимательству.

Будут рассмотрены способы и навыки передачи традиций ведения предпринимательства. Роль традиционных верований и религии в складывании и функционировании домохозяйств, предпринимательской деятельности. Значение экологических представлений в развитии «народного» предпринимательства.

 


 

Секция 55
Некоммерческие организации этнокультурной направленности

Руководитель – Трушкова Ирина Юрьевна

Соруководитель – Черниенко Денис Аркадьевич

arina_trushkova@mail.ru, denis_chernienko@mail.ru

 

Национально-культурные объединения – важная часть многонационального российского социума и гражданского общества. В демократическом государстве НКО выступают посредниками, поддерживающими конструктивный диалог между различными этническими и конфессиональными культурами, национальными сообществами, научно-образовательными организациями, органами власти по значимым проблемам в духовной, социальной и политической сфере. НКО, выполняя широкий спектр функций, способны минимизировать конфликтный потенциал в сфере межэтнических отношений, содействовать в выборе оптимальных путей и форм этнокультурного развития в современных условиях. Научный подход к данной теме углубляет понимание тенденций современного развития народов России.

 

На секции предлагается рассмотреть следующие вопросы:

- история формирования НКО этнокультурной направленности в РФ и других странах;

- этапы формирования и развития НКО в 1990–2010-е гг. и состояние на современном этапе;

- отечественная историография по проблематике (исследовательский опыт);

- основы законодательства, регулирующие деятельность НКО, и используемая терминология;

- региональная и национальная специфика деятельности, актуальные проблемы;

- опыт и формы взаимодействия с органами власти, институтами гражданского общества, бизнес-структурами, социальными группами (молодежь, женщины, пенсионеры, социально-незащищенные категории населения)

- направления деятельности в гуманитарной сфере (культура, образование, наука, соц. проекты и т. п.)

- лучшие практики работы НКО и их популяризация, опыт грантовой деятельности;

- зарубежное сотрудничество.


 

Секция 56
Визуальная антропология: межкультурная мультимедийная коммуникация

Руководитель – Александров Евгений Васильевич

Соруководитель – Данилко Елена Сергеевна

Eale@yandex.ru, Danja9@yandex.ru

 

Тематика секции визуальной антропологии (ВА) как комплексной научно-образовательной и творческой деятельности:

- социальные, технологические, научные предпосылки становления нового средства исследования, коммуникации и сохранения культурного наследия в России и за рубежом;

- семиотические и синестезийные закономерности взаимодействия визуальной антропологии с другими дисциплинами и кинематографической практикой, проблемы и перспективы;

- практика применения материалов и идей визуальной антропологии в современных системах: исследования, образования, популяризации, музейных, СМИ и т. д.;

- специфика произведений визуальной антропологии, нацеленных на осуществление диалога культур;

- первостепенность и актуальность формирования мультимедийных архивов и сайтов тематических видеофондов: правовые и технические аспекты, роль и возможности Интернета в формировании системы взаимодействия исследовательских групп визуальной антропологии.

 


Секция 57
Фольклор, постфольклор и ритуал как социокультурный барометр

Руководитель – Берёзкин Юрий Евгеньевич

Соруководитель – Христофорова Ольга Борисовна

berezkin1@gmail.com, okhrist @yandex.ru

 

Фольклор, или устное народное творчество, принято описывать как традицию воспроизведения стабильных клишированных форм, поэтических и прозаических. Такое же мнение существует относительно ритуалов – поведенческих стереотипов, воспроизводимых в определенных, в основном предсказуемых обстоятельствах – календарных, жизненных или окказиональных. Подобное понимание верно. Вместе с тем оно оставляет за рамками такой аспект фольклорно-ритуальной деятельности, как реагирование на изменения – нередко чуткое и быстрое. В личных песнях народов Сибири или частушках русской деревни первой половины XX в. мы видим непосредственную «обработку» событий повседневности и личной жизни исполнителей, в шаманских песнопениях нганасан мы встречаем и образы св. Николая Чудотворца, и Ленина, партии и «советского закона»; в сказке леший везет парня в город на закорках, чтобы добыть ему освобождение от рекрутчины; в быличке леший предстает в образе Сталина; рассказы о колдунах отражают уровень социальной напряженности в деревне; современные анекдоты, мемы, слухи и толки еще более остро реагируют на происходящее в политической и общественной жизни.

Можно заключить, что фольклорно-ритуальная сфера имеет два типа встроенных механизмов – одни из них ответственны за стабильность, другие – за обновление. Включение и адаптация новых элементов обеспечивает соответствие актуальным общественным запросам и настроениям, но именно благодаря этому становится возможной межпоколенная трансмиссия стабильной сердцевины традиции.

К участию в работе секции приглашаются исследователи классического и современного фольклора (постфольклора) и ритуала. Основные вопросы для обсуждения: каким образом, при каких обстоятельствах и с какими целями фольклорные и ритуальные тексты реагируют на социальные и культурные изменения? Как они изменяются сами и изменяют мир вокруг себя? Какие способы социальные и политические агенты (в прошлом и в наши дни) применяют, когда используют фольклорно-ритуальные формы для достижения своих целей? В какой мере и как долго консервативное ядро нарративов и ритуалов сохраняется в меняющихся обстоятельствах, а когда оно распадается полностью, и традиция обрывается?

Секция 58
Употребление алкоголя и воздержание от него как социокультурные практики, факторы социального взаимодействия и объекты этнографического изучения

Руководитель – Дудек Штефан

Соруководитель – Истомин Кирилл Владимирович

Соруководитель – Лярская Елена Владимировна

Соруководитель – Ярзуткина Анастасия Алексеевна

kistomin@naver.com

 

До недавнего времени употребление алкоголя трактовалось российскими этнографами в основном как социальная и медицинская проблема, и связывалась ими с разрушением культуры и общественных институтов. Современные исследования показывают, однако, что употребление алкоголя может быть и мощным катализатором социального взаимодействия, а также «обрастать» целым «ворохом» практик, смыслов и коннотаций становясь заметным и важным культурным явлением.

Целью нашей секции является теоретическое осмысление и анализ практик, смыслов, форм социального взаимодействия, общественных институтов, и других социокультурных аспектов, как положительных, так и проблемных, связанных с употреблением алкоголя, а также воздержанием от него у различных групп населения нашей страны. Мы также не собираемся оставлять в стороне и медицинские и психологические аспекты употребления алкоголя, его экономическую роль и особый статус в процессе обмена товарами и услугами и в микроэкономике домохозяйств различных регионов России. Мы верим, что изучение культурных, социальных и экономических аспектов употребления алкоголя методами этнографии крайне важно для оценки пьянства как одного из социальных вызовов современности и формирования ответа на него. Однако такое изучение сопряжено и с определенными этическими сложностями. Обсуждение опыта наблюдения употребления алкоголя, его анализа и осмысления, а также решения сопряженных с этим этических проблем станет еще одной темой, которую мы предлагаем обсудить в рамках нашей секции.

 


 

Секция 59
Антропология меняющегося пространства в коллективных знаниях и индивидуальных практиках. КРУГЛЫЙ СТОЛ

Руководитель – Кучинский Максим Геннадьевич

Соруководитель – Калуцков Владимир Николаевич

Соруководитель – Иванова Анна Александровна

bratynia@rambler.ru, m.kuchinskiy@iea.ras.ru

 

Пространственное отображение социальной реальности является одним из направлений антропологии в мире. Пространственное восприятие реальности и ее структурирование характерно для каждой культуры и сообщества. Картирование включает не только фиксацию и отображение пространственных реалий и представлений самих исследуемых сообществ. С развитием цифровых технологий работа с картами предполагает использование геоинформационных систем (ГИС). Они позволяют не только пространственно визуализировать информацию, но и анализировать ее. Распространение интерактивной онлайн картографии создало новое пространственное измерение социальной реальности, выдвинув не только новые исследовательские возможности, но и задачи и вызовы.

На круглом столе будут рассматриваться различные проявления работы с пространственным измерением в культурах, социальны науках, современном информационном пространстве.


 

Секция 60
Этнография альтернативного и несостоявшегося: культуры, народы, сообщества, течения

Руководитель – Рыжакова Светлана Игоревна

Соруководитель – Тендрякова Мария Владимировна

SRyzhakova@gmail.com

 

В истории многих культур и отдельных человеческих сообществ помимо отчетливых очевидных процессов существуют десятки параллельных возможностей – намеченных, слабо проигранных, зародившихся, но не ставших массовыми. Тем не менее, подчас они играют свою роль катализаторов других движений и тенденций. Их можно уподобить своего рода «параллельным мирам» свершившейся истории, если вспомнить известный рассказ Хорхе Луиса Борхеса «Сад расходящихся тропок» (1941 г.). Они оттеняют, дополняют магистральные линии исторического развития, иногда контрастируют с ним. Балтийский народ пруссы, существовавший до XVIII в. на территории современной Калининградской области, ныне «обрел» «новое бытие» в реконструированном языке, в музыкальном и художественном творчестве небольших сообществ и групп в Латвии, Литве, России, Польше и Германии. Воображенный статус ряда мизо (совокупности тибето-бирманских племен, в прошлом практиковавших охоту за головами) Северо-Востока Индии как «десятого колена Израиля» привел некоторых из них к переселению в Израиль и даже подвигнул к вступлению в израильскую армию.

Определенная доля воображаемого, фантазии, моделирования содержится в «теле» всякой культуры – вспомним хотя бы нации как «воображенные сообщества» по Бенедикту Андерсену. Такой народ как раджбанси Северной Бенгалии тоже были «воображены» в конце XVIII в., как и многие другие ныне известные народы. Почему же одни случаи оказываются удачными, другие – нет? И те культуры / народы / сообщества, которые не стали очевидными и общепризнанными, иногда все же играют свою особую функцию – в пространстве игровой культуры, политических проектов, исторической реконструкции, религиозного пути и т. д. Какие же это роли, и как они исполняются?

В человеческой истории фигурируют сотни попыток создания / конструирования новых коллективных идентичностей. Одни реализуются, когда создаются новые социальные, религиозные, этнические и этноконфессиональные общности. Другие – едва поминаются, растворяются без следа; третьи – напротив, декларируются и участвуют в жизни как социальные мифы.

Вокруг нас постоянно возникают новые социальности: виртуальные сообщества, реконструкторы и реконструируемые ими народы и традиции «прошлого», возникают социальные мифы и симулякры – какие-то из них становятся частью нашей картины мира, время жизни других оказывается мимолетным.

Всё это в той или иной мере можно отнести вслед за Юрием Лотманом к резерву неопределённости, за счет которых повышается жизнеспособность социокультурных систем, их выживание в кризисных ситуациях. В непредсказуемых событиях, в нереализованных сценариях, в маргинальных течениях можно увидеть потенциальные пути развития социокультурных систем (историко-эволюционный подход, Асмолов 1996).

На предлагаемой секции мы хотим поговорить, как этнографическими методами можно изучать эту специфическую, не всегда осуществленную в полной мере, порою и вовсе воображаемую реальность.

Альтернативная история уже стала частью исторического дискурса. Как насчет альтернативной этнографии, или антропологии?

 


 

Секция 61
Современная празднично-обрядовая культура

Руководитель – Золотова Татьяна Николаевна

Соруководитель – Черных Александр Васильевич

zolotovat2012@mail.ru, atschernych@yandex.ru

 

Современная праздничная культура России характеризуется высокой степенью синкретизма, проявляющегося в разновременности обрядовых элементов, разнообразии форм, символов и смыслов. Перегруженность общественного календаря обилием праздничных мероприятий объясняется сложной дифференциацией российского общества, разнообразием лежащих в ее основании культурных предпосылок, ценностных ориентаций, особенностей российской истории и современного социально-экономического и социально-политического развития. Праздник как важнейшая форма человеческой культуры обладает многими функциями. Какие их этих функций начинают превалировать сегодня? Как праздники и обряды помогают человеку обрести свою гражданскую и этнокультурную идентичность и найти свое место в сложной структуре современного мира?

Сегодня празднично-обрядовая культура, являясь квинтэссенцией культурного состояния российского общества, становится полем проявления старых и конструирования новых символов и смыслов. Какие из этнических традиций и символов сохраняются в обрядности и общественных праздниках современной России? Каким образом и с какой целью конструируются новые смыслы и появляются новые символы? Какое влияние оказывает на праздничную культуру фактор распространения современных форм коммуникации – телевидения и Интернета с разнообразным контентом и социальными сетями? Как усиление потребительской психологии сказывается на празднично-обрядовой сфере? Почему необходимо бережно относиться к историко-культурному наследию и конструированию новых образов и смыслов? Все эти вопросы отражают вызовы современности в области духовной культуры не только России, но и мира в целом, и на них необходимо искать ответы.


Секция 62
Круглый стол 1: Антропология искусства: методология и практика
Круглый стол 2: Этника и арт-проекты России и стран Центральной Азии

Круглый стол 1: Руководитель – Миссонова Людмила Ивановна

Соруководитель – Кошаев Владимир Борисович

missmila@iea.ras.ru, koshaev@gmail.com

 

Круглый стол 2: Руководитель – Октябрьская Ирина Вячеславовна

Соруководитель – Нехвядович Лариса Ивановна

siem405@yandex.ru, decanat@art.asu.ru, lin@email.asu.ru

 

Изобразительное искусство отражает тенденции развития общества; выступает инструментом и формой его рефлексии на вызовы времени. На пересечении личностного, общественного, глобального и этнического формируется художественная картина мира. Ее этнокультурная составляющая актуализируется в стремительно глобализирующемся культурно-информационном пространстве. Этническая (этнолокальная), региональная и национальная проблематика и стилистика оказываются в центре художественного пространства, искусствоведческого и антропологического дискурсов России и стран Евразии.

Проблематику круглого стола 1 определяет тематика, связанная с художественно-антропологическим генезисом Евразии. В фокусе обсуждения находится проблема художественного онтогенеза, ядром которого был и остается человек. Универсальный характер имеет духовное начало художественных феноменов. Уникальным и специфическим являются обстоятельства этнорегиональных традиций, сохраняющих архетипическое основание в народном искусстве (этноидентификации) и подлежащих реконструкции как целостного феномена. При всем этнокультурном многообразии принцип антропности определяет суть методологии антропологии искусства и характер научно-практических изысканий. Предстоит обсудить феномен «человека искусства» и «человека в искусстве», включая мифопоэтическую, реалистическую, символическую и прочие формы. Ключевыми станут сюжеты, связанные с исторической динамикой художественной картины мира (представления о времени, пространстве и т. д.). Методом связи человека и пространства в среде его обитания выступает художественно-образный синтез, в природе которого важнейшую роль играют представления о мире, отношениях людей, характер общественной и экзистенциальной самопрезентации, методология систематизации художественных объектов и явлений, образовательно-педагогической среды, програм<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: