Материал нашла и обработала воспитатель старшей группы Ушакова Н.В.




Пользуйтесь на здоровье!!!

Игра «Детский сад»

Цель. Ознакомление детей с трудом взрослых, рабо­тающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, пред­меты-заместители

Подготовка к игре. Экскурсия по детскому саду (в груп­пы, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухню). Экскурсия к месту получения няней готовой продукции для детей (по подгруппам). Систематические наблюде­ния за трудом няни. Наблюдения за работой воспитате­ля, медсестры, музыкального работника. Наблюдения за играми старших детей. Рассматривание картин «Дет­ский сад», «Ясли» (серия «Наша Таня»). Игра-занятие «Повар детского сада готовит детям обед», «Праздник в детском саду». Беседа «Кто заботится о нас в детском саду». Чтение рассказа Н. Забилы «Ясочкин садик», А. Барто «Игрушки», Н. Кашниной «Первый день в дет­ском саду». Лепка угощений для кукол; конструирова­ние песочного ящика, веранды, коллективная построй­ка «Площадка нашей группы». Слушание музыкального произведения А. Филиппенко «Детский сад».

Игровые роли. Повар, врач, няня, воспитатель, му­зыкальный работник.

Ход игры. Воспитатель может начать игру с экскурсии по детскому саду. Во время экскурсии он обращает вни­мание детей на то, что в саду много групп и много де­тей. Всем детям в саду живется весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подает пищу, воспита­тель занимается с детьми, играет с ними.

После экскурсии воспитатель спрашивает детей, что они видели, и предлагает каждому попробовать побыть поваром, няней, воспитателем, музыкальным работни­ком.

Педагог может сначала сам показать действия с пред­метами. Например, играя роль повара, воспитатель го­товит необходимые предметы для приготовления супа: кастрюлю, ложку, чтобы мешать суп, морковь, карто­фель и т. д. При этом воспитатель использует предме­ты-заместители. После этого предлагает одному из де­тей сварить суп.

Так, педагог может разыгрывать несколько сюжетов. Постепенно происходит слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру. Например, две девочки игра­ют с куклами, поднимают их с постели, одевают их, разговаривают между собой, поодаль от них другая де­вочка организует детскую столовую, она сажает за стол трех кукол и расставляет перед ними столовые приборы. Данную ситуацию воспитатель может использовать сле­дующим образом: он подсказывает двум девочкам, что мамам уже пора идти на работу, а детям — в детский сад, там уже начинается завтрак. Таким образом, педа­гог способствует естественному объединению двух игра­ющих группировок в одну. Игра уже продолжается на более высоком уровне. А воспитатель тем временем мо­жет уже «звонить в автопарк» и узнавать, почему в детс­кий сад еще не направили машину — детскому саду нуж­ны продукты и т. д.

Игра «Угощение»

 

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игро­вой замысел. После этого педагог помогает каждому индивидуаль­но приготовить «еду», показывает Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли. Повар.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные ва­рианты игры в зависимости от того, на что направлены игровые действия.

1-й вариант. Действия педагога направлены на детей.

Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Павлика, Алену и Ви­талика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки — буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала — желтыми или красными по­лусферами. «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду гото­вить». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка ко­робки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюше (берет из коробки одну деталь, производит круговые движения, напо­минающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все.

Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что эти вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Опрашивает детей, понравились ли им булочки. Сетует и то, что булочки получились слишком большими и;разу всю не съесть. После этого педагог предлагает тем, сто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом.

Затем воспитатель говорит: «А сейчас давайте поиграем в прятки. Вы будете хитренькими ребятками. Спрячетесь кто за стул, кто за шкаф, а кто-то даже, может быть, под стол спрячется. Вы спрячетесь, а я буду вас искать. Хотите так поиграть? Сейчас я закрою глаза руками и буду считать, а вы прячьтесь. Раз – два – три – четы - пять, я иду искать».

Воспитатель ищет ребят, при этом, радуясь, когда кто-нибудь находится. Игру можно повторить два-три раза.

Затем педагог приглашает детей снова покушать булочки, а то все наигрались и уже снова есть захотели. «Хотите кушать булочки?» — раздает детям булочки и го­ворит: «Вот сейчас доедите булочки — молочка дам вам попить. Кто наелся — кладите остатки вот сюда, на лист, и подходите ко мне. Я молочка вам налью». Каждому воспитатель дает чашечку и наливает воображаемое молоко. Можно предложить детям добавки — вторую ча­шечку молочка.

В заключение воспитатель переключает детей на самостоятельную игру: «Вы наелись и напились, а теперь идите играть с игрушками».

2-й вариант. Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, бу­дем играть. Очень хочу поиграть с Ромочкой, с Витали­ком...». Количество детей, участвующих в игре, может быть любым. Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто подойдет к воспитателю. «Я как будто при­шла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?». Ре­бята отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка (по­казывает зеленый шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Ма­шенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне кар­тошку? А сколько здесь ягод?! Хороший компот полу­чится! Кто сварит мне компот?». детям не более одно­го - двух игровых действий по приготовлению еды.

Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой Объедение! Я еще хочу съесть одну тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп». Неважно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и действиями детей, игровое общение очень интересно им. Оно, несомненно, обо­гатит их опыт.

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям: «Какие молодцы — меня накормили. Я от­дохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну, вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите потанцевать?» (дети вместе с воспитателем танцуют под музыку).

Воспитатель побуждает детей к самостоятельному при­нятию игровой цели: «Ой! Что-то я потанцевала и опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь кормить, Саша?» Вновь повторяется процедура кормления и выражения благодарности.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, которую ты сварил, Але­ша. Еще половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу». Педагог может предложить детям заняться дру­гим видом деятельности, дает им, например, каранда­ши и бумагу и т. п.

3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.

Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к нам прибежал». Показывает собачек и предлагает познакомиться с ними, погладить. «Слышите, как они скулят. Давайте спро­сим у собачек, может быть, они хотят есть». Оказыва­ется, что они действительно голодны.

После этого педагог «успокаивает» собачек. Расска­зывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить наши дети. «Не волнуйтесь, собачки. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку и даже компот... и яичницу умеют делать. Не переживай­те, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приго­товить собачкам еду?».

Затем педагог побуждает каждого ребенка к приня­тию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справ­ляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я догада­лась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточ­кой». Собачка в знак согласия лает.

Так, по очереди, каждому ребенку педагог дает по собачке и способствует принятию индивидуальной иг­ровой цели.

Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящи­ков с предметами-заместителями. Во время того, как ребята готовят еду, педагог спрашивает у детей: «Как себя ведет щенок. Он слушается тебя, Нина, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар?». «Шарик, ты рад, что тебе Витя варит мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то еще обожжешься — плита горя­чая». «Ты знаешь, Витя, твоя собачка такая чистюля. Она, когда покушает, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?».

Завершая процедуру кормления, педагог говорит: «Ре­бятки, послушайте, что вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо за то, что вы вкусно их накорми­ли». «Собачки говорят, что теперь они захотели спать, что спать они любят на ковриках в тихом уголочке за шкафом или под стулом. Вот вам коврики». Дети укла­дывают собачек.

После этого воспитатель может познакомить детей с новой игровой целью — игрой в цирк. Шепотом подзы­вает детей к себе и говорит, чтобы они шли потихонь­ку, а то вдруг собачки проснутся. Сообщает, что в группу прибежала «мама» собачек. Она хочет показать детям со­бачий цирк. Спрашивает детей, видели ли они по теле­визору, как выступают собаки в цирке. Рассказывает, как хорошо умеет выступать «мама» собачек. Воспита­тель предлагает детям сесть на ковер и посмотреть соба­чий цирк. Педагог показывает два-три игровых действия с цирковой собачкой. Собака может прыгать через па­лочку, залезать на башню из кубиков, кувыркаться, счи­тать ребят и т. п. Дети хлопают собачке. Для того, что­бы собачка стала цирковой, наденьте ей на шею краси­вый «пушистый» воротник.

После выступления «мама» собачек просит разбудить ее щенят и принести их. Воспитатель складывает щенят в коробку. Уносит ее. Собака «прощается» с детьми и «уходит». Воспитатель приглашает ее почаще приходить к детям.

Игра «Семья»

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-живот­ные.

Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, вос­питательницы в группах детей второго года жизни; на­блюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюст­раций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа.

Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитате­лем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчер­кивает, что с куклой следует обращаться бережно, лас­ково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.

Затем дети играют с куклой самостоятельно.

Когда дети достаточное количество времени поигра­ли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоот­ношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кор­мят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

После этого воспитатель может внести еще одну Кук­лу — подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить.

Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. В это время близость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. Уже в последующем, когда дети уже несколько раз поиграют в эту игру, воспитателю бывает

достаточно только напомнить о возможных ролях, что­бы началась игра: «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?». Каж­дый из детей начинает выполнять свои обязанности.

Игра «Куклы»

Цель. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначе­нию. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последова­тельности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».

Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли. Мама, повар, няня.

Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматри­вания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспита­телю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с кукол­ки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»).

После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверни­те их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки?...» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины.

Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все при­готовили для того, чтобы выкупать куклу».

Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табу­ретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу. Одежду ее акку­ратно разложили на большом стуле, а малюсенькие си­ние ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, — уговаривает куклу девочка в белом фартуке. — Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит...».

Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.

1-й вариант. Кукла Катя обедает.

На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посу­да. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нуж­но для обеда». Поочередно дети находят нужные пред­меты. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарел­ки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе, не забыв постелить ска­терть и поставить салфетницу. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду.

2-й вариант. Подбери посуду для кукол.

Воспитатель ставит на стол три куклы: повар стоит у плиты, кукла-няня в халате готовит к обеду посуду, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рас­сматривает кукол, беседует о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». По­ловник, чайник, ложка нужны и повару, и няне.

После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром, няней или де­вочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям са­мим поиграть.

3-й вариант. «Кукла хочет спать».

Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться.

Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на ку­кольный стул. Так, один ребенок снимает фартук, дру­гой — платье и т. д. Воспитатель руководит их действи­ями, помогая правильно сложить ту или иную часть туа­лета куклы, показывая, как надо правильно это сде­лать. Когда кукла совсем разделась (осталась лишь в ру­башке), ей надевают тапочки и ведут ее к кровати. Уло­жив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее на­бок, кладет ее руки под щеку, заботливо укрывает, не­жно гладит по голове и говорит: «Спи!» Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит их вести себя тихо и, приложив палец к губам, на цыпочках, вместе с деть­ми покидает групповую, где спит кукла.

4-й вариант. Куклы проснулись.

На кроватках спят 2 куклы: большая и маленькая. На полочках шкафа лежит одежда. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель: «Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Это кукла Таня». Воспитатель обращается к одной кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?». «Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одеж­ду? Принесите платье. Примеряем платье, если малень­кое, складываем у кроватки Тани. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по размеру, другие вещи». Дети по очереди надевают одежду на куклу Катю, затем одевают Таню.

По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каж­дого из них за помощь, ласково гладит по голове, весе­ло пляшет для детей, которые хлопают в ладоши и затем благодарят куклу за пляску.

При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть самостоятельно.

Педагог должен обращаться с куклами, как с живы­ми существами. Так, если куклу роняют, воспитатель жалеет ее, успокаивает, чтобы не плакала, просит де­тей приласкать, успокоить и пожалеть куклу.

На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы кук­ле не было холодно, чтобы она не замерзла: он аккурат­но поправляет ее шапочку или шарфик, заботливо смот­рит, не дует ли под одеяло, которым завернута кукла. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу.

Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает уча­стниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Ут­ром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней, гасят свет и на цыпочках уходят

Игра«Шоферы»

 

Цель. детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Игровой материал. Разнообразные машины, строи­тельный материал, рули, светофор, фуражка ре­гулировщика.

Подготовка к игре. Наблюдения за машинами на ули­це, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, автогаражу. Рассматривание картины «Автобус». Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик». Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за игра­ми старших детей и совместные игры с ними. Разучива­ние подвижной игры «Воробышки и автомобиль». Чте­ние и рассматривание иллюстраций: «Наша улица», рассматривание фотографий из серии «Маленькие шо­феры». Постройка гаража из строительного материала.

Игровые роли. Шофер, механик, бензозаправщик.

Ход игры. Воспитатель может начать игру с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе наблюде­ний внимание детей педагог обращает на разнообразие машин, на то, что перевозят машины.

После прогулки в беседе с детьми воспитатель задает им следующие вопросы: «Какие машины вы видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в шо­феров, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики — «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки — «мамы» с ко­лясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разре­шается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора.

В последующей работе педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточ­нение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, меха­ник, бензозаправщик.

При последующем проведении игры воспитатель мо­жет предложить детям послушать рассказ куклы-шофе­ра: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хоро­шее правило — никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым — любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензи­на, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть самосто­ятельно в игру «Как будто шоферы уходят в рейс».

В следующий раз игру можно начать с прочтения рас­сказа «Как машина зверят катала».

«Стоит на дороге машина. Сама синяя, кузов жел­тый, колеса красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Аи, да машина! Хороша машина!

Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов, а ма­шина-то и поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к зайчику, загудела: бип-бип-бип!

Прыгнул в машину зайчик. И опять машина поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к медвежонку, загудела: бип-бип-бип!

Влез медвежонок в кузов. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Белочка, зайчик и медвежонок рады!

Влез в кузов ежик. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Ура!

Накатались малыши, устали.

Первой из машины выпрыгнула белочка, за ней..? — зайчик. Потом вылез..? — медвежонок. А ежик — он ведь прыгать не умеет — никак не может слезть. Расстро­ился! Медвежонок, вот умница-то, вернулся и протя­нул ежику лапу. Воспитанные люди и звери всегда по­могают друг другу.

Только ежонок вылез из машины, она и уехала. «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» — закричали ей вслед зверята».

После прочтения рассказа воспитатель может предло­жить детям самостоятельно покатать игрушек в маши­нах.

 

Игра«Поездка»

Цель. Обучение детей реализации игрового замысла.

Игровой материал. Строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Наблюдение на прогулке за транс­портом, экскурсия в автопарк, в порт, в аэропорт, на вокзал. Чтение стихотворений и рассказов о транспор­те. Изготовление из строительного материала машины, самолета, парохода, поезда, лодки, автобуса и др.

Игровые роли. Машинист, шофер, пассажир.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные ва­рианты игры в зависимости от того, на что направлены игровые действия.

1-й вариант. Игровые действия воспитателя направ­лены на детей.

Воспитатель начинает игру: «Сейчас буду строить что-то очень интересное. Кто хочет мне помогать? Прине­сите, пожалуйста, большие кубы (модули). Вот эти боль­шие круги. Молодцы, спасибо! А теперь принесите мне, пожалуйста, много стульчиков, они тоже пригодятся. Кажется, все готово, можно начинать строить. Знаете, что я хочу вам построить? Машину. Такую большую... С колесами, с кузовом. Построю машину и буду катать моих ребят. Хотите, чтобы я вас покатала на машине?» Воспитатель строит машину и комментирует свои дей­ствия. «Сначала построю кабину (берет стулья). Кабина готова. Теперь сделаю руль. Буду рулить. Машина по­едет, повезет Сашу, Марину, Вадика... Руль тоже уже готов. Буду делать кузов. Поставлю стульчики вот так, чтобы детям было удобно сидеть, кузов сделаю боль­шой, чтобы все уместились. Осталось только приста­вить колеса. Все. Машина готова. Ну-ка, садитесь, мои хорошие, в машину, сейчас поедем. Это место для Кати. А это для Пети... Все сели удобно? Можно заводить ма­шину? Чик-чик, мотор включила. А знаете, куда я вас сейчас повезу? В магазин за игрушками. Би-бип! По­ехали. Чшш-ш-ш! Остановка. Приехали в магазин. Сей­час я открою дверь. Выходите. Вот магазин (воспита­тель показывает на шкаф с игрушками, которые заранее необычно расставлены и одеты: у кого-то привязан бант, у кого воротничок, юбочка новая и т. п.). Много в магазине игрушек. Они вам нравятся? Давайте будем покупать игрушки. Зайчика куплю Ванюше. А тебе, Оленька, какую игрушку купить? Ну, вот, кажется, всем купили игрушки. Хорошие игрушки я вам купила? Всем нравятся? Тогда садитесь в машину, поедем назад, в группу. Би-ип! Поехали...».

По дороге педагог делает остановку, покупает в мага­зине «бутылку» лимонада, угощает детей, стаканчик предлагает сделать из кулачка. Показывает, как можно пить из такого стаканчика. «У кого есть такие же стакан­чики? Подставляйте. Буду наливать вам лимонад. Кто еще хочет лимонада? (Тем, кто отказывается пить из ста­канчика, дает игрушечную чашку). Все попили? Теперь давайте угостим лимонадом игрушки. Кто попил, мо­жет садиться в машину. Все сели? Би-бип. Поехали. Чшш-ш-ш. Приехали в группу. Можно идти играть. Покажите своим игрушкам, где им можно спать, варить обед, а я буду машину чинить. Захотите снова пока­таться на машине, приходите ко мне. Я вас еще куда-нибудь повезу».

Если после предложения воспитателя у детей появит­ся желание снова сесть в машину, игра продолжается.

При последующем проведении игры воспитатель вы­ясняет вместе с детьми, куда еще можно возить детей и зачем. Выясняется, что детей можно возить: на море или речку, в лес, чтобы купаться, играть в воде, похо­дить по мостику; в зоопарк, познакомиться с рыбками, китом, поискать что-нибудь интересное; в лес, чтобы собирать грибы, ягоды, цветы, познакомиться со зве­рушками, покормить их, сходить в гости к ежику, по­смотреть, как живут зверушки, построить им домики.

 

приготовить им еду, покормить их, погулять с ними; в цирк, чтобы научить зверей разным цирковым трюкам: прыгать через палочку, через яму, с кубика на кубик, пролезать в обруч, ходить по доске, петь, скулить, гав­кать, наряжать зверей, выступать; в магазин, чтобы ку­пить новые игрушки; в гости к разным лесным зверуш­кам, к куклам, к тете Гале (помощнику воспитателя) и т. д. Также педагог может выяснить вместе с детьми на каком транспорте можно ехать: на самолете, на парохо­де, на поезде, на лодке, на электричке, на машине, на автобусе, на такси.

2-й вариант. Игровые действия направлены на воспи­тателя.

Педагог включает детей в игру. «У меня есть рули (по­казывает разные предметы, которые могут заменить рули). Кто хочет поехать на машине, получите рули». «Вот тебе руль, Вадик. Куда ты поедешь? А что мне привезешь? Катюша, а ты куда поедешь? Тоже в мага­зин? Хорошо. А что ты мне купишь в магазине? Конфе­ты? А за конфетами уже Вадик поехал. Давай ты что-нибудь другое мне привезешь? Хлеб? Молодец, правиль­но. А то у нас на обед хлеба нет». Если воспитатель видит, что ребенок затрудняется в выборе цели, нужно предложить ему свою: «Саша, привези мне, пожалуй­ста, кирпичи. Я буду своей собачке строить будку. Ей негде жить. Видишь, она вон там, в уголке, сидит и горюет».

После этого воспитатель показывает детям, как из стульчика сделать машину.

Когда дети привезут педагогу продукты, вещи и т. д., он обязательно должен поблагодарить детей за доставку.

«А теперь давайте все вместе поедем на машинах в цирк, посмотрим, как выступает мишка». Воспитатель показывает детям выступление игрушечного мишки. Затем дети на машинах «возвращаются» в группу.

3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.

Воспитатель включает детей в игру и ставит перед ними игровую цель: «Сейчас я буду строить кукольный театр. Мне нужны помощники. Кто будет привозить мне иг­рушки?». Далее воспитатель побуждает к самостоятель­ному поиску предмета-заместителя и способов реализа­ции игровой цели. «Найдите себе машины и возите мне игрушки. Я буду говорить вам, какие игрушки мне нуж­ны для кукольного театра. Вовочка, привези мне, по­жалуйста, зайку. А ты, Лариса, — куклу Дашу. А Вита­лик привезет детский столик...». Педагог называет те иг­рушки, строительный материал и прочее, что понадо­бится для устройства театра. Показывает место, куда можно класть игрушки. Дети возят игрушки, а воспита­тель устраивает сцену кукольного театра. Показывая де­тям кукольное представление, педагог старается в спек­такле и при устройстве сцены обязательно использовать все, что привезли дети.

На спектакль воспитатель может предложить детям привезти своих друзей: кукол, медвежат и др.

После спектакля дети развозят все на место. Педагог их непременно благодарит за помощь. Предлагает поиграть с друзьями, которых они пригласили на спектакль. Напо­минает, что их гости тоже любят кататься на машине.

Затем дети переходят к самостоятельной игре.

4-й вариант игры. Этот вариант можно использовать для приобщения детей к порядку.

Воспитатель приглашает детей в увлекательное путе­шествие на поезде. Он ставит друг за другом 3—4 стуль­чика-вагончика и предлагает занять места в поезде. Дети берут дополнительные стульчики, пристраивают их к уже поставленным, и вот — длинный поезд готов к путеше­ствию. В это время воспитатель подбирает с пола раз­личные игрушки и произносит: «Мишка, что ты грус­тишь? Ты хочешь на поезде прокатиться. И ты зайчик, и матрешка, и кукла Даша». Дети готовы помочь своим маленьким друзьям-игрушкам. Они быстро разбирают их и бережно усаживают на свои колени. «Ребята, — продолжает воспитатель, — в пути мы увидим много интересного и забавного. Посмотрите внимательно, хо­рошо ли будет видно вашим маленьким друзьям: белоч­ке, зайчику, Маше. Поинтересуйтесь у них. Если им ничего не видно, то посадите их поудобнее. Ну, а те­перь — в путь!».

В «пути» воспитатель описывает детям 2—3 вообра­жаемые картинки за окном: «Смотрите, смотрите! Вон два маленьких козленка дерутся, бодаются. А может быть играют. Забавно. А сейчас мы переезжаем речку, едем по длинному мосту. А по речке лодочка плывет. Вы видите? А теперь мы въехали в густой лес. Что вы здесь видите? А я вижу белочку. Она скачет по ветвям, хочет наш поезд догнать. Но куда ей. Мы быстро едем. До свидания, белочка. (Дети и воспитатель машут вообра­жаемому персонажу рукой). Ну, а теперь мы возвраща­емся домой. Приехали. Воспитатель предлагает детям выйти из вагончиков. «Вот мы и дома. Но что это? — восклицает педагог. — Дети, пока мы с вами путеше­ствовали, у нас в группе кто-то побывал, все разбро­сал, раскидал. Ну и беспорядок! Кто бы это мог быть? Вы не знаете?». Дети осматриваются кругом. «Я дога­далась, кто это, — продолжает воспитатель. — Это хит­рые шалунишки. Если они появляются где-то, то это просто беда. Никакого житья от них не будет. Все всегда будет валяться, теряться, пачкаться. Вместе с ними жить невозможно! Надо скорее от них избавляться! Вы со мной согласны? Что же нам тоща надо делать с ними, вы не знаете?». Дети дают советы. Воспитатель внима­тельно их выслушивает и вдруг радостно восклицает: «Вспомнила! Когда я была маленькой, моя бабушка рас­сказывала мне про хитрых шалунишек и про то, как от них избавиться. Шалунишки не любят порядок и чис­тоту. И если все быстро убрать по местам, они мгно­венно исчезнут. Прогоним шалунишек? Конечно. Итак, начали!».

Дети разбегаются по групповой комнате и начитают наводить порядок. Воспитатель им помогает. Поддер­живать интерес и темп уборки он может с помощью:

—рифмовок («Мы игрушки убираем, шалунишек про­гоняем, шалунишки никогда не воротятся сюда» и т. п.);

—обращений к детям («Внимательнее ищите следы шалунишек. Где непорядок, значит, там поселились шалунишки». «Мне кажется, один из шалунишек пря­чется среди книг, так они все разбросаны» и т. п.);

- поощрений («Ай-да, Миша! Ай-да, молодец! В таком порядке кубики укладывает. Теперь я уверена, что сюда ни один шалунишка и носа не покажет». «Таня, какая ты умница! Я бы никогда не догадалась под ку­кольную кроватку заглянуть. А там оказались тарелки, ложки и даже платье кукольное? Ну, а теперь здесь пол­ный порядок!»).

После уборки игрушек воспитатель и дети удовлетво­ренно оглядывают свою группу. Воспитатель подводит итог проделанной работы: «Вот теперь — совсем другое дело! Если бы не вы, то никогда нам от хитрых шалуни­шек не избавиться. А теперь я уверена, что вы не пусти­те их к нам. Я права?».

В последующем воспитатель может обращаться к об­разу «шалунишек» (но уже как напоминанию о них): «А вам не кажется, что на кухне у кукол шалунишки резви­лись?» Кто хочет их прогнать оттуда? Кто уберет там?

Игра«Поезд»

Цель. Обучение детей реализации игрового замысла.

Игровой материал. Строительный материал, игрушеч­ный поезд, картинка с изображением поезда, руль, че­моданчики, сумочки, куклы, игрушки-животные, мат­решки, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Наблюдение на прогулке за транс­портом, экскурсия на вокзал. Чтение стихотворений и рассказов о поезде. Изготовление из строительного ма­териала поезда. Изготовление совместно с воспитате­лем билетов, денег. Лепка пищи, которую ребята берут с собой в дорогу.

Игровые роли. Машинист, пассажиры.

Ход игры. Подготовку к игре педагог начинает с по­каза детям настоящего поезда.

Следующий этап подготовки к игре - обыгрывание с детьми игрушечного поезда. Воспитателю вместе с детьми надо построить рельсы (выложить их из строительного материала), мост, платформу. На платформе поезд бу­дут ждать матрешки, которые потом поедут на нем ка­таться или на дачу, и т. д. В результате обыгрывания игрушки дети должны понять, что и как можно с ее помощью изобразить, научиться играть с ней.

Посл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: