-Какие задачи используют в НШ?
- При обучении математике в школе используются текстовые задачи. Решение и составление задач способствуют развитию логического мышления, формированию некоторых математических умений (вычислительной деятельности, умения моделировать и т.д.), иначе говоря мы учим детей применению математических знаний в жизненных ситуациях.
-Что такое текстовая задача? (Можно своими словами, как Вы понимаете).
Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие какого-нибудь отношения между компонентами или определить вид этого отношения[1].
-Из каких основных элементов состоит текстовая задача?
Основными элементами текстовой задачи являются условия и требования (или вопрос, более привычное для нас обозначение).
В условии сообщаются сведения о тех или иных объектах и их величинах, об отношениях между ними, и задаются количественные характеристики величин (говоря простым языком - их численные значения). А требование - это указание, что именно нужно найти. Оно (т.е. требование или вопрос, вопросы) может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме, например: «Найти площадь треугольника; «Чему равна площадь прямоугольника?»[2] и т.д.
Кроме всего прочего, каждая задачасодержит в неявной форме некоторую систему зависимостей, которые даютвозможность искать ответ на вопрос задачи, т.е. путь выполнения (или алгоритм) ее требования, а именно – решить задачу.
-Что значит решить задачу?
Решить задачу – это значит через логически верную последовательность действий и операций, с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями, выполнить требование задачи.
-Хочу обратить Ваше внимание на то, что:
Термином «решение задачи» обозначают связанные между собой понятия:
- решением задачи называют результат, т.е. ответ на вопрос задачи;
- решением задачи называется процесснахождения этого результата, т.е. собственно говоря, вся деятельность человека, который решает задачу;
- решением задачи называют лишь те действия, которые производят над условиями и их следствиями на основе общих положений математики для получения ответа задачи[3].
-Уважаемые Коллеги! Какие Вы знаете методы решения задач?
Существуют различные методы решения задач: арифметический,алгебраический, геометрический,логический, практический и др. В основе каждого метода лежат различные виды математических моделей, например:
- при арифметическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над числами;
- при алгебраическом методе решения задач составляются уравнения, неравенства, системы уравнений;
- при геометрическом – строятся диаграммы или графики;
- при решении задачи логическимметодом значит найти ответ на требование задачи, как правило, не выполняявычислений, а только используя логические рассуждения;
- при практическом – находится ответ на требование (вопрос) задачи, выполнив практические действия с предметами или их копиями[4].
Какой из выше перечисленных методов применяется в НШ?
Для решения текстовых задач в младших классах используется арифметический способ, когда ответ на вопрос задачинаходится в результате выполненияарифметических действий над числами. Арифметические способы решения задач отличаются друг от друга одним или несколькими действиями или количеством действий, также отношениями между данными, данными и искомым, данными и неизвестным, положенными в основу выбора арифметических действий или последовательностью использования этих отношений при выборе действий[5].
Итак, при решении и составлении текстовых задач важно научиться выделять условие и требование задачи.
_Какие задачи предлагаются детям в начале обучения?
В начале обучения детям обычно предлагаются простые задачи (решаемые водно действие), в которых сначала сформулировано условие, потом требование (вопрос).
-Чему учатся дети работая с текстовыми задачами?
При обсуждении текстовых задач дети учатся не только логично рассуждать, но и самостоятельно составлять задачи, называть объекты задачи, величины, их численные значения, связи между величинами.
[1] Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): К.: Пед. пресса, 2011. 18 с.
[2] Тихонеко А.В. Обучение решению текстовых задач в начальной школе. М.: Академия, 2012. 39 с.
[3] Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач. М.: Академия, 2012. 30 с.
[4] Провоторова Н.А. Методика решения задач в начальной школе. Воронеж: ВГПУ, 2016. 34 с.
[5] Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): К.: Пед. пресса, 2011. 18 с.