Часть 2. Народные книги о докторе Иоганне Фаусте




Генезис народных книг о докторе Фаусте

 

Первая народная книга о Фаусте имеет довольно пространное название: «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике, как на некий срок подписал он договор с дьяволом, какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учинял и творил, пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние. Большей частью извлечено из его собственных посмертных сочинений и напечатано, дабы служить устрашающим и отвращающим примером и искренним предостережением всем безбожным и дерзким людям. Послание апостола Иакова IV: Будьте покорны господу, противоборствуйте дьяволу, и он бежит от вас.» (Перевод книги на русский язык осуществлен Р.В. Френкелем). Вышла в свет она во Франкфурте-на-Майне в 1587 году в издании книгопродавца Иоганна Шписа и за один год была переиздана 22 раза, к тому же сразу после издания она была переведена на английский, французский и чешский языки.

В то время Франкфурт был главным центром по изданию популярной повествовательной литературы (так называемых народных романов). Издательство И. Шписа тоже печатало такую литературу одновременно с книгами богословского характера в духе ортодоксального лютеранства. Эти две тенденции, развлекательная и поучительная, определили и содержание первой народной книги о Фаусте [9].

Как пишет во вступительной статье к «Фаусту» Гете Н. Вильмонт: «Ревностный лютеранин, И. Шпис хотел показать на примере Фауста, к каким пагубным последствиям приводит людская самонадеянность, предпочитающая пытливую науку созерцательной вере. Наука бессильна проникнуть в великие тайны мироздания, (…) и если доктору Фаусту все же удалось завладеть утраченными античными рукописями или вызвать ко двору Карла V легендарную Елену, прекраснейшую из женщин древней Эллады, то только с помощью черта, с которым он вступил в «греховную и богомерзкую сделку»; за беспримерные удачи здесь, на земле, он заплатит вечными муками ада [1, с.10].

Однако книга И. Шписа сделала образ Фауста только популярнее. Пренебрегая плоскими морально-религиозными разглагольствованиями Шписа, народ восхищался победами Фауста над строптивой природой, страшный же конец героя не слишком пугал его. Читатели, в основном городские ремесленники, охотно верили, что такой молодец, как этот легендарный доктор, перехитрит и самого черта [1, с.10-11].

Создание книги

фауст народный книга

И.Шпис в предисловии к книге говорит, что существует «всем известное пространное предание о разных похождениях доктора Фауста, знаменитого чародея и чернокнижника» и удивляется, почему до сих пор никто не записал эту историю. Он расспрашивает о Фаусте «ученых и сведущих людей» и в итоге получает текст от «одного доброго знакомого из Шпейера» с пожеланием публикации.

В то же время в самом заглавии книги И. Шпис сообщает, что описание жизни Фауста «большей частью извлечено из его собственных посмертных сочинений».

Вероятно, для создания книги автор также использовал реальные сообщения и заметки о некоем Фаусте, которые, тем не менее, к тому времени уже могли быть приукрашены историями о связи доктора с черной магией и дьяволом. XV - XVI века вообще выдались щедрыми на всевозможных магов и пророков, ходили слухи о предзнаменованиях Апокалипсиса [11]. «Колдовство и магия, всегда вызывавшие беспокойство, на стыке веков с неизбежностью оказались под особенно пристальным вниманием. В десятилетие, предшествовавшее 1500 году, по всей Европе полыхали костры, на которых было сожжено множество ведьм. В тот же период вышло огромное количество работ, посвящённых магии и ведовству» [11]. Конечно же, И.Шпис не мог не приписать Фаусту истории и о других чернокнижниках, ведь его основной целью было предостеречь читателя, чтобы тот не сбился с пути праведного и противился всему дьявольскому. «Это есть примечательный и устрашающий пример, из которого можно не только убедиться в дьявольской зависти, лукавстве и свирепости против рода человеческого, но и вьяве узреть, до какой крайности может довести человека самоуверенность, дерзость и любопытство, могущие послужить причиной отпадения от господа, союза со злыми духами и погибели для тела и души, с тем большим рвением предпринял я эту работу и приложил все старания в надежде оказать этим добрую услугу всем тем, кто желает внять предостережению [9]», пишет И. Шпис в предисловии.

В книге действительно можно проследить сюжеты, которые были выделены ранее в исторических заметках.

Фауст - маг-чернокнижник («Нашел доктор Фауст себе подобных, тех, что пользовались халдейскими, персидскими, арабскими и греческими словами, фигурами, письменами, заклинаниями, волшебством и прочим, как зовут подобные заклятия и колдовство. И подобные занятия суть не что иное, как искусство Дарданово, нигромантия, заклинания, изготовление ядовитых смесей, прорицания, наговоры и как бы еще подобные книги, слова и имена ни назывались. Это полюбилось Фаусту, он стал изучать и исследовать их день и ночь [9]» (Гл.1 «История о рождении и ученых занятиях знаменитого чародея доктора Иоганна Фауста»). Под Дардановым искусством понимается колдовство, т.к. «Дардан упоминается римским писателем Плинием как кудесник» [9].

Заключение договора между Фаустом и дьяволом при посредничестве духа Мефистофеля описано во 2, 3, 4 и 5 главах, в 6 главе изложен якобы сам текст договора («бумага эта после его злополучной кончины была найдена в его доме»). Сначала Фауст вызывает духа и зовет в свой дом («На это было желание Фауста, чтобы тот, назавтра в двенадцать часов явился ему в его жилище, на что дьявол вначале не хотел согласиться, но доктор Фауст заклял его именем его господина, чтобы он исполнил его желание, что ему дух напоследок и обещал»). На следующий день вновь вызывает его и на этот раз диктует ему свои условия. «Но дух ответил ему отказом, отклонил все это по причине того, что не имеет достаточной власти, пока не даст ему на то разрешение господин, которому он подчиняется». Затем Фауст «заклял его, чтобы под вечер он снова явился к нему и выслушал, что Фауст ему предложит». В этот же день «явился летающий дух Фаусту снова и обещался быть ему во всем подвластным и покорным, ибо ему от господина его дана такая власть». Фауст вновь предъявляет духу свои требования: Фауст сам должен принять «способность, форму и облик духа», Мефистофель же должен беспрекословно подчиняться Фаусту. Мефистофель, в свою очередь, также выдвигает некоторые условия: Фауст должен поклясться, что отныне он «передается в собственность этому духу» и что он отрекается от христианской веры. «За это берется дух выполнить все желания Фауста сроком на определенное число лет. Когда же срок истечет, он явится за ним. И если Фауст эти условия выполнит, он будет иметь все, чего только душа его пожелает и захочет, и тотчас почувствует в себе способность принять вид и обличие духа.». На следующий день «составляет доктор Фауст в своей наглости и дерзости договор, обязательство и соглашение. (…) Когда обе стороны так друг с другом договорились, взял Фауст острый нож, отворил себе жилу на левой руке, и поистине говорят, что на этой руке появились запечатленные, окровавленные письмена: О Homo fuge, т. е. беги от него, человек» [9].

Страшная кончина доктора Фауста описана в 67 и 68 главах. Описание, данное в книге И.Шписа, куда более ужасающее чем в записках. Возможно, жуткие детали добавил уже сам автор для большего устрашения читателя: «И случилось это между двенадцатью и часом ночи, поднялся вокруг дома неистовый ветер, охватил его со всех сторон, так что казалось, что рушится все и самый дом будет вырван из земли. (…) Студенты услышали страшное шипение и свист, будто дом был полон змей, гадюк и других вредоносных гадов. Тут дверь в комнату доктора Фауста распахнулась, и стал он кричать о помощи, но только вполголоса, и вскоре уж больше не стало его слышно. Когда же настал день, и студенты вошли в комнату, где находился Фауст, они не увидели его больше. Вся комната была забрызгана кровью, и мозг прилип к стене, будто черти бросали его от одной стены к другой. Да еще лежали глаза и несколько зубов: жуткое и ужасающее зрелище! Тут начали студенты плакать и причитать над ним, искали его повсюду и наконец нашли его тело за домом на навозной куче. Страшно было на него взглянуть, так изуродованы были его лицо и все части тела» [9].

Можно назвать еще несколько фрагментов, встречающихся одновременно и в заметках, и в книге о Фаусте. В главе 18 говорится о том, что Фауст стал «хорошим астрономом или астрологом, наученным своим духом читать по звездам и составлять предсказания погоды. Его календари и альманахи заслужили похвалы перед другими, потому что если он вносил что-нибудь в календарь, так и случалось» [9]. Глава 42 описывает сцену, в которой Фауст проучил шумных крестьян: «И вот когда крестьян стали орать и распевать еще громче, он взял и заколдовал их так, что они все рты поразевали, а закрыть никто не может. Однако лишь только крестьянин выходил из горницы, речь к нему возвращалась» [9]. И это еще далеко не все сюжеты, которые из легенд и слухов перешли в народную книгу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: