Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми.




СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫНАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

 

 

Русская роспись

 

 

Студент: ___________________Крупникова А.В.______

(ФИО)

Группа _________________ПОн\б153-з_______

 

Профиль ________________________________

 

 

Севастополь

2020
Русская роспись


Г О Р О Д Е Ц К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: … Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино…………………………………………………………………………………………..

 

2. Материал первоосновы: …… Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.……………………………………………………………………………………………….

 

3. Способы украшения, материалы: Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.

Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.

Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

 

 

4. Виды продукции: ……………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………...

6. Цвет изображений

 

 

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» - симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» - вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» - вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» - вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

Сюжетная роспись

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

7. Композиция узоров:

………………………………………………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………………………………...

 

8. Использование в начальной школе:

þ Класс …………………………………

þ Формы работы (конкретные названия, класс):

þ Проанализировав школьные программы по изобразительному искусству, мы пришли к выводу о том, что наиболее полно обучение городецкой росписи раскрывается в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» научный руководитель Т.Я. Шпикалова. Учащиеся знакомятся с традиционными народными промыслами, выполняют декоративные композиции.

þ По данной программе изучение Городецкой росписи, формирование умений и навыков осуществляется с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Одна из основных задач данной программы связана с обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся овладевают приемами Городецкой росписи на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизации.

þ 1 класс – отработка элементов: капельки, травки, скобка, спиралька листья, цветка и т.д. Составление травного орнамента или букета из данных элементов.

þ Чтобы получить мазок «капелька», нужно поставить кончик кисти на лист, а затем, ведя кисть на себя, плавно прижимать ее к плоскости бумаги.

þ Чтобы выполнить мазок «травка», нужно поставить кончик кисти на бумагу и медленно двигать ее к себе, постепенно прижимая к плоскости бумаги. Завершая написание элемента, ведите кисть в ту сторону, куда должен лечь мазок, постепенно отрывая кисть от плоскости листа.

þ Чтобы выполнить элемент «скобка», нужно поставить кончик кисти на лист бумаги, медленно двигать к себе. В середине мазок окажется наиболее широким. Завершая, ведите кисть в ту сторону, куда должен лечь мазок, постепенно отрывая кисть от плоскости листа.

þ Чтобы выполнить элемент «спираль», нужно поставить кончик кисти на лист бумаги, и постепенно начинать раскручивать спираль по часовой или против часовой стрелки от центра к краю.

þ Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

þ Элементы травного орнамента выполняются с постепенным усложнением, от самых простых – скобочек, травинок, капелек, штрихов, сеточек до более сложных цветков и листиков.

þ Эти упражнения относятся к репродуктивному методу, способствующему формированию умений и навыков. Чисто словесные методы на этом этапе малоэффективны, тем более что изобразительное искусство – предмет практический, услышать и понять – еще не значит суметь. Поэтому учителю необходимо демонстрировать наглядный материал.

þ 2 класс - повторение изученного и отработка элементов Городецкой росписи: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи, травки. А так же учащиеся, используя способ «примакивания» кисти к бумаге изображают декоративные листья и элементы растительного орнамента (купава, розан).

þ Для выполнения круга- подмалевка нужно взять кисточку у самого черенка тремя пальцами, набрать краску. Поставить черенок перпендикулярно плоскости бумаги. Медленно поворачивая кисть вокруг оси перекатывать ее в пальцах по часовой стрелке.

þ Зная и умея рисовать элементы росписи, можно без особого труда нарисовать цветы, но у них есть свои отличительные особенности. Последовательность рисования цветов: розан- сначала наносится цветовое пятно (основной цвет смешанный с белилами), затем основным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки – дужки. А затем белой краской делаем оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. По аналогии выполняется цветок купавки, отличительной особенностью которого является смещение центра цветка вверх, вниз, вправо или влево.

þ Так же во 2-ом классе отрабатываются элементы образов птиц. Изображение птиц – широко распространенный мотив в народном искусстве. В большинстве народных художественных промыслов эта тема, так или иначе рассматривается. Не является исключением и городецкая роспись – многие чаши, панно, подставки украшены сказочными птицами, словно созданными из травинок, или ярких солнечных лучиков.

þ Последовательность рисования птицы: рисуем каплю- туловище. Двумя дугообразными линиями рисуем хвост. Делим хвост на отдельные перья. Прорисовываем крыло, каплевидной формы (капля опущена вниз). Прорисовываем мелкие детали (гребень, клюв, бородка, и т.д.). Учителю необходимо показывать технологию выполнения того, или иного элемента. Учащиеся выполняют небольшие композиции из данных элементов.

þ В 3 классе основное внимание уделяется составлению композиций по мотивам Городецкой росписи на бумажных шаблонах. Детям рассказывают о существовании традиционных схем расположения узора в прямоугольной форме: с одним крупным цветком и несколькими мелкими; с двумя крупными и тремя крупными цветками в сочетании с разным количеством мелких цветочков. Последовательность работы над композицией: сначала рисуется самый крупный цветок (цветки), затем цветы помельче, потом листочки, и в конце выполняется теневка и оживка всей композиции.

þ Учащиеся повторяют ранее изученное и знакомятся с новыми элементами – образом «конь», а так же актуализируют умения по отработке элементов в форме упражнений. Учащимся предлагается расписать один из элементов кухонного набора (разделочная дощечка, баночка для сыпучих продуктов).

þ Последовательность выполнения «Вороной конь»: кистью, насыщенной черной краской, пишется мазок, подобный тому, каким пишут шейку и грудь птицы. К этому мазку приписывается еще один, образующий вместе с первым изогнутую каплевидную форму, в которой уже угадывается изогнутая шея и грудь коня. К передней части туловища коня приписывают очертание седла. От задней линии седла пишется круп коня. К изогнутой шее приписывают небольшую округлую продолговатую головку. К голове коня приписывают острые треугольные ушки. К туловищу дописывают верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой. К верхним частям ног приписывают их нижние части от колена до копыта. Тщательно выполняют копытца коня, иногда похожие на черные остроконечные листики. Следующая стадия работы - изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняется свободными плавными движениями кисти. После окончания работы над силуэтом коня закрашивают ярким нарядным цветом седло, пишут уздечку. И после выполняется оживка.

þ В 4 класседети снова повторяют все ранее изученные элементы, также к ним добавляется сюжет.

þ Последовательность рисования барыни: работа начинается с изображения кружка примерно 1,5-2 см в диаметре. Будущее лицо барыньки. После приступают к изображению прически черным или темно-коричневым цветом. Дальше приписывается к головке шейка, заранее зная, какое платье и с каким декольте наденет барыня. В нашем случае вырез у платья треугольный, поэтому шейку и вырез платья также покрывают белилами. Для написания плеч и рук женской фигуры требуется всего два мазка широкой кистью. Одним мазком обозначают левое плечо и согнутую в локте левую руку, другим - правое плечо и вытянутую, чуть отведенную от туловища правую руку. Завершая написание верхней части женской фигурки, пишем тонкую талию, точно и к месту нанося каждый из широких плавных мазков. Завершается рисунок фигурки написанием белилами кистей рук. На этом этапе обычно оформляют личико барыньки. Неотъемлемой частью костюма городецкой щеголихи всегда была пышная узорная юбка. Особо следует сказать об оформлении нижнего края юбки. Городецкие мастера никогда не написали бы его совершенно прямым, сделают чуть изогнутую «живую» линию, которая проводится, как правило, черным цветом, контрастным к цвету костюма. Если рядом стоят несколько женских фигур, то этим единым черным штрихом подчеркиваются все женские юбки, из-под которых видны остроносые башмачки. Это один из характерных городецких приемов, завершающий костюм барыньки, его видно на многих городецких донцах. Башмачки бывают разными по рисунку - чуть заметными или видными полностью, с высокими каблучками. После выполняется теневка и оживка платья. По аналогии выполняется кавалер. Учащимся может быть предложено, выполнить задание на импровизацию, создать композицию по мотивам Городецкой росписи. Если у детей все получается и остался интерес, то можно усложнить работу- проиллюстрировать сказку.

þ Можно выбрать любую сказку, но лучше, если это будет известное произведение, к персонажам которого дети привыкли и считают вполне естественным изобразить их графически. Кроме того, желательно, чтобы данная сказка имела несколько изданий с иллюстрациями разных художников и музыкальные фрагменты, ее сопровождающие. Для достижения наилучшего эффекта следует провести цикл уроков по одному выбранному литературному произведению и последовательно проанализировать взаимоотношения героев, место действия и обстановку. Для того чтобы начать работу над иллюстрированием литературного произведения нужно познакомить детей с самим понятием иллюстрирование, известными художниками-иллюстраторами, показать репродукции, внимательно рассмотреть иллюстрации к разным литературным произведениям и проанализировать их: как художники передают сказочные происшествия, выделяет главное в композиции, какими средствами они выражают радость, удивление, страх. Обратить внимание детей на окружающие объекты в иллюстрациях.

þ Следующий этап работы – иллюстрирование выбранного литературного произведения. Ведь каждый учитель изобразительного искусства стремится развивать у ребенка художественно–образное мышление, воображение, фантазию. Рисование иллюстраций к литературным произведениям дает школьникам возможность внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и ассоциативно мыслить. В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и двойное переживание содержания текста, а в сочетании с использование методических приемов и средств, способствующих развитию воображения, дают положительный эффект, влияют на воспитание эмоционально-чувственной сферы, развитие способности творческого самовыражения.

@ Конспект одной из форм работы приложить.

9. Игровые упражнения (название, класс) ……………………………………………………………………………..

Тема урока: «Городецкая роспись»

Цели урока:

1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания «Кухонная доска»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стиральная резинка
  1. Для учителя:
  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
  • плакат «Городецкая роспись»
  • презентации «Городецкая роспись»

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. (3-5 мин)
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. (10-15 мин)
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. (15-20 мин)
  1. Заключительная часть. Подведение итогов. (5 мин)

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись.

Учитель:

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной росписью)

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

- Следующий этап называют «тенёвка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Учитель:

А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель:

Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос:

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Вопрос:

Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Розан, купавка, ромашка.

Вопрос:

На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Вопрос:

Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

 

 

10. Ведущие мастера:

………………………………………………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………………………………...

 

11.

& Литература для чтения детям о промысле:

 

 

16.

& Методические статьи о Городецкой росписи:

 

 


 


Х О Х Л О М С К А Я Р О С П И С Ь

1. Место нахождения промысла: в селе Хохлома в составе Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области.

2. Материал первоосновы: декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

3. Способы украшения, материалы: Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

4. Виды продукции: Виды хохломы – роспись «верховая» и «под фон»

Золотой фон, образованный оловянным порошком под слоем обожженной олифы, и красно-черные узоры поверх: так выглядит классическая верховая технология хохломской росписи. Это наиболее распространенный и простой способ оформления изделий; мастер работает тонкой кисточкой, нанося элементы традиционных орнаментов – «травка», «под ягодку», «под листочек». Травяные стилизации выполняются резкими узкими мазками, «ягодные» отличаются многоцветьем, «листовые» прорисовываются с узором прожилок.

Отдельный вид верхового письма в хохломе называется просто и вкусно: «пряник». Здесь главенствуют геометрические фигуры, соотносимые с квадратом или ромбом, обязательно присутствует солнечный круг и травянистое обрамление.

Золотая роспись по красному либо черному – второй вид хохломской росписи, «фоновый». Создать такой рисунок значительно труднее, ведь элементы не прокрашиваются, а наносятся контурно; закрашиваются, наоборот, свободные от росписи участки. То есть, золотые лепестки, завитки, ягодки и т.п. в данном случае не прорисованы поверх, а представляют собой кусочки основного фона, созданного порошком олова под олифой после обжига заготовки.

5. Цветовая гамма (закрасить):

Травный орнамент. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом при этом кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Осочки - самый простой элемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.

Травинки - это мазки с небольшим плавным утолщением.

Капельки рисуются приёмом прикладывания кисти к бумаге.

Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Завитки выполняются с лёгким нажимом в середине элемента.

1.Кустик - это наиболее сложный элемент травного орнамента. Кустик выполняется обычно в два цвета - черным и красным.

При выполнении травной росписи нужно соблюдать следующую последовательность (Приложение 1). Сначала наводится ведущий стебель - криуль. Завитки на стебле ритмично закручиваются то вверх, то вниз, не соединяясь. Криули должны иметь одинаковую длину - от этого зависит стройность всего узора. По обе стороны ведущего стебля чередующимися мазками наносятся осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Ритмичное чередование элементов в орнаменте создает плавность, пышность. Красный, черный и золотой цвета придают росписи торжественность, праздничность.

2. Основной композицией орнамента является ведущая линия - криуль, на которой располагаются главные элементы узора - ягоды. Затем рисуются листочки, характерные для данной ягоды. После выполнения ягод и листочков, по обе стороны криуля располагаются элементы хохломского травного орнамента: осочки, травинки, капельки, усики, завитки.

Маленькие ягодки - брусничка, смородина, рябинка - рисуется печаткой-тыком (тычок можно сделать из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.) большие ягоды - крыжовник, клубника, и малина - рисуются кистью.

По высохшей краске ягоды и листочки «разживляются» желтым цветом.

3. Изображение птиц - широко распространенный мотив в народном искусстве. В большинстве народных художественных промыслов эта тема, так или иначе, просматривается. Не является исключением и хохломская роспись - многие чаши, панно, подставки украшены сказочными жар-птицами, словно созданными из травинок, или ярких солнечных лучиков.

Создание своей сказочной птицы - увлекательная творческая задача для детей. Хохломская роспись по способу нанесения узора на изделии делится в основном на верховую и фоновую. При первом более древнем, традиционном письме узор ложится на стенки предмета так, что бы фон вокруг него после закалки оставался золотым. При втором напротив, фон закрашивается красным или черным цветом, а рисунок - листья, ягодки, цветочки, - сверкают золотым.

Самым распространенным верховым письмом является знаменитая хохломская травка. Этот орнамент очень разнообразен. Меняя кисть всё время меняется красный стебелёк с черным, черный листок с красным. Травный орнамент мягко стелется по золотому фону. При росписи «под фон» наводится тонкими линиями основные орнаментальные формы. Затем заполняется фон между узорами черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы не закрашенными - серебряными. Потом украшают их мелкими штрихами-жилочками. Когда фон просохнет, сверху добавляются мелкие листочки, цветочки и ягодки, кустики, травки и отдельные травинки. Золотые узоры очень хорошо выглядят на красном или черном фоне.

 

6. Изображен и е ягод:

 

 

7. Изображение листьев:

 

8. Изображение цветов:

 

 

9. Изображение зооморфных мотивов:

 

 

10. Композиция узоров:

Хохломские матера всегда очень хорошо чувствовали форму изделия и помещали орнамент на плоскости, учитывая формообразующие линии. Вот пример типовой композиции: закругленные формы бортов чаш хохломские художники украшали динамичными по своему строению орнаментами, а в середине чаши, как правило, помещали статичный орнамент, который, наоборот, создавал ощущение покоя. Главный композиционный центр в работах хохломскйх мастеров обычно располагался в центре, а линии, образующие орнамент на плоскости, подчеркивали его. Каждая композиция росписи соответствовала определенной конфигурации изделия. Например, в росписях чашек, братин, блюд 'всегда применяли приемы построения в круге. Или: своеобразный орнамент, образно названный «пряник», помещали на дно чаши или блюда, и создавалось впечатление красивого узорного пряника, положенного в посуду.

…………………………………………………………………………………………………………………………………...

 

11. Игровые упражнения по обучению технике свободного кистевого письма:

 

В кистевой росписи развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Особенности кистевой росписи заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Глаз оценивает получающиеся изображения и направляет его.

Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно – двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически зрительно ребенок видит, как двигается рука, и ощущает это движение. В свое время Е. А. Флерина указывала на декоративное рисование, как на один из путей обработки техники. После ряда декоративных работ движения руки у детей остановились смелее.

Кистевая роспись, как и письмо – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движения рукой, - ведь необходимые движения кисти возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти. Особую роль при обучении письму играет развитие кисти руки – способности пальцев выполнять мелкие движения. Нужно чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения. Все это закрепляется и при кистевой росписи. Чем лучше ребенок научится пользоваться кистью, управлять ей, тем легче ему будет при письме. Но не только в обучении письму помогает развитие тонкокоординированных движений. Известно, что мелкая моторика тесно связана с речевой функцией, а также отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом.

Таким образом, на занятиях изобразительной деятельностью формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать, запоминать, выполнять задание в определенной последовательности.

Занятия по формированию навыков кистевой росписи у младших школьников целесообразно проводить сериями, посвященными какому – нибудь одному виду народного искусства.

Каждая серия состоит из трех частей:

1. Беседа об одном из видов народного искусства, знакомство с некоторыми произведениями народно – прикладного искусства.

2. Занятия по стилевому образцу.

3. Занятие по замыслу. Перед которым устраивается выставка – просмотр знакомых образцов и изделий, а также удачных детских рисунков.

Например, при знакомстве детей с хохломской росписью, используют расписанную посуду. При рассматривании различных вещей необходимо подчеркнуть, что роспись на них сходна по цвету – черная, красная, золотистая.

Затем занятия по образцу – рисование узоров на полоске, расписывание готовых форм, вырезанных из бумаги: тарелки, ложки и т. д. перед рисованием по замыслу хорошо еще раз рассмотреть с детьми хохломскую роспись на вещах и рисунках и подчеркнуть характерные особенности ее: легкость, плавность, текучесть узора.

По такому же принципу проходит знакомство детей с городецкой, жостовской росписью.

После восприятия детьми подлинных предметов народного творчества и выделение на них элементов, композиции, узора, цвета эффективны в обучении детей фланелеграфы, на которые можно выкладывать узоры из форм – элементов той или иной росписи. Можно использовать самодельные настольные игры, сутью которых является то же самое: выкладывание узоров в стиле Хохломы, городецкой и других росписей из вырезанных из картона форм – частей тех или иных элементов. На таком материале дети достаточно быстро и легко осваивают разные элементы и композиции.

Также для лучшего осваивания композиции, элементов узора, рекомендуют упражнения, для закрепления навыков кистевой росписи. Например, по хохломской росписи: «Нарисуй такие же», «Чего не хватает, «Составь узор – кустик из травки».

Подобные упражнения можно использовать и в городецкой росписи и в других.

Эти упражнения позволяют ребенку сосредоточить внимание на построении пространственно – цветовой композиции рисунка, добавляется легкость движения и подвижности руки, главным образом кисти.

Также можно использовать упражнения – импровизации: «Составь декоративный узор из бабочек» и т. д. эти упражнения можно использовать во всех росписях.

Таким образом, для развития навыков кистевой росписи можно использовать различные формы, упражнения для закрепления знаний композиции, элементов узора, для развития тонкокоординированных движений руки, фантазии, воображения.

 

12. Использование в начальной школе:

Для того, чтобы научиться правильно и красиво рисовать узоры хохломской росписи, обучающиеся должны овладеть некоторыми базовыми навыками рисования. Создавать разнообразные узоры, изображать предметы и явления, воплощать задуманное в своём рисунке младшие школьники могут лишь овладев техникой каждого вида изобразительной деятельности. Техническое выполнение работ не является главным, но не смотря на это овладение разнообразными и правильными техниками необходимо.

Для успешного исполнения хохломской росписи очень важно сразу научить младших школьников правильно держать руку и кисть. Неумение правильно это делать может тормозить развитие рисовальных движений, а также затруднять создание изображений. Держать кисть дети должны научиться тремя пальцами: м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: