Права человека и гражданина в Европейском Союзе. «Хартия Европейского Союза» об основных правах и обязанностях (2000).




Исторические условия и причины создания Таможенного (1968), Экономического и валютного союзов (1999): принципы и критерии сближения. Образование единого экономического пространства.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 28 государств-членов с населением более 508 млн человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку и мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Западноевропейской интеграции предшествовали Соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии. В 1957 г. между теми же странами состоялось подписание исторических Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии. Римские договоры в совокупности с Парижским договором создали институциональные основы Европейского сообщества. Днем основания ЕЭС считается 1 января 1958 г., когда договоры вступили в силу. Все договоры имели единую цель — экономический рост и более высокий жизненный уровень, опирающийся на политический союз народов Европы. Все три Сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) имели общие Парламентскую ассамблею и Суд.

Постепенно сложились условия для валютной гармонизации —сближения структур национальных валютных систем и методов валютной политики; координации согласования целей валютной политики, в частности путем совместных консультаций; унификации — проведения единой валютной политики. Однако валютная интеграция может начинаться только на основе создания экономического союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов на равных условиях конкуренции и унифицированном законодательстве в этой сфере. Поэтому в 1958-1968 гг. был образован Таможенный союз. Были отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф на ввоз товаров из третьих стран. К 1967 г. сложился аграрный общий рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд ЕС в целях модернизации сельского хозяйства и поддержки фермеров от разорения.

Создание таможенного союза имело два аспекта — внутренний (формирование зоны свободной торговли внутри ЕЭС при сохранении свободы экономических действий по отношению к третьим странам) и внешний (осуществление единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом, ограждающим территорию ЕЭС в торговле с третьими странами).

Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования экономической и валютной политики. Были сняты многие ограничения для движения капитала и рабочей силы.

Однако интеграция в сфере взаимной торговли промышленными и аграрными товарами ослабила национальное государственное регулирование экономики. Назрела необходимость создания наднациональных компенсирующих механизмов. В этой связи страны ЕС приняли в 1971 г. программу поэтапного создания Экономического и валютного союза.

С 1987 г., в соответствии с решениями Единого европейского акта, страны европейского союза переходят в стадию Общего рынка. Внутри Сообщества реально перемещаются не только товары, но и все другие факторы производства: услуги, капиталы и др. Иными словами, формируется общее рыночное пространство. Полноценное функционирование последнего невозможно без создания единого валютно-финансового пространства, и 7 февраля 1992 года в г. Маастрихт (Нидерланды) был подписан «Договор о Европейском Союзе», который завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Согласно статье А договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское союз (ЕС), дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором. Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх опор союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

 


Права человека и гражданина в Европейском Союзе. «Хартия Европейского Союза» об основных правах и обязанностях (2000).

Основы правового положения человека и гражданина представляют собой наиболее существенные, исходные начала, которые определяют положение личности в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. В силу их фундаментального характера основы правового положения человека и гражданина регулируются нормами конституционного права как ведущей отрасли в системе права каждой страны. Вместе с другими основополагающими правилами общественной и государственной жизни они обычно включаются в источник права, обладающий высшей юридической силой на территории государства, т.е. в национальную конституцию.

В современной Европе основы правового положения личности существуют уже не только на национальном (внутригосударственном), но и на европейском уровне, т.е. в рамках ЕС в целом. Они представляют собой наиболее важные стандарты поведения человека и гражданина в европейском обществе, а также принципы взаимоотношений человека и гражданина с институтами, органами и учреждениями ЕС в целом.

Основы правового положения человека и гражданина имеют комплексный, системный характер. В системе основ правового положения человека и гражданина в ЕС, как и в отдельных государствах, можно выделить четыре главных элемента:

· гражданство ЕС как устойчивая правовая связь человека с ЕС в целом;

· принципы правового положения человека и гражданина в ЕС,

· основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, признанные в рамках ЕС;

· гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Термин гражданство Союза обозначает устойчивую правовую связь личности и организации Европейский Союз. Данная связь выражается в их взаимных правах, обязанностях, а также ответственности.

Гражданство Союза начало формироваться еще в 1950-е гг., после создания Европейских сообществ. Положения о гражданстве закреплены в Договоре о ЕС, являющемся главным учредительным документом организации. В соответствии с частью второй Договора о ЕС «Гражданство Союза» в качестве союзных граждан признаются граждане всех государств-членов, вместе взятых. Таким образом, приобретение немецкого, испанского, греческого или иного национального гражданства автоматически приводит к появлению у лица второго гражданства — гражданства Союза в целом. Дополнительный характер этого гражданства выражается в наделении его обладателей рядом новых основных прав и свобод, которые связаны именно с обладанием «европейским» гражданством.

Принципы правового положения человека и гражданина ЕС представляют собой основополагающие начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. В отличие от норм, закрепляющих институт гражданства, принципы правового статуса адресованы, как правило, всем лицам, проживающим или находящимся на территории Союза, и получили в нормах права Европейского Союза более подробное закрепление. Принцип равенства — ключевой в системе принципов статуса личности в демократическом обществе. Он призван обеспечить одинаковые условия реализации всех прав и свобод всеми людьми, воспрепятствовать дискриминации или, наоборот, созданию необоснованных привилегий для отдельных лиц или социальных групп. Принцип уважения прав человека и его основных свобод — одна из аксиом правового государства — означает, что во всех сферах деятельности органы публичной власти приоритетное внимание должны уделять обеспечению прав и свобод человека и гражданина, и естественно, сами не нарушать их. Принцип гарантированности прав и свобод направлен на то, чтобы субъективные права и свободы личности, продекларированные в юридических нормах, соблюдались наделе, были реальными, а не фиктивными. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина выражают меру допустимых притязаний индивида на важнейшие частные и общественные блага и в этом качестве носят исходный, первичный и неотчуждаемый характер. Приоритет основных прав, свобод и обязанностей обусловливает в государствах закрепление их на конституционном уровне, что обеспечивает им высшую юридическую силу.

В Европейском Союзе система гарантий включает в себя три основных элемента:

· институциональные гарантии, связанные с функционированием органов, деятельность которых направлена на охрану и защиту нарушенных прав;

· процессуальные гарантии, которые реализуются при осуществлении правосудия;

· материальные гарантии в виде права лица на компенсацию ущерба и других убытков, причиненных по причине нарушения прав.

Это общие гарантии. Специальные гарантии относятся к отдельным правам и могут носить самый разнообразный характер (запрет смертной казни как гарантия права на жизнь, запрет клонирования людей как гарантия на целостность личности).

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Европейском Союзе закреплены в Хартии Европейского Союза.

Несмотря на использование Конвенции Совета Европы 1950 г., Европейский Союз не оставил попыток подготовить собственный «билль о правах», отражающий состояние их развития на конец XX в. Кульминацией этих усилий стало торжественное провозглашение 7 декабря 2000 г. от имени трех институтов ЕС, осуществляющих в его рамках полномочия законодательной власти — Европейского парламента, Совета ЕС и Европейской комиссии — Хартии Европейского Союза об основных правах.

Вместе с Хартией обязательную силу приобрел официальный комментарий («разъяснения») к ней. Разъяснения, также подготовленные в 2000 г. и адаптированные в 2007 г., указывают происхождение различных статей Хартии и ее соотношение с другими источниками основных прав и свобод.

Назначение Хартии — свести воедино, подтвердить, систематизировать и сделать более понятными для рядового человека основные права, а также принципы правового статуса личности, которые были ранее провозглашены в других источниках (включая учредительные документы ЕС и Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.). Абсолютное большинство прав, содержащихся в Хартии — это права человека, признанные за каждым лицом, находящимся на территории ЕС.

При любых обстоятельствах Хартия не отменяет других источников основных прав, действующих на европейском, международном или внутригосударственном уровне.

Отдельно предусматриваются случаи, когда Хартия полностью или частично дублирует основные права, закрепленные в учредительных документах ЕС, национальных конституциях или Конвенции о защите прав человека и основных свобод.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: