РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»
(фортепиано)
(68 часов в год)
Класс инструментального отделения
Возраст обучающихся 8 – 9 лет
(нормативный срок освоения 7/8 лет)
Составитель – разработчик:
Преподаватель
Луговая Татьяна Геннадьевна
г. Набережные Челны
Рабочая программа составлена на основе Примерной образовательной программы для детских музыкальных школ и школ искусств «Сольное инструментальное исполнительство», рекомендованной Министерством культуры Республики Татарстан, 2000 г.
Авторы программы: ведущие преподаватели РАМ им. Гнесиных и ДМШ г. Москвы и Санкт-Петербурга: профессор А.Д. Алексеев, А.П. Батагова, Е.Н. Орлова, И.А. Дашкова, В.В. Дельнова, Э.Ш. Тургенева, З.П. Проскурякова
Программа рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии от «28» августа 2018., протокол № 1
Председатель __________________Т.Г. Луговая
подпись
Зам.директора по УР __________________Р.С. Суходольская
подпись
Программа одобрена на заседании Педагогического Совета от «29» августа 2018 г., протокол № 1
Председатель __________________О.В. Хаметшина
подпись
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате реализации Рабочей программы учащиеся 2 класса инструментального отделения должны
Знать (понимать):
· термины по требованиям 2 класса;
· понятия «техника», «этюд», «гаммы», «полифония», «сонатное аllegro»;
· аппликатуру в гаммах C, a, G, e;
· стили и формы музыкальных сочинений;
уметь:
· слышать свои ошибки, двухголосие;
· осмысленно и эмоционально исполнять произведение в концертной обстановке;
овладеть навыками:
· техники и беглости пальцев;
· полифонического мышления;
· использование педали.
Требования к переводному экзамену
Исполняется два произведения: крупная форма, пьеса.
Примерные программы для перехода во III класс:
(предлагаются три варианта)
1 вариант (стартовый)
Гамма в прямом виде, хроматическая, аккорды отдельно каждой рукой в 2 октавы
Гедике А. соч. 59 Этюд № 14
Гайдн Й. Менуэт Ре мажор
Гедике А. соч. 36 Сонатина До мажор
Фрид Г. соч. 41 Мишка
2 вариант (базовый)
Гамма в прямом виде, хроматическая, аккорды отдельно каждой рукой в 4 октавы
Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера Г. 1 т.,№№ 13 – 18
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Волынка
Хаслингер Т. Сонатина До мажор 1 ч.
Дварионас Б. Прелюдия
3 вариант (продвинутый)
Гамма в прямом виде, хроматическая, аккорды 2 руками в 4 октавы
Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера Г. №№ 23 – 29
Бах И.С. Менуэт ре минор
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор
Чайковский П. соч. 39 Детский альбом «Старинная французская песня»
Примерные репертуарные сборники:
1. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. / И.С.Бах – М.: Музыка, 1973. – 53с.
2. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью: Учеб. пособие – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2012. – 176с.
Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 2 кл. ДМШ / Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян – М.: Музыка, 1983. – 78с.
4. Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 2 кл. ДМШ / Сост. А. Бакулова и К. Сорокин – М.: Музыка, 1990. – 78с.
5. Фортепиано 2 кл. / Сост. О.Б. Милич – Киев. Музична Украина, 1978. – 150с.
6. Черни К. Избранные этюды для фортепиано. / К.Черни – М.: Музыка, 1990. – 96с.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В течение учебного года проработать с учеником 2 мажорных и 2 минорных гаммы, хроматическую гамму и аккорды в две и четыре октавы, 4 – 6 этюдов, 6 – 8 пьес, 2 произведения крупной формы, 2 пьесы с элементами полифонии (старинные танцы).
К концу второго учебного года:
Ученик должен знать: музыкальную грамоту (названия и длительности нот), основные понятия о произведениях (темп, ритм, динамика, характер), о композиторах (отечественный, зарубежный, национальный), аппликатурные правила мажорных и минорных гамм.
Ученик должен уметь слышать и контролировать своё исполнение, координировать работу рук, исполнять разные виды штрихов в партиях обеих рук. Следить за качеством звучания, интонации, ритма.
Гаммы и аккорды в C dur, a moll, G dur, e moll тональностях. Использование прямой педали. Исполнение народных мелодий и несложных пьес. Уметь читать с листа простые произведения, подбирать по слуху.
1. Постановка аппарата (10 часов): Дальнейшая работа над постановкой и звукоизвлечением.
2.История исполнительства (1 час): Понятие об основных формах произведения (пьеса, соната, вариации, полифоническая пьеса). Краткие сведения о композиторах.
3. Учебно-техническая работа (11 часов): Изучение гамм C dur, a moll, G dur, e moll. Хроматическая гамма, аккорды по 3 звука.
4. Художественная работа (29 часов): Рассказать о художественном образе произведения. Знать динамические оттенки forte и Piano, crescendo и diminuendo. Понимать форму произведения. Изучение пьес с элементами полифонии, крупной формы: вариаций, сонат.
5.Музыкально-теоретическая подготовка (5 часов): Знать аппликатуру в основных видах гамм правой и левой рукой. Знать аппликатуру в хроматической гамме, аккордах отдельно каждой рукой. Уметь исполнять в 2 октавы, для более продвинутых учеников в 4 октавы.
6.Музицирование (10 часов): Уметь читать с листа текст из программы 1 класса, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Уметь подбирать по слуху простые песенки, исполнять программу, пройденную в 1 классе.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся (2 часа)
Октябрь - контрольный урок
Декабрь – академический зачет с оценкой
Май - переводной экзамен
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Постановка аппарата, работа над звукоизвлечением | ||||||
1.1 | Постановка, организация целесообразных игровых движений | урок | Педагогическое наблюдение | |||
1.2 | Развитие навыка legato | урок | Педагогическое наблюдение | |||
1.3 | Развитие навыка non legato, staccato | урок | Педагогическое наблюдение | |||
История исполнительства | ||||||
2.1 | История возникновения фортепиано | урок | опрос | |||
Учебно-техническая работа | ||||||
3.1 | Гаммы С dur, а moll, G dur, e moll в 4 октавы | урок | опрос | |||
3.2 | Хроматическая гамма, аккорды | урок | опрос | |||
3.3 | Работа над этюдами | |||||
Художественная работа | ||||||
4.1 | Изучение пьес | урок | опрос | |||
4.2 | Изучение полифонии | |||||
4.3 | Изучение крупной формы | урок | опрос | |||
4.4 | Изучение динамических оттенков | урок | опрос | |||
4.5 | Подготовка к итоговому прослушиванию | урок | опрос | |||
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||||
5.1 | Аппликатура в гаммах в правой руке, левой руке | урок | опрос | |||
5.2 | Аппликатура в хроматической гамме, аккордах | урок | опрос | |||
Музицирование | ||||||
6.1 | Чтение нот с листа | опрос | ||||
6.2 | Подбор по слуху | опрос | ||||
Контроль знаний, умений и навыков учащихся | Октябрь -контрольный урок Декабрь – академический зачет с оценкой Май - переводной экзамен | |||||
Итого часов |
Приложение