Развитие системы раздельно-параллельного обучения




Обсуждая сегодня важную проблему современного образования, мы отмечаем, что в целом, в системе образования существуетпарадоксальное явление: образование в нашей стране являетсямужским по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют сильную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом на включение подготовленного ученика в технологические процессы. Вследствие этого являются предпочтительными имужские стили познания, а такжемускулинные качества личности. Но формыорганизации обучения, способы передачи знания выстроены таким образом, что являются по своим психофизиологическим параметрам преимущественно женскими, особенно в начальной школе. В связи с этим с наибольшими трудностями в начальной школе сталкиваются мальчики, так как их психофизиологические особенности часто мешают быть «примерными» учениками. В средней и старшей школе картина меняется, так как на первый план выходят другие подходы в обучении, преимущественно мужские, и на втором плане оказываются девочки.

Думаю, что каждый из вас, так или иначе, обращался к проблеме воспитания мальчиков и девочек, и не только в связи с профессиональной деятельностью, но и в связи с воспитанием собственных детей, племянников, внуков. Подтверждение популярности раздельного обучения имеются и в зарубежных странах, в Англии 80 % раздельные школы, в США за последние годы их количество увеличилось в 200 раз, во Франции государственные школы смешанные, частные все раздельные. Раздельное обучение девочек и мальчиков чаще мы связываем с созданием образовательных учреждений типа кадетских корпусов, женских гимназий, такие образовательные учреждения за счет разделения детей добиваются хороших результатов воспитания, но недостаток общения между девочками и мальчиками в таких школах ощущается постоянно. И это не просто слова, посещая учебные заведения раздельного обучения и разговаривая с педагогами, учениками, родителями мы зачастую слышали, что мальчики хотят общаться с девочками, испытывают недостаток общения с мальчиками и девочки.

По нашему глубокому убеждению самым разумным является организация образовательного процесса по принципу: обучаем раздельно, воспитываем вместе или как говорит наш научный консультант Еремеева В.Д, канд. биол. наук зав. кафедрой педагогики детства Санкт – Петербурской академии последипломного педагогического образования: «для того, чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность. А для этого необходимо научиться учить не просто школьников, а мальчиков и девочек».

Можно привести многочисленные примеры положительных результатов параллельно-раздельного обучения в нашей стране. В настоящее время в сети Интернет размещено значительное количество сайтов и информации о школах, реализующих гендерные походы и систему параллельно- раздельного обучения. Параллельно-раздельное обучение и воспитание по праву считается здоровьесберегающим, потому что базируется на глубоком изучении физиологических и психологических особенностей ребенка. Интерес к разработанным в России здоровьесберегающим технологиям проявляют органы образования Англии и Италии, уже несколько лет по схожим методикам работают экспериментальные школы и детские сады в Финляндии. Особой популярностью пользуются идеи В.Ф.Базарного, основным девизом которого является девиз «Спасем природу мальчиков и девочек - спасем Россию».

Спасать Россию это сильно сказано, и может быть очень высокопарно, но научиться понимать природу и сущность детей, которые ежедневно входят в класс, это задача нам по силам. Именно, поэтому три года назад инициативная группа учителей гимназии № 14 «Университетская» разработала программу эксперимента по внедрению гендерных подходов в обучении и воспитании учащихся начальной школы. Точку опоры в правильности выбранного пути нам дал передовой педагогический опыт разных образовательных учреждений нашей страны, внедряющих раздельное и параллельно-раздельное обучение в образовательный процесс.

В период подготовки к внедрению программы эксперимента мы смогли посетить школы раздельного обучения г. Москвы, Санкт – Петербурга, г. Тула, г. Железногорска Красноярского края, в рамках работы международной выстаки - ярмарки «Учсиб» общались с коллегами из Иркутска, Новокузнецка и других городов России, и сегодня мне хотелось бы представить отдельные образовательные учреждения, добившиеся положительных результатов педагогической деятельности по внедрению параллельно-раздельного обучения.

Цели гендерного образования почти десять лет реализует средняя школа № 3 г. Тулы, программой эксперимента предусмотрен опыт раздельного обучения мальчиков и девочек в разных классах при одновременном совместном пребывании детей в периоды вне классных занятий, на подготовительных и факультативных уроках и некоторых других общих мероприятиях. До начала эксперимента в школе констатировано ряд серьезных проблем, общих для всех смешанных форм образования. Гипотезой проводимого эксперимента по раздельному обучению мальчиков и девочек стала предполагаемая возможность сделать процесс обучения, отвечающим психофизиологическим особенностям тех и других, психологически комфортным, способствующим более гармоничному личностному развитию учащихся. Предварительное психологические обследование детей, участвующих в эксперименте, показало большой разброс и вариативность их индивидуальностей. Раздельное обучение же создает условия для более индивидуального подхода к учащимся, с учетом их психологических и личностных особенностей. По результатам эксперимента отмечается ряд положительных тенденций в познавательном и личностном развитии мальчиков и девочек раздельных классов, создана новая гендерная модель образовательно-воспитательной системы, основанная на принципах: демократичности ( в гендерном подходе обучения мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. Природосообразности - признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и психофизиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Последнее требует различных форм, методов и средств обучения для более полной реализации способностей каждого как в учебной и вне учебной деятельности. Соответствие требованиям времени. В гендерном подходе в обучении детей особенно актуальны единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует тесного взаимодействия учителя с семьей учащегося для согласования целей задач воспитания и обучения на основе и уважения к ребенку как личности и соблюдения его прав как человека.

Широко известен опыт школы-лаборатории № 760 им. А. Маресьева г. Москвы по внедрению параллельно-раздельного обучения и технологий сохраняющих здоровье детей на протяжении 17 лет. Физическое развитие мальчиков, обучение письму перьевой ручкой, ростомерная мебель (приспособленная к росту каждого ребенка), «конторки Базарного», сенсорные тренажеры и многое другое способствует созданию здоровьесберегающей школы. Газета. Ru в статье «Девочки отдельно, мальчики отдельно» отмечает: «около десяти лет назад эксперимент по внедрению здоровьесберегающих технологий в обучении начинался и в нескольких детских садах и школах Московской области, но местные чиновники его благополучно похоронили. А вот некоторые российские регионы оказались в этом вопросе более дальновидными. Система, оберегающая здоровье детей, повсеместно внедряется в школах республики Коми, Ставропольского края, Оренбургской, Пермской и Вологодской областей и «ближнезарубежного» Крыма. В Москве же – другой здоровьесберегающей школы, кроме 760-ой, нам найти так и не удалось».

Но, пожалуй, самым результативным и впечатляющим для нас явился опыт лицея № 103 «Гармония» г. Железногорска Красноярского края, который вот уже пятнадцатый год занимается проблемой раздельного образования мальчиков и девочек, т.е. подбором содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями школьников. Сегодня в Лицее №103 разрабатываются образовательные технологии, учитывающие гендерные особенности учащихся. Созданы и апробируются программы и методические пособия по русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам, информатике, математике, физической культуре, ИЗО, которые ориентированы на гендерную маркировку.

Вся научно-исследовательская работа Лицея нацелена на повышение профессиональной компетентности учителей в области нейропсихологии. В 1989 году были набраны первые классы раздельного обучения. На сегодняшний день в Лицее 28 классов раздельного обучения (8 выпусков). Кроме этого в едином образовательном пространстве с классами раздельного обучения обучаются еще более 20 классов смешанного типа. Такое сочетание дает возможность для исследования и анализа процесса обучения и его результатов. Проводя среди учащихся 11 классов Лицея №103 «Гармония» тест Г.Айзенка «Коэффициент интеллекта» (IQ) определили: у мальчиков из классов раздельного обучения IQ выше, чем у мальчиков из смешанного класса, как 101,9 против 87,9. У девочек 104,8 против 90,2. Таким образом, проведенный сравнительный анализ успешности обучения в Лицее №103 показал, что, используя гендерные аспекты образования, удается достигнуть стабильных успехов именно в классах раздельного обучения. Особая форма организации учебно-воспитательного процесса благоприятно сказывается на результатах успеваемости юношей и девушек, что обеспечит им и профессиональный успех в будущем. По всем другим направлениям работы школы (творчество, спорт, сохранность здоровья и т.д) результаты говорят о том, что раздельное обучение это достаточно перспективное направление в проблеме «Природосообразная педагогика». Особая творческая обстановка, созданная за счет развития системы дополнительного образования способствует эффективному общению мальчиков и девочек во внеурочной деятельности. Более 30 творческих объединений, только 18 хоров мальчиков, театр пластиковой моды, своя видео-студия, учителя во всех творческих делах вместе с учениками, настоящая гармония в отношениях и делах - отличительная особенность лицея раздельного обучения и неимоверная популярность в Красноярском крае.

Перечисляя результаты других образовательных учреждений, нельзя ни отметить результаты, достигнутые образовательными учреждениями города Новосибирска. В нашем городе параллельно-раздельное обучение реализуется двумя образовательными учреждениями: школой № 82 и гимназией № 14 «Университетская». Опыт школы № 82 будет представлен вашему вниманию 24 декабря 2008 года, а сейчас я вам представлю некоторые результаты экспериментальной деятельности нашей гимназии.

Результаты первого этапа экспериментальной работы по раздельному обучению мальчиков и девочек в начальной школе позволяют полагать, что условия гендерного обучения являются более эффективными по сравнению с классами смешенного типа.

· период адаптации протекает более благоприятно при раздельном обучении мальчиков и девочек;

· микроклимат в однополых классных коллективах более благоприятный, чем в разнополых;

· отношение к раздельному обучению у всех участников образовательного процесса положительное;

· самоуважение и самооценка у детей в классах раздельного обучения выше, чем в смешанных;

· важным является стабильное положительное эмоциональное состояние мальчиков и девочек в учебном процессе, так как достаточно высокий уровень комфортности способствует более успешной учебной деятельности;

· по параметру комфортности в целом отмечается высокий показатель. Положительная динамика исследуемого параметра свидетельствует о благоприятной эмоциональной атмосфере в классах раздельного обучения, доверительном взаимоотношении между учителями и учениками. Кроме того, это указывает на большой авторитет педагогов у школьников;

· исследование тревожности и агрессивности показало, что детей с высокими показателями по этим параметрам в классах раздельного обучения нет;

· высокие и средние показатели объема слуховой памяти у девочек выше, чем у мальчиков, что характерно для восприятия информации у девочек в этом возрасте. Высокие показатели объема зрительной памяти у мальчиков выше, чем у девочек, это так же соответствует психофизиологическому развитию мальчиков;

· по результатам наблюдений и диагностики процесса внимания в классах раздельного обучения наблюдается положительная динамика в сравнении с результатами 2006-2007учебного года. По параметру устойчивость внимания мы видим качественные изменения, как в классе девочек, так и в классе мальчиков. Средние показатели преобразовались в высокие. По параметру переключаемость внимания в классе мальчиков динамика по всем показателям положительная.

Логическим продолжением экспериментальной работы на следующем этапе является:

· апробация и доработка содержания раздельного образования, его методик, технологий;

· поиск новых методов, форм и средств в обучении и воспитании школьников;

· анализ и модификация, создание учебно-методического комплекта раздельного обучения;

· подготовка методических рекомендаций по работе в классах мальчиков и девочек;

· продолжение и расширение экспериментальной научно-практической работы по разработке гендерного аспекта образования;

· организация педагогического просвещения по проблеме психологических особенностей мальчиков и девочек для всех педагогов, работающих в нашей гимназии, а также специалистов других образовательных учреждений.

Осенью этого при ГЦРО создана модульная лаборатория по проблемам гендерного обучения и воспитания, руководителем которой являюсь я. Лаборатория выступает в качестве базы разработки и апробации инновационных процессов, реализации городских программ, проведения курсов повышения квалификации педагогических работников, научно-методических консультаций, научно-практических конференций и семинаров. Основная цель деятельности модульной лаборатории: научное руководство, обобщение и распространение передового педагогического опыта образовательных учреждений по проблемам гендерного обучения и воспитания. Основными задачамидеятельности модульной лаборатории являются:

· изучение опыта работы образовательных учреждений по проблемам гендерного обучения и воспитания;

· создание системы информационного обеспечения прогрессивного опыта образовательных учреждений по проблеме гендерного обучения и воспитания;

· разработка и внедрение программы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, психологов, учителей, классных руководителей;

· осуществление научно-методического сопровождения организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих гендерный подход в обучении и воспитании учащихся.

Осуществлять гендерный подход в образовании детей – это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок. И призываю вас к сотрудничеству!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: