3.1. В игре каждый ребенок учится вести себя сообразно общей ситуации игры и составу данной группы детей.
Какие новообразования закладываются в игре и получают свое развитие?
Ответ: С точки зрения Эриксона игра формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление.
3.2. В средней группе детского сада Вадик часто обижал других детей и отбирал у них игрушки, конфеты. Ребятам это не нравилось, и они перестали играть с ним. Вадик весь день ходил от одних ребят к другим, никто с ним не играл. Наконец он не выдержал и сказал, что больше не будет так делать.
Какие изменения произошли в системе мотивов ребенка?
Ответ: мотив обладать сменился желанием быть вместе с другими детьми, заслужить их одобрение.
3.3. Многие родители считают, что если ребенок овладел чтением и счетом, значит он готов к школе. Как вы себе представляете готовность ребенка к обучению в школе? Оформите компоненты готовности ребенка к школе в виде схематической таблицы.
Психологическая готовность | Физическая готовность | Интеллектуальная |
– радостное ожидание начала обучения в школе; – принятие позиции школьника; – умение общаться со взрослыми, сверстниками; – умение входить в детское общество, действовать совместно с другими; – желание узнавать новое, любознательность; – умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем; – стремление преодолевать трудности обучения; – стремление к достижению результатов своей деятельности; – развитие: сенсорное,образных представлений, памяти, мышления, речи; – способность управлять своим поведением; – умение сочувствовать, сопереживать и др. | – состояние здоровья, слуха,зрения; – общее физическое развитие; – развитие мелких групп мышц; – умение выполнять основные движения: бег, прыжки и др. | наличие запаса знаний об окружающем мире; сформированность элементарных учебных навыков; особое развитие сенсорики, речи, мышления (умение анализировать, сопоставлять, обобщать) Специальная готовность: Умение читать, Умение писать, Умение считать, |
Психическое развитие детей младшего школьного возраста.
4.1. «Кажется, Леня хороший мальчик?» - спросили у первоклассника про его соседа. «Да хороший! – иронически восклицает мальчик – Только двойки получает!»
Как изменяется система отношений («ребенок – учитель», «ребенок – одноклассники», «ребенок – родители») детей, начинающих обучение в школе?
Ответ: поступление в школу, то есть переход к новому образу жизни и к непривычным условиям деятельности, порождает и новые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Учитель оценивает ученика с точки зрения его успехов в учебе и поведения. Оценками учителя пользуются и сами ученики, и их родители. Ученики оценивают учителя с точки зрения того, хорошо или плохо он оценивает их самих. Учитель не просто взрослый, который вызывает определенное отношение у ребенка. Он является реальным носителем общественных требований, предъявляемых к ребенку.
4.2. При решении арифметических задач младших школьников нисколько не смущает, что они складывают рабочих с домами, которые они построили, или яблоки с рублями, которые выручены при их продаже.
В чем причина подобных ошибок?
В протекании мыслительного процесса выступает наметившийся еще у пяти-, шестилетних детей способ мышления методом «короткого замыкания». Ребенок не анализирует всю задачу в целом (житейскую, орфографическую или математическую), т. е. не выделяет всех ее условий, всех данных и не видит связи между ними. Он выхватывает какое-то одно условие, а остальные отбрасывает. При решении арифметических задач младшие школьники выделяют в тексте задачи лишь числовые данные и прежде всего пробуют выполнить какие-то арифметические действия с данными в задаче числами, которыми им приходится постоянно оперировать, опуская как менее существенные все остальные условия.
4.3. Почему, зная, что обманывать нехорошо, искренне осуждая людей, обманывающих других, младший школьник, списав решение задачу у соседа, совершенно не видит в своем поступке того же обмана, заявляя что «это совсем другое»?
Ответ: младшему школьнику такая сложная работа — анализ и обобщение эмоционально значимых фактов в поведении личности — еще не по силам.