Юсуповский дворец: история и реставрация




История Юсуповского дворца восходит к 60-м годам XVIII века, когда участок занимало сравнительно небольшое здание, принадлежавшее графу П. И. Шувалову и перестроенное архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом. В 1795 году дворец Шувалова перешел в собственность А. В. Браницкой — племянницы фаворита Екатерины II князя Г. А. Потемкина. Тогда же здание подверглось перестройке, выполненной по проекту неизвестного зодчего. В дальнейшем, в 1830 году, дворец приобрел богатейший вельможа князь Н. Б. Юсупов. По заказу нового владельца архитектор А. А. Михайлов 2-й в течение 1830—1838 годов капитально переделал фасады и интерьеры дворца. Именно тогда здание приобрело свой нынешний облик

А. А. Михайловым была создана и роскошная отделка парадных залов второго этажа, Среди них грандиозный двусветный Белоколонный, или Банкетный зал, Танцевальный зал, или Белая гостиная, Большая ротонда, Синяя и Красная гостиные. Стены этих залов были облицованы искусственным мрамором или же обтянуты штофом.Своды и потолки украшала живопись, созданная известными художниками-декораторами А. К. Виги, Б. Медичи, П. Скотти, Ф. Торичелли, А. И. Травиным. Высокими художественными достоинствами отличались паркеты, выполненные из ценных пород дерева, и двери, украшенные арматурами из золоченой бронзы.

Существенные изменения произошли во дворце в 1858-1859 годах, когда архитектор И. А. Монигетти полностью перестроил Парадную лестницу, переделал помещения дворцового Театра, решив его отделку в формах «второго барокко», насыщенных золоченой лепкой, и заново оформил жилые комнаты. Акварели выполненные в 1852 — 1854 и в 1863—1866 годах художниками В.С. Садовниковым и А. А. Редковским, запечатлившие облик многих помещений, оказали неоценимую помощь при будущих реставрациях дворца.

С началом блокады во дворце разместился эвакогоспиталь: в парадных залах и гостиных были установлены больничные койки и печки-буржуйки, копоть от которых оседала на стенах и полах, а медперсоналу приходилось работать в условиях постоянных бомбежек и артиллерийских обстрелов.

Несколько бомб, попавших во дворец осенью 1941 года, причинили наибольший вред его интерьерам. Но едва лишь переставали рваться фашистские бомбы и снаряды, как в залах дворца начинались архитектурные обмеры и консервационные работы, которыми руководили архитекторы О. Н. Шилина и В. Д. Болдырева. В ноябре - декабре 1941 года велись ремонтно-восстановительные работы по кровле и отдельным конструкциям.

Возрождение Дворца началось уже в 1943 году: в самых неблагоприятных условиях архитектору Е. А. Кратировой удалось произвести обмер Зеленой гостиной, и тогда же сумели закрепить на ее потолке сохранившиеся фрагменты штукатурки с живописью, чтобы иметь образцы для воссоздания росписи плафона. Точно так же были укреплены уцелевшие фрагменты лепки на потолке в зале Прециоза и детали лепных карнизов в поврежденных снарядами комнатах первого этажа. Пробитая снарядами кровля, несмотря на тяжелейшие условия блокадных дней, периодически заделывалась, а накопившаяся в подвалах вода была выкачана летом 1942 года.

Планомерная реставрация дворцовых интерьеров продолжалась и в 60-х годах. В 1962 году стены Фойе Театра были обиты изготовленным по специальному заказу, по старым образцам, голубым узорчатым шелком, заменившим утраченные фламандские шпалеры.

В 1965 году началась реставрация гостиной и продолжалась более двух лет. были основательно заделаны трещины в стенах, потом на них установили гипсовые «маяки», позволяющие наблюдать за состоянием кладки и своевременно выявлять даже незначительные деформации. Участки стен с осыпавшейся штукатуркой заново оштукатуривались высококачественным известковым раствором, а затем художники, возглавлявшиеся Ф. Ф. Васильевым, наносили на них сусальное золото и, пользуясь кальками, снятыми с сохранившихся фрагментов живописи, воссоздавали на золотом фоне рисунок восточной вязи. Разрушившаяся лепка потолка и карниза также была воссоздана на основании ее уцелевших фрагментов и, как прежде, вызолочена и расписана масляными красками.

Сырость погубила и мастичную инкрустацию мраморных панелей стен. Она потускнела, покрылась серым налетом и стала выкрашиваться. Реставраторам пришлось разработать рецепт новой мастики и изготовить из нее вставки, ничем не отличавшиеся от прежних по цвету и фактуре. Затем пришедшую в негодность мастичную инкрустацию осторожно удаляли, а освободившиеся «гнезда» заполняли вновь изготовленными вставками. Заново были вызолочены и тонкие платики, создававшие изящный узор на фоне белого мрамора.

К началу реставрации гостиной оказались утрачены и многие миниатюрные колонки из желтого сиенского итальянского мрамора, установленные в нишах стен. Итальянского мрамора в распоряжении реставраторов не имелось, и они воссоздали недостающие колонки из желтого искусственного мрамора, так точно подобрав его цвет и текстуру, что их невозможно отличить от сохранившихся подлинных.

Немало потрудились в Мавританской гостиной и специалисты по реставрации натурального камня. Многочисленные повреждения мраморной облицовки (трещины, сколы, выбоины) были заделаны мастикой. Затем весь мрамор заново отшлифовали. Ониксовую облицовку камина пришлось аккуратно разобрать, чтобы иметь возможность отремонтировать его кирпичную конструкцию, находившуюся на грани разрушения. После ремонта кладки камина облицовку установили на прежнее место, промыли, заделали трещины и отполировали.

Комплексная реставрация Мавританской гостиной завершилась в 1967 году. Следующим этапом реставрации интерьеров Юсуповского дворца явились работы, проводившиеся в 1968—1969 годах в Белоколонном зале. Группа художников под руководством В. И. Лаврухина расшила и заделала трещины в штукатурке плафона, подтянула провисшие участки штукатурки металлическими клямерами к деревянной подшивке, удалила грубые тонировки, искажавшие колорит и рисунок росписи, и восполнила утраты красочного слоя. На колоннах, облицованных искусственным мрамором, заделывались выбоины, облицовка шлифовалась и полировалась.

В начале 1970-х годов был реставрирован комплекс «личных» комнат. В их числе была и спальня последней владелицы дворца, при реставрации алькова которой удалось воссоздать единственную в своем роде утраченную живопись по серебру, украшающую стены и свод.

Завершив работы в бывших жилых комнатах Юсуповых, мастера перешли в помещение дворцового Театра. Здесь в 1972—1973 годах художники Э. В. Ермолин и О. Р. Кожуховский реставрировали живописные плафоны, вставки на барьерах и два театральных занавеса, принадлежащих кисти академика Э. К. Липгарта. Одновременно мастера из бригады Е. Г. Шишаловой восполнили утраты позолоты на лепных деталях потолка и карнизов.

Характерной особенностью позолоты Театра является то, что она имеет специфический зеленоватый оттенок. Реставраторам пришлось потратить много времени на поиски такого золота, чтобы заново вызолоченные участки не отличались от сохранившейся старой позолоты.

Очень значительным этапом в послевоенной истории дворца стала проводившаяся в 1973—1976 годах капитальная реставрация его основных парадных интерьеров второго этажа, сохранивших оформление, созданное в 30-х годах XIX века А. А. Михайловым 2-м. В их числе Зеленая, Красная, Синяя гостиные и Большая ротонда. Все они, подобно Белоколонному залу, уже прошли в 1946—1947 годах первоочередной ремонт, но теперь их реставрировали комплексно с учетом накопленного опыта. На росписи плафонов укрепляли красочный слой. Стены расчищались от загрязнений. Утраты живописи восполнялись с величайшей аккуратностью и тщательностью. Лепной декор промывался, очищался от остатков потемневшей и потрескавшейся позолоты. На многих участках лепной орнамент оказался совершенно разрушен, и его заменили новым, отлитым по формам, снятым с сохранившихся деталей. В Большой ротонде была реставрирована облицовка стен, выполненная из искусственного мрамора, и написанные на ней живописные композиции работы Антонио Виги. Обновлению подверглись и паркеты, набранные из ценных пород дерева; причем на паркете Красной гостиной была восстановлена утраченная гравировка, а в Синей полностью воссоздан первоначальный рисунок паркета, состоящий из пересекающихся полос, образующих геометрические фигуры с вкрапленными в них розетками.

В 1977—1978 годах реставрировались помещения, оформленные во второй половине XIX века по проекту архитектора И. А. Монигетти: Гобеленовая гостиная и так называемые комнаты «старого князя» (Н. Б. Юсупова) — Кабинет и Буфетная.

Многолетние реставрационные работы, проводившиеся в Юсуповском дворце в послевоенные годы, позволили не только устранить все повреждения, причиненные зданию фашистскими варварами, но и восстановить в первозданном великолепии его интерьеры, отражающие несколько периодов в истории русской архитектуры

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: