Покаяние как добродетель




Сущность покаяния

Покаяние грешников имеет в себе жизнь, а нераскаянность — смерть (св. Ерм, 94, 224).

***

В покаянии — спасение, а неразумие — смерть покаяния (свт. Василии Великий, 9, 44).

***

<Покаяние> это — древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами (прп. Ефрем Сирин, 32, 154).

***

Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешающие при посредстве его умилостивляют Бога. Даже безубыточно оно для приносящего покаяние, чтобы разумели мы, какое расстояние между Законом и Евангелием. Под Законом иные нередко отказывались объявлять грехи свои, по причине издержек, и скупость в принесении жертв служила покровом пороку. Христос, пришедши, устранил и сие, даровав покаяние — сей безубыточный жертвенник(прп. Ефрем Сирин, 32, 162).

***

Покаяние есть и Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое... покаяние есть чудный хлеб Божий: Бог вкушает в нем исповедание совести, Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханной вонею — искренним чувством воздыханий, потому что они для Бога, как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением, ибо сие благоугоднее Богу других жертв (прп. Ефрем Сирин, 32, 164).

***

Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, сегодня живы они для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые (прп. Ефрем Сирин, 32, 167).

***

Начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния. Потому и мытарю дается предначатие спасения; несовершенно освободил его Господь от долга, потому что несовершенное еще принес он покаяние (прп. Ефрем Сирин, 32, 201).

***

Поелику лукавый по зависти нападает на немощь нашу, то Господь наш против язвящих стрел его дал тебе спасительное врачевство — покаяние... (прп. Ефрем Сирин, 33, 135).

***

Покаяние есть зеркало, поэтому лукавый не оставляет его в нас, чтобы не увидели мы в нем себя и не смыли своих нечистот (прп. Ефрем Сирин, 34, 306).

***

Покаяние есть врачевство, истребляющее грех; оно есть дар небесный, чудесная сила, благодатию побеждающая силу законов, почему оно ни блудника не отвергает, ни прелюбодея не отгоняет, ни пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни поносителя не отметает, ни хулителя не гонит, ни гордеца, но всех пременяет, потому что покаяние — горнило греха (свт. Иоанн Златоуст, 45, 362).

***

...Покаяние, тягостное и страшное для грешника, есть врачевство грехов, средство, истребляющее беззаконие, иждивение слез, дерзновение к Богу, оружие на дьявола, меч, отсекающий его голову, надежда на спасение, устранение отчаяния... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 379).

***

Грех есть рана, покаяние — врачевство (свт. Иоанн Златоуст, 45, 380).

***

Что для тела раны и лекарства, то для души грехи и покаяние. Но грех сопровождается стыдом, а покаяние дает дерзновение (свт. Иоанн Златоуст, 45, 380).

***

...Сатана, зная, что за грехом следует стыд, который легко может отвратить от него согрешающего, а покаяние сопровождается дерзновением, которое в силах привлечь кающегося, извратил естественный порядок, и стыд отдал покаянию, а дерзновение — греху (свт. Иоанн Златоуст, 45, 381).

***

Покаяние — корень благочестия (свт. Иоанн Златоуст, 49, 710).

***

Покаяние же состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот уподобится псу, возвращающемуся на свою блевотину (ср.: 2 Петр. 2, 22), и тому, который, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом (свт. Иоанн Златоуст, 51, 223).

***

Покаяние — помощница наша к достижению Царства Небесного, вход в рай, наслаждение вечным веселием; покаяние — избавление от грехов, очищение бесчестия; покаяние — мать спасения, ниспровержение дьявола, уничтожение пороков; покаяние разрешает узы грехов, спасает отчаявшиеся души, просвещает помраченных, обращает к Богу отверженных, призывает заблудших; покаяние — отрада и утешение всех отчаянных; покаяние— целебное и спасительное средство для всякой душевной и телесной немощи (свт. Иоанн Златоуст, 52, 917).

***

Покаяние — прогнание дьявола и ниспровержение демонов (свт. Иоанн Златоуст, 52, 983).

***

Он <Давид> имел сокрушенное и смиренное сердце, и это-то особенно и очищало грехи его, потому что в этом и состоит исповедание, это и есть покаяние (свт. Иоанн Златоуст, 53, 511).

***

Во-первых, <покаяние состоит> из сознания своих грехов и исповедания их... Во-вторых, (покаяние состоит) из великого смиренномудрия; оно есть как бы золотая цепь, если взять ее за начало, следует вся... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 92).

***

Покаяние, тяжкое и страшное для грешника, есть исцеление прегрешений, источение слез, уничтожение неправды, дерзновение к Богу, оружие против дьявола, меч, отсекающий ему голову, надежда на спасение, отнятие отчаяния (свт. Иоанн Златоуст, 55, 802).

***

Никто да не отрицает, что Божий дар есть покаяние... (прп. Нил Синайский, 73, 266).

***

...Дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей, и все сие должно быть совершаемо не только наружным образом, но и в умном делании, так, чтобы долго потрудившиеся сделались чрез сие бесстрастными (прп. Марк Подвижник, 89, 497).

***

...Оно <покаяние> есть с исполненною сокрушения молитвою приближающееся к Богу неослабное прошение об оставлении прошедшего, и болезнование о хранении будущего (прп. Исаак Сирин, 58, 204—205).

***

Покаяние есть вторая благодать, и рождается в сердце от веры и страха <Божия>... (прп. Исаак Сирин, 58, 390).

***

...Покаяние есть второе возрождение от Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 390).

***

Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни...

Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечение о себе, свободное от внешних попечений... Кающийся есть непосрамленный осужденник... Покаяние есть очищение совести (прп. Иоанн Лествичник, 57, 58—59).

***

Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам (прп. Иоанн Лествичник, 57, 59).

***

Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния (прп. Иоанн Лествичник, 57, 59).

***

Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве (прп. Иоанн Лествичник, 57, 59).

***

Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного (прп. Иоанн Лествичник, 57, 59).

***

...Удаление от зла есть начало покаяния (прп. Иоанн Лествичник, 57, 215).

***

Добровольное терпение всего скорбного есть настоящий спасительный путь покаяния (прп. Иоанн Лествичник, 90, 537).

***

Что значит покаяться? Значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои... и уже более не возвращаться к ним. Таким образом многие грешники претворились в святых... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 99).

***

Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать крещению во Христа; а после крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 101).

***

...Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, когда дух восплачет по причине смирения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 204).

***

Без покаяния невозможно ни признать Искупителя, ни пребывать в исповедании Искупителя. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 508-509).

***

Покаяние есть подвиг, есть жительство, преподанные и заповеданные Богом всему человечеству, без исключений (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 430).

***

Существо покаяния — в пременении на лучшее (свт.Феофан, Затв. Вышенский, 81, 255).

***

Сущность Таинства покаяния состоит в разрешении <священником> сказанного греха (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 241).

Покаяние как добродетель

...Кающиеся, отжените от себя лукавства этого века, вас погубляющие. Облекитесь же во всякую добродетель, чтобы вы могли соблюсти... заповеди, и ничего не прибавлять ко грехам вашим. Ибо если снова не будете грешить, то загладите прежние грехи (св. Ерм, 94, 211).

***

...Господь дал покаяние тем, которых видел, что сердца их будут чисты, и что они будут служить Ему от всего сердца. А тем, в которых видел лукавство и неправду, и что они притворно к Нему обратятся, не дал покаяния, чтобы они снова не осквернили имени Его (св. Ерм, 94, 220).

***

Благословен Бог покаяния, и благословен Богом тот, кто любит покаяние, и подклоняет выю Его воле, доколе по воле Божией не возродится свыше (прп. авва Исаия, 59, 168).

***

Блажен, кто любит покаяние, спасающее грешных, и не согласился поступать худо, став неблагодарным пред Спасителем нашим Богом (прп. Ефрем Сирин, 30, 525).

***

...Из всего досточестного велико и спасительно покаяние. Посему, однажды отрезвившись, не погружайся в опьянение, ежедневно греша, то строя, то разоряя, то соплетая, то распуская, подобно детям, которые много раз прилежно строят свои дома, и потом, опрокинув, обращают все в кучу (прп. Ефрем Сирин, 32, 27).

***

Через него <покаяние> земля стала небом, потому что наполнилась святыми — этими земными ангелами (прп. Ефрем Сирин, 32, 154).

***

Это <покаяние> обильный прибыток у Бога, потому что приводит к Нему человеков и толпами собирает грешников (прп. Ефрем Сирин, 32, 154).

***

Бог увеселяется им <покаянием>, как силой Своего творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех воссозидает оно к Божией славе (прп. Ефрем Сирин, 32, 154).

***

Змий убеждает нечествовать и готовит огорчение, а покаяние советует не тревожиться и не отчаиваться в спасении (прп. Ефрем Сирин, 32, 155).

***

Враг убеждает согрешить, а покаяние готово принять согрешающего. Враг побуждает сделать беззаконие, а покаяние советует обратиться. Один нудит к отчаянию, а другое обещает надежду спасения (прп. Ефрем Сирин, 32, 155)

***

Дьявол не дает нечестивым одуматься, представляя им суровость покаяния. А покаяние, видя хитрость его, подходит с лаской и говорит: «Приведите только себе на память Бога, и я потружусь за вас. Представьте в уме Его милосердие, и я буду ходатайствовать за вас с воздыханиями. Слегка только воздохните, грешники, в покаянии, и сделаю вас Божиими слугами» (прп. Ефрем Сирин, 32, 156).

***

Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий. Если бы не оно вскоре простерло руку защиты, не стоял бы доныне мир (прп. Ефрем Сирин, 32, 159).

***

Видишь ли, как покаяние без ущерба сохраняет все Богу? Видишь ли, что сперва представляется оно грешникам не суровым, но снисходительным и легким. Не предложило оно поста, не потребовало ни воздержания, ни бдения, но пригласило начать исповеданием. С легчайшего полагает начало, зная, что совесть благосознательна. Она берет душу на свое попечение и старается, чтобы долг ее был взыскан (прп. Ефрем Сирин, 32, 159—160).

***

Никто, желая получить, чего не имел, не губит того, что имеет. Как же Богу и Отцу уступить обладание теми, которых стяжал Кровью Сына Своего! Никто не расточает охотно того, что собрал с трудом. Как же Богу без сожаления отвергнуть тех, которых приобрел из язычников трудами апостольскими! Ужели напрасно предопределил Он пришествие Сына Своего, или ни во что вменил излияние Крови Его, или хочет уничтожить домостроительство смерти Его, или нимало не почтил славы Воскресения Его, так что легко отвратится от нас, спасенных сими таинствами. Он послал Духа Святаго и освятил Церковь... Мы — стадо Его, и Он — наш Пастырь и ныне, как и в раю. Он дал покаяние, как очистительную воду. Если в чем прегрешим, им омываемся... Если в чем согрешим, омывшись покаянием, делаемся чистыми (прп. Ефрем Сирин, 32, 161).

***

В Церкви же и грешники кающиеся делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать покаяния! Она и согрешивших рукополагает во иереи (прп. Ефрем Сирин, 32, 163).

***

Покаяние праздник творит Богу, потому что и небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием (прп. Ефрем Сирин, 32, 167).

***

И Закон и Евангелие три дня объявляют грешникам на покаяние. Почему же это? Потому что отпущение грехов по чрезвычайной благости подает благодать Троицы... Потому что Единосущной Троицей совлечено с человечества осуждение смерти... Чрез три дня уничтожена смерть; чрез три дня дается отпущение, потому что чрез три дня совершилось и воскресение. Все могло бы совершиться во мгновение, но по причине таинства Троицы в три дня связала врага благодать... чтобы показана была тайна Божества (прп. Ефрем Сирин, 32, 177).

***

О, как велика в нем <покаянии> сила, — оно умилостивило Бога, изрекшего уже приговор! С кротостию приступило к Нему, напомнило воззреть на Свою благодать и сделало, что приговор переменен в отпущение. О, как велика радость покаяния, — оно склоняет Бога отменить наказание, когда грех овладел уже родом человеческим! Покаяние сретило ангелов гнева и возмогло их преодолеть, чтоб не наводили пагубы; удержало мечи, удержало серпы, чтоб не пожинали рода человеческого. Ангелы-мстители, видя его, пришли в изумление, и покаяние сказало им: «Под защиту свою беру преступников закона, ручаюсь за род человеческий, даю Владыке обеспечение за людей. Для чего пришли вы теперь переменять мои условия? Имею определенный срок. У меня заключен с Богом договор, когда представить Ему необратившихся. Для чего пришли вы противиться правам моим? Могу призвать на вне суд, у меня много свидетелей, которые уверят Владыку моего. Есть у меня доказательства, по которым могу получить отсрочку для представления человечества Богу». Итак, отводит оно ангелов Богу, начинает ходатайствовать за человечество и в защиту говорит: «Знаешь, Владыка, созданного Тобой человека, знаешь, что сотворен он из персти, что естество его слабо, что крепость его удобосокрушима; если не уснет вечером, не остается в живых; если не поест только день, в опасности его жизнь. Зимой цепенеет, летом опаляется от зноя, вечером не видит, ночью не смеет ходить; если походит, изнемогает; если остается в бездействии, кружится у него голова; если сидит, ему скучно; если станет говорить, утомляется; если принужден лежать, ему трудно; если долго постоит, приходит в изнеможение. И ты, Владыка, хочешь, чтобы такая немощь скоро восторжествовала над грехом! Много у человека помыслов, непостоянных дум в душе, сомнительных действий, неправильных дел; видимое ему препятствует, сокровенное поражает его неожиданностью; стоять против козней он не готов; к отражению того, что тревожит его, скуден умом; против злоумышляющих немощен душой; заботлив в попечении о теле, многопопечителен о пропитании жены и детей. И Ты, Владыка, хочешь, чтобы такое естество скоро восторжествовало над грехом! Что же, о Владыка, в силах оно сделать против дьявола?.. Велика сила у змия, обольщение его глубоко; грех, по причине его приятности, распростерся широко, страсти посредством вкушения делаются близкими к телу, грех тревожит плоть похотью, повреждение преоборает душу суетной славой, лукавство увлекает к себе ум. Что же в состоянии сделать сей жалкий против такого множества противников?.. Помилуй, Владыка, пощади создание Свое, умилосердись к брению, которое восхотел Ты прославить, удержи угрозу, останови скорое наказание, отложи смертный приговор для меня — покаяния. Расширь пределы щедрот Своих, увеличь меру милосердия Своего; отверзи благоутробие Свое, удиви милостию Своею и благодать Свою распространи на долгие времена. Я — ходатайница за человечество, беру его на свою ответственность и постараюсь привести к Тебе, сколько дозволит это природа».

И видя Бог покаяние, уступил желанию, склонился на прошения... определил, чтобы покаяние предводительствовало немощным естеством и дал ему власть над немощью человеческою; определил срок суда и повелел покаянию не преступать своих пределов в день Суда, не изъявлять желания продолжить власть свою, а скорее стать обвинителем, что человек пренебрегал стольким терпением; не просить милости, чтоб срок был отложен, но с негодованием приступить к отмщению...

И покаяние соглашается на сии повеления, и стремительность ангелов превращает в спокойствие. Бог прекратил угрозы, и ниневитяне спасены. Покаяние исходатайствовало, и город возвратил себе благоденствие. Под городом разумеется вся вселенная и под ниневитянами все человечество... пощада Ниневии распространилась на всех. Христос воскрес, и человечеству благовествуется воскресение. Определение Божие от одного простирается навесь род (прп. Ефрем Сирин, 32, 178—180).

***

Велико покаяние на земле, потому что душам служит лествицею к восхождению туда, откуда свержены они грехом. Оно восстановляет естество и возвращает ему собственное его достоинство (прп. Ефрем Сирин, 32, 181).

***

Покаяние проповедует оставление грехов, но не терпит, чтобы пренебрегали им. С обращающимися оно неразлучно и отвращается от пребывающих во грехе (прп. Ефрем Сирин, 32, 207).

***

Покаяние, братия, есть ковчег милосердия. Устремимся же к сему другу человечества (прп. Ефрем Сирин, 33, 122).

***

...Покаяние распростирает крыла свои, чтобы с любовью объять всякого, кто ни придет к нему. О, покаяние, ты образ благодати; так же любишь грешников, как и Господь твой! (прп. Ефрем Сирин, 33, 123—124).

***

Кто же смежит вежди свои пред зерцалом Писания и, при таком множестве покаявшихся, не приложит врачевства сего к язвам своим? (прп. Ефрем Сирин, 33, 127).

***

Если самому тебе стали несносны расслабление твое, гнойные струпы и язвы твои, то есть у тебя весьма искусный Врач, Который находит для Себя славу в твоем исцелении (прп. Ефрем Сирин, 33, 154).

***

Блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своей умилостивил Господа нашего! Если преселится он в ту страну, то упокоится в Царстве, в пристани святых, избавится от Суда и страшных ужасающих мучений, какие ожидают сатану, которого осуждение бесконечно. Блажен, кто и не услышит об оном (прп. Ефрем Сирин, 33, 258).

***

Притеките к покаянию, грешники, потому что мир сей цветет недолго и скоро преходит. Блаженны кающиеся; Суд ожидает грешников, которые не творили дел праведных. Если будешь судить по правде Твоей, Господи, то кому можно оправдаться на Суде? (прп. Ефрем Сирин, 33, 502).

***

Через покаяние является человек прекрасным и благородным и избегает скверн, а потому красота сия, сокрытая в его внутренности, уличает его в том, что сам он виновен в своей нечистоте (прп. Ефрем Сирин, 34, 35—36).

***

...Все рожденные могут достигать покаяния, посему, кто не может раскаиваться, тому лучше было бы не родиться (прп. Ефрем Сирин, 37, 146—147).

***

...Когда не осталось в них <содомлянах>, так сказать, искры покаяния, — по суду Божию стали добычей огня(прп. Макарий Египетский, 67, 409).

***

...Тот, Кто ищет быть любимым нами и для этого делает все, Кто не пощадил даже Единородного для нашей любви и почитает вожделенным, чтобы мы когда бы то ни было примирились с Ним, как не примет и не полюбит кающихся? (свт. Иоанн Златоуст, 44, 27).

***

...Воспользуемся спасительным врачевством покаяния, или лучше — получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы Ему приносим его, а Он нам даровал его(свт. Иоанн Златоуст, 45, 367).

***

Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения (свт. Иоанн Златоуст, 47, 173).

***

От тебя не требуется никаких трат или издержек, — только обратись к Нему <Богу> с плачем и тотчас преклонишь Его на милость к тебе (свт. Иоанн Златоуст, 48, 701).

***

Предведение Божие не препятствует покаянию, потому что Бог знает наперед и то, что грешникам можно раскаяться, если они пожелают (свт. Иоанн Златоуст, 48, 861).

***

Помышление о грехах и страх свойственны приходящему и прибегающему к милосердию Божию. Если мы находимся с Ним <Богом> в дружественных отношениях, то, хотя бы весьма много согрешили против Него, однако мы ничего не боимся, по любви к верному Другу. Если же мы сомневаемся полагаться на Его любовь, то это отсутствие веры будет зависеть от нас самих (свт. Иоанн Златоуст, 49, 184).

***

Через грех дьявол низводит нас в геенну, — через покаяние Христос вводит нас в Царство Небесное (свт. Иоанн Златоуст, 52, 898).

***

...Посредством греха нас уязвил дьявол, — посредством покаяния исцелил Христос; тот прочно укоренился чрезгрех, — Господь секирою покаяния с корнем уничтожил грех (свт. Иоанн Златоуст, 52, 898).

***

Остановим же бурный натиск греха якорем покаяния, чтобы беспрерывное дуновение вожделений не заставило нас претерпеть крушение (свт. Иоанн Златоуст, 52, 900).

***

Открой Ему исповеданием болезнь твою, чтобы Он незримо возложил спасительное врачевство, потому что Он не пришел призвать праведников, но грешников к покаянию (свт. Иоанн Златоуст, 52, 951).

***

О, покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, приближаешь чрез посредство Духа Божия к Престолу Господню, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою (свт. Иоанн Златоуст, 52, 983-984).

***

О, покаяние! Ты целительница страстей, ты смягчаешь грозный приговор, погашаешь пламень ярости, смиряешь гнев и возжигаешь неугасимый светильник дружбы. О, покаяние! Зародившись в сердце человека, ты тотчас пребываешь и на небесах... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 984).

***

О, покаяние! Ты расторгаешь узы грехов и спасаешь охраняемые тобою души (свт. Иоанн Златоуст, 52, 984)

***

О, покаяние! Ты несокрушимый оплот души, укрепленный город, в котором царствует Отец, Сын и Дух Святый. О, покаяние! Ты сокрушаешь жало смерти, попираешь дьявола, умерщвляешь змея, прославляешь Христа и даешь жизнь. О, покаяние! Ты в скорби рождаешь радость, в слезах находишь утешение и посредством слез избавляешь от вечного плача. О, покаяние! Ты сеешь со слезами и пожинаешь с радостию. О, покаяние! Ты рубищем уготовляешь блестящую брачную одежду Христа. О, покаяние! Ты изгоняешь из души свойства Каина и вселяешь любовь и радость непорочности. О, покаяние! Ты уничтожаешь зловоние грехов и сообщаешь благоухание добрых дел. О, покаяние! Ты сожительница мира и дружбы, союзница любви, цветок, благоухающий надеждой, пасущиеся на тебе златорунные агнцы изливают пурпуровые лучи Троицы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 985).

***

Мы опять отпали, но Он <Господь> и после того не наказывает нас, а даровал врачевство покаяния, которое может уничтожить и изгладить все грехи наши, только если мы знаем, в чем состоит это врачевство и как им нужно пользоваться (свт. Иоанн Златоуст, 55, 91—92).

***

О, всемогущее покаяние! Совершается оно на земле и производит перемену на небесах (свт. Иоанн Златоуст, 55, 968).

***

Для искренно ищущих врачевания не может быть недостатка в средствах к исцелению у истиннейшего Врача душ, особенно для тех, которые по отчаянию или беспечности не пренебрегают своими недугами, не скрывают опасности своих ран или по строптивости духа не отвергают врачевства покаяния, но со смиренным и благоговейным духом прибегают к Небесному Врачу для исцеления болезней, приключившихся по ошибке ли от незнания, или по нужде (авва Иоанн, 56, 524).

***

Хотя и нелегко воротить назад потерянное время (при самом быстром своем полете, не дозволяет оно согрешившим возвращаться для исправления того, в чем погрешили); однако же Божественное человеколюбие, будучи выше и причин, и законов, и времен, допускает к Себе кающихся, и к их усердию примешав собственную Свою благость, и краткость времени растворив усилением раскаяния, подает врачевство падшим (прп. Исидор Пелусиот, 62, 336).

***

Прекрасное покаяние имеет столько силы, что во мгновение времени освободит от тысячи грехопадений и на самом одре борющегося со смертию, если прибегнет к покаянию (прп. Нил Синайский, 73, 127).

***

...С сокрушением бия в перси, соучастником молитвы делая целый лик слезных помыслов, трость покаяния обмакнув в сосуд с черными, как ночь, слезами, источенными от скорби и печали, на распростертой хартии сердца своего написав прошение и представив Господу, не будет он уничижен Иисусом Христом, умершим за грешников (прп. Нил Синайский, 73, 275).

***

Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение (прп. Исаак Сирин, 58,360).

***

...Нет невозможности раскаяться и к Богу обратиться даже и дошедшему до последнего предела зла (прп. Феодор Студит, 92, 572).

***

Не будем мы наказаны в будущем веке за то, что грешили, и не будем осуждены по сей причине, получив естество изменчивое и непостоянное, но за то, что, согрешив, не покаялись, и не обратились от злого пути ко Господу, получив власть и время имея на покаяние. Бог благ и милосерд к кающимся, хотя изображается Он угрожающим и гневающимся, но это на зло и грех, а не на нас, которых всегда готов принять, коль скоро увидит слезу сокрушения на лице нашем. Да и вообще Он бывает таков к нам, каковы дела и расположения наши, каждому воздавая по достоинству его жизни (прп. Феогност, 91, 389-390).

***

...Кроме пути покаяния, нет другого пути, ведущего ко спасению (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 164).

***

Верующий во Христа если и умрет смертию греховною, то опять оживет покаянием (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 506).

***

Печаль мысли о грехах есть честный дар Божий; носящий ее в персях своих с должным хранением и благоговением, носит святыню. Она заменяет собою все телесные подвиги, при недостатке сил для совершения их (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 162).

***

Покаяние — всемогуще, как установление Всемогущего Бога. Нет греха, который бы устоял против лица покаяния. Оно — дар, данный падшему естеству человеческому; оно — остаток нашей первобытной непорочности, как сознание этой непорочности и сетование о потере ее; оно — воззвание крещения; оно — связь земли с небом, лествица к небу (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 49).

***

Человечество, само собою, не могло бы прибегнуть к покаянию: оно призвано и призывается к нему бесконечною благостию Божиею (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 430).

***

Дана человеку Всеблагим и Премудрым Богом естественная способность к покаянию: эта естественная способность возбуждается Богом и... осеняется Божественноюблагодатию... (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 438).

***

Бог бесконечно благ и бесконечно могущественен... обнажи перед Ним твою язву... прося прощения и исцеления, и получи их (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 541).

***

Он <Господь> побуждает вас искать прощения грехов у Него Самого, конечно готов будучи и даровать сие прощение. Идите же к Нему с полною верою и не давайте врагу разорять вашу веру и упование спасения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 133).

***

Возгревайте покаянные чувства — дух сокрушен, — и Господь никогда не отступит от вас (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 85).

***

Кто чрез грех теряет благодать Крещения, тот возвращает себе силу Крещения чрез покаяние и, восстановив здесь опять образ Божий, начинает снова, познанием истины и трудами доброделания, воображать в себе и подобие Божие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 92).

Необходимость покаяния

...Положил Господь покаяние, ибо Он сердцеведец... знал слабость людей и великую злобу дьявола, по которой он будет вредить рабам Божиим и коварствовать над ними. Поэтому Милосердый Господь сжалился над Своим созданием и положил такое покаяние, над которым и дана мне власть... после этого великого и святого призвания (крещения), если кто, будучи искушен от дьявола, согрешил, имеет одно покаяние. Если же часто будет грешить и творить покаяние, — не послужит это в пользу человеку, так делающему, ибо с трудом он будет жить в Боге (св. Ерм, 94, 185).

***

Покайся, грешник, смело полагаясь и взирая на безмерное человеколюбие Христа, сказавшего: не бо приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 13) (прп. Ефрем Сирин, 30, 57—58).

***

Приступая же к Нему <Христу>, приступай не с лицемерием, не с двоедушием, но с чистой совестью. Прежде нежели скажешь что-нибудь неважное или важное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде, нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга. Врач не жесток, но сострадателен, врачует словом (прп. Ефрем Сирин, 31, 273-274).

***

...Не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили мы? Покаемся. Тысячекратно согрешили? Тысячекратно принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся, ибо весь преклоняется к ней, приемлет ее собственными руками и призывает, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися... (Мф. 11, 28)... (прп. Ефрем Сирин, 31, 347).

***

Знаешь, согрешил ли ты, и душевный ли у тебя грех или плотской, как знаешь, так приноси и покаяние. Ибо для покаяния нет ничего невозможного: даже мертвую душу может оно живой представить Богу. Грех душевный может привести к смерти, сказал <апостол> Иоанн (см.: 1 Ин. 5, 16). Посему приноси покаяние так, как бы отчаивался ты в жизни, и умерщвлением тела удалишь от себя душевную смерть (прп. Ефрем Сирин, 32, 199—200).

***

Если какой человек сделает что-либо недозволенное и держит в себе это скрытно, то скрытностью своей более радует внушившего сие беса, нежели самим делом (прп. Ефрем Сирин, 32, 406).

***

Не медли, кающийся, пока возможен вход в Брачный Чертог. Приготовь себе светлую ризу, потому что нужны брачные одежды. Облекись в белую ризу для вечери, пока не явился внезапно Жених (прп. Ефрем Сирин, 33, 137).

***

Если в продолжение дня прибыл у тебя еще один мучительный гнойный струп, то вечером приступи к порогу Врача, и Он исцелит твои гнойные язвы (прп. Ефрем Сирин, 33, 154).

***

Если ты, грешник, и в один день согрешаешь седмьдесят крат седмерицей, Бог не заключает для тебя двери щедрот, если только каешься (прп. Ефрем Сирин, 33, 154).

***

Как часто ни стал бы просить ты у Него, всякий раз даст Он без отказа. Принеси от души покаяние и несколько слез капни на уязвляющий тебя грех; и пагубная язва совершенно будет заживлена на членах твоих (прп. Ефрем Сирин, 33, 155).

***

Правда, трудно и тяжело сделать усилие, чтобы подойти ко входу и, достигнув преддверия покаяния, оттолкнуть и низринуть врага, который тут сильно дышит и налегает. А после того и он, будучи однажды побежден и павши там, где был силен, не оказывает такого неистовства, и мы уже, имея больше ревности, весьма удобно совершим этот добрый подвиг (свт. Иоанн Златоуст, 44, 28).

***

Много... различных путей покаяния (Бог) дал нам для того, чтобы отнять у нас всякий предлог к нерадению (свт. Иоанн Златоуст, 45, 331).

***

Если у тебя есть грехи, не отчаивайся... и если каждый день согрешаешь, каждый день кайся (свт. Иоанн Златоуст, 45, 379).

***

Если иудеи, освободившись от иноплеменников, были утешены, то тем более мы, освободившись от греха, должны радоваться и восхищаться, и хранить вечно эту радость, а не нарушать и не осквернять ее, снова предаваясь тем же порокам (свт. Иоанн Златоуст, 48, 391).

***

Дьявол, зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил (свт. Иоанн Златоуст, 48, 488).

***

Когда кто-нибудь лишится дочери, то часто проводит большую часть своей жизни в слезах и рыданиях; а мы погубили душу и не плачем; лишились спасения и несокрушаемся? (свт. Иоанн Златоуст, 49, 428).

***

...Хотя грехи и превышают прощение, обратимся все же к покаянию, и мы удостоимся венцов (свт. Иоанн Златоуст, 50, 107).

***

Когда сам ты, согрешивший, не хочешь знать и того, что согрешил, то о прощении каких грехов будешь просить Бога? О тех, которых не знаешь? (свт. Иоанн Златоуст, 50, 146).

***

...Тот, кто стыдится открыть человеку грехи, а не стыдится грешить пред очами Божиими, и затем не желает ни сознаться в своих грехах, ни покаяться, будет посрамлен в тот день <Страшного Суда> не пред одним или двумя, а пред всей вселенной (свт. Иоанн Златоуст, 51, 679).

***

Подобно тому как Господь, зная немощь нашего тела, дал людям искусство врачевания и повелел земле производить растения, пригодные для врачевания, точно так же, зная склонность души к падению и раны греха, Он дал покаяние, как бы врачевство для душ, и вложил в божественные и священные письмена средства к покаянию, как бы травы, чтобы каждый из нас имел в них целительный пластырь и, прикладывая его к себе при содействии веры, избежал болезни (свт. Иоанн Златоуст, 52, 899).

***

...Бог ничего от нас не требует, кроме покаяния; потому Он желает, чтобы мы всегда радовались и прибегали к покаянию (свт. Иоанн Златоуст, 53, 911).

***

...Отречение Петра — полезно: горько оплакав (свое отречение), он научил всех, как достигается прощение (свт. Иоанн Златоуст, 54, 922).

***

В грехе он <дьявол> не допускает человеку стыдиться, потому что знает, что если грешник почувствует стыд, то убежит от греха; а в покаянии заставляет его стыдиться, знал, что стыдящийся не покается (свт. Иоанн Златоуст, 55, 498).

***

Если ты не потрудишься этим прекраснейшим трудом покаяния, то в будущем мире, несомненно, испытаешь тяготу и мучительные труды иным образом (свт. Иоанн Златоуст, 55, 502).

***

Для того ведь Бог и наперед оказывает нам благодеяния, и согрешивших опять удостоивает прощения, и наказания тотчас не наводит, чтобы всеми средствами привлечь нас к покаянию... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 503).

***

...Грешившие и не желающие покаяться сберегают самим себе сокровище гнева... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 697).

***

То же самое, что мы делаем в ветхих домах: когда они разрушаются, мы убираем разрушающееся и поправляем новым, никогда не переставая заботиться. Если сегодня ты пришел в ветхость от греха, восстанови себя назавтра покаянием (свт. Иоанн Златоуст, 55, 802).

***

Если не можешь поститься, как ниневитяне, тогда омой, как блудница, слезами грехи твои. Если не в состоянии дать милостыни, раскрой грехи твои и прибегни к милосердию Божию вместе с Давидом, говоря: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50, 3). Ведь это не упущение ехидны, чтобы я стал накладывать на укушенное место лекарство, и не грязная нечистота, чтобы я стал омывать ее водою; это — рана от укушения дьявола, она нуждается в сострадании Твоего <Божиего> человеколюбия (свт. Иоанн Златоуст, 55, 808).

***

Хотя различным людям полезны разные советы, но врачевство покаяния всем, думаю, потребно (свт. Иоанн Златоуст, 55, 963).

***

Всего лучше — не грешить и быть ближе к Богу; но хорошо, и согрешив, преобороть себя и немедленно восстать от падения. Итак, поелику первого, как невозможного, без сомнения, ты не достиг; то приложи попечение о втором, как о возможном и удобном, чтобы не поработило тебя мучительное отчаяние (прп. Исидор Пелусиот, 60, 218).

***

Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это покаянием; потому что образ Божий должны мы представить в себе чистым (прп. Нил Синайский, 72, 252).

***

Иному, если и впал в пасть зверю, разумею дьяволу, можно избавиться от сего покаянием... (прп. Нил Синайский, 72, 353).

***

Никто столько не благ и не милосерд, как Господь; но некающемуся и Он не прощает (прп. Марк Подвижник, 69, 35).

***

Если дьявол не перестает бороться с нами, то и покаяние не должно быть никогда упраздняемо (прп. Марк Подвижник, 89, 500).

***

В отношении деятельной жизни, мы без покаяния не можем сделать ничего достойного; но (Господь) много милует нас за намерение наше. Понуждающий себя и держащийся покаяния до самой кончины, если в чем и погрешит, спасется за понуждение себя; ибо сие Господь обещал в Евангелии. Кто говорит, что он не имеет нужды в покаянии, тот считает себя праведным и называется в Писании порождением злым; ибо через мнение о своей праведности, являясь как бы совершившим покаяние, сам того не зная, вместо распяти<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: