ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 44
Дисциплина: Русский язык
Тема: Сложное предложение с разными видами связи.
Цели занятия:
- обобщение и систематизация изученного материала о видах сложного предложения, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
- развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей обучающихся;
- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.
Планируемые результаты:
предметные: владение основными понятиями оструктурных особенностях сложного предложения с разными видами связи; умение характеризировать смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами связи;
метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;
личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; уметь отбирать материал, анализировать, делать выводы; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция
План занятия:
1. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
2. Порядок разбора сложного предложения с разными видами связи.
Оснащение: доска, дидактические плакаты.
Литература:
1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.
2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.
3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.
Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=411731
Тема: Сложное предложение с разными видами связи.
План занятия:
1. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
2. Порядок разбора сложного предложения с разными видами связи.
Задание:
Изучите материал (§§ 176 - 178). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 803.
Сложное предложение с различными видами связи.
Ведущая связь
Сложное предложение с различными видами связи можно назвать предложением усложненной структуры, поскольку в нем имеется более двух частей и представлено или сочинение и подчинение, или сочинение и бессоюзие, или бессоюзие и подчинение, или все три вида связи.
В сложном предложении с различными видами связи всегда можно выделить основную связь, которая и является ведущей. Она бывает следующих типов (на примерах отдельных предложений):
I II
1) бессоюзная: [ Под стенами Гассан- Кале течет речка Мургул], [берега ее покрыты железными источника, которые бьют из-под камней и стекают в реку] (П.) - перечислительные отношения передаются с помощью интонации; вторая структурно-смысловая часть представляет собой сложноподчиненное предложение с определительными отношениями, придаточная часть присоединяется союзным словом которые;
I
2) сочинительная: [ Северный уездный городок, где осталась моя семья, разорившаяся помещичья
II
семья, был от меня далеко], и [я не понимал тогда, что потерял последнюю связь с родиной] (Б.) — она передается сочинительным союзом м; первая часть представляет собой сложноподчиненное предложение с определительными отношениями, придаточная часть присоединяется к главной союзным словом где; вторая структурно-смысловая часть — сложноподчиненное предложение с изъяснительными отношениями, придаточная часть присоединяется к главной подчинительным союзом что;
I II
3) бессоюзная: [Уж было поздно и темно]; [сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя] (П.) — перечислительные отношения передаются интонацией; вторая структурно-смысловая часть представляет собой сложносочиненное предложение с перечислительными отношениями, которые выражаются союзом и;
I II
3) бессоюзная: [Старик Гранде ярко напомнил мне деда], [было обидно, что книжка так мала, и удивляло, как много в ней правды] (М. Г.) — первая структурно-смысловая часть — это простое предложение, а вторая — сложноподчиненное предложение с подчинением. Первое придаточное — подлежащное, присоединяется к главной части подчинительным союзом что, вторая часть также подлежащная, присоединяется союзом как.
Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи
В сложном предложении с различными видами связи могут оказаться рядом два союза: подчинительный и подчинительный или сочинительный и подчинительный либо союз и союзное слово. В таком случае запятая ставится между ними только тогда, когда мысленное изъятие придаточной части, присоединенной вторым союзом или союзным словом, не требует перестройки главной части: Я молчал, зная по опыту, что, когда он зол, возражать ему бесполезно (М. Г.); Он рисовал голову старика, и, когда кончил, его поразило сходство этой головы с чем-то знакомым (Г.).
Не разделяются запятой союзы и союзные слова при наличии в главной части частиц то, так. Если изъятие придаточной конструкции невозможно без нарушения структуры и смысла всего сложного предложения, то запятая на стыке союзов тоже не ставится: А за ужином он много ел, говорил глупости и уверял, что когда зимой ешь свежие огурцы, то во рту пахнет весной (Ч.). Ср. также: Я молчал, зная по опыту, что когда он зол, то возражать ему бесполезно; Он рисовал голову старика, и когда кончил, то его поразило сходство этой головы с чем-то знакомым.