№ этапа | Наименование операций и приёмов | Норма времени |
Проведение организационного момента -правильная организация рабочего места -активизация внимания учащихся | 2 мин | |
Объяснение нового материала -рассказ, беседа, презентация, диалог, демонстрация приёмов рисования на доске | 10 мин | |
Подведение итога урока - анализ детских работ -рефлексия -обобщение полученных знаний | 3 мин |
Инструкция к выполнению
В организационном моменте необходимо проверить подготовку детей к уроку (чтобы в процессе работы не отвлекаться). На данном уроке у детей должны быть простые карандаши, для закрашивания матрёшки - разноцветная гуашь, ватные палочки для рисования тычком, кисть, шаблон матрёшки.
Активизация: чере з чтение стихов,можно начать с загадки «Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку, все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». Ответы привлекут внимание детей, подготовят их к восприятию темы. Показываем матрёшку, раскрываем её, извлекая все 7 матрёшек.
Объяснение нового материала: ребята, матрёшка является героиней нашего урока. Следует задать вопрос? Если матрёшка героиня, то чем же мы сегодня займёмся на уроке? Предполагаемые ответы - будем рисовать! А чтобы правильно нарисовать, что для этого надо? Предполагаемые ответы – познакомиться с историей! Правильно! Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения игрушки-матрёшки, из какого материала она выполняется, какие самые известные матрёшки изготавливают в России. Посмотрим на их внешний вид, сравним их между собой, посмотрим, что у них общего и чем они отличаются и, конечно же, будем изображать собственную матрёшку и украшать её необычным способом.
Прежде чем приступить к объяснению новой темы, следует задать вопросы детям, с целью выяснения знаний в области народно-прикладных промыслов, изучить жизненный опыт детей. Например, ребята у кого дома есть матрёшки. Из какого материала они изготовлены. Сколько игрушек-матрёшек спрятано в вашей матрёшке. Что означает складная игрушка-матрёшка, с чем можно её сравнить (с большой дружной семьёй). В каком государстве давным-давно появилась деревянная игрушка. Этот вопрос является сложным для детей, поэтому с ответа учителя на этот вопрос начинается изложение нового материала.
Первая деревянная складная кукла появилась в Японии, она имела, форму яйца и звали её Фукурума – весёлый старик. Наша первая игрушка представляла деревенскую девушку в платочке, белом фартучке и в руках она держала курицу пеструшку. А звали её Матрёна. Потом забыли, что это имя игрушки и стали всех называть матрёшками. А изготавливали её в небольшом городке Загорске и стали её называть, как вы думаете. Загорская матрёшка.
Следует обратить внимание на экран (если есть возможность показать слайд с изображением этой старинной матрёшки и других, современных Загорских матрёшек) или таблицы из набора по декоративно-прикладному искусству. (Таблицы для показа должны быть достаточно крупного размера, эстетически оформлены, на твёрдой основе). Затем таким же образом знакомим детей с семёновской матрёшкой, которую изготавливают мастера из города Семёнова и далее Полхов-Майданскую матрёшку, которая получила своё название от местечка недалеко от Москвы. Показывая, слайды или таблицы мы не делаем акцент, чем они схожи и чем они отличаются друг от друга. Это следует сделать сейчас, представив детям слайд или 3 шаблона Загорской, Семёновской, Полхов-Майданской матрёшек (больших размеров). И организовать сравнительный анализ форм и особенностей росписей всех 3 матрёшек, через вопросы и ответы детей. Первый вопрос, чем они схожи (формой) Второй вопрос, в чём их отличие. (Загорская одета в одежды как девушка, у неё есть ручки, в руках она всегда держит или предметы быта или овощи и фрукты, цвета самые разнообразные, орнамет или узор состоит из геометрических фигур; на семёновской матрёшке руки нарисованы линией чёрного цвета, в центре большой букет алых цветов с чёрной обводкой, который она держит в руке, Полхов-майданская матрёшка безрукая, это и отличает её от других матрёшек, по сочетанию цветов и орнаменту она похожа на семёновскую матрёшку).
А сейчас мы с вами будем учиться рисовать свою матрёшку по шаблону и выполнять её цветовое решение, с использованием кисточки и ватной палочки. Ватную палочку будем прижимать к поверхности и она, оставляя след, украсит вашу матрёшку.
Следующий этап - показ способа рисования матрёшки мелом на доске (на доске изображён контур матрёшки). Алгоритм выполнения рисунка на доске:
- рисуем карандашом овал для лица;
- изображаем платок;
- изображаем кофту.
- изображаем фартук;
- прорисовываем глаза, нос, рот;
Далее ещё раз обращаем внимание на яркие краски и только после этого дети приступают к выполнению задания у себя в альбоме.
В заключительной части урока проводится анализ детских работ
Требования к анализу: доброжелательность, тактичность;объективность;обучающий характер;активное участие детей.
На данном уроке анализ работ проводим в виде выставки-продажи. Поместим все шаблоны матрёшек на полочки, если они есть в кабинете, если нет, то выставить так, чтобы они хорошо просматривались со всех рядов.
1. Предложить детям выбрать 2-3 аккуратные работы.
2. Отобрать работы с самым красивым сочетанием цветов.
3. Предложить 2-3 учащимся рефлексивный анализ собственных рисунков (что нравиться в работе, что не получилось, почему).
Предложить 2-3 детям внимательно посмотреть на все работы, выбрать и проанализировать ту работу, которая больше всех понравилась и почему они её бы купили.
Итог – краткое обобщение знаний, полученных на уроке, характеристика работы учащихся.