В соответствии со структурой административно-территориального деления строится система местных государственных органов — собраний народных представителей (СНП), которые определяются в Конституции как органы государственной власти на местах (ст. 96) и местных народных правительств как исполнительных органов местных органов государственной власти — СНП, государственных административных органов на местах (ст. 105). Правовой статус местных органов власти и управления определяется Конституцией (гл. III, разд. 5) и Законом об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств 1982 г. (в редакции 1995 г.).
Местные собрания народных представителей являются органами государственной власти на местах и рассматриваются как составная часть единой системы представительных учреждений, возглавляемых ВСНП. Депутаты СНП уездов, городов (без районного деления), городских районов, волостей, национальных волостей и поселков избираются непосредственно населением, вышестоящие местные СНП (провинций, автономных районов и округов, городов центрального подчинения и городов с районным делением) избираются нижестоящими СНП. Срок полномочий всех местных СНП — пять лет (с 2004 г.).
К компетенции местных СНП относятся: обеспечение в соответствующей административной единице исполнения Конституции, законов, политических установок, указов, постановлений и решений вышестоящих органов власти; рассмотрение и утверждение народнохозяйственных планов и бюджета для данной территории, а также отчетов об их исполнении; решение наиболее важных вопросов в политической, экономической и культурной областях, в деятельности гражданской администрации и межнациональных отношениях; формирование ряда других местных органов; охрана социалистической собственности, поддержание общественного порядка, защита прав граждан, прав национальных меньшинств, обеспечение равенства мужчины и женщины и т. д. Местные СНП также имеют право отменить или изменить ненадлежащие постановления местных правительств данного административного уровня. Осуществляя свои полномочия, местные СНП принимают решения, а СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения вырабатывают местные установления, о которых уведомляют Постоянный комитет ВСНП и Государственный совет КНР.
Местные СНП работают в сессионном порядке: очередные сессии, как правило, проводятся не реже одного раза в год, а внеочередные — по предложению % числа депутатов. Для руководства сессией депутаты избирают президиум, а также начальника секретариата. Сессии уездных и вышестоящих СНП также избирают из числа депутатов председателя, заместителей председателя и членов постоянных комитетов СНП — постоянно действующих органов соответствующих СНП (они проводят свои заседания два раза в месяц). Председатели постоянных комитетов местных СНП для решения наиболее важных вопросов могут объединяться в советы председателей постоянных комитетов СНП. Постоянные комитеты СНП подотчетны собраниям народных представителей данной ступени. Члены постоянных комитетов СНП не могут занимать должности в государственных административных органах, а также органах суда и прокуратуры.
В компетенцию постоянных комитетов СНП входит руководство выборами депутатов в СНП соответствующей ступени, они созывают сессии местных СНП данной ступени, решают наиболее важные вопросы политической, экономической, культурной и иных сфер деятельности, вопросы в области межнациональных отношений, деятельности гражданской администрации, контролируют работу народных правительств, народных судов и народных прокуратур, осуществляют связь с депутатами соответствующих собраний народных представителей, принимают на рассмотрение жалобы и предложения населения, присваивают местные почетные звания. К их ведению относится решение наиболее важных кадровых вопросов местного значения, в том числе (в период между сессиями СНП) они назначают и смещают заместителей губернаторов провинций, председателей автономных районов, мэров городов и т. д., а в случае невозможности выполнения функций губернаторами провинций, председателями автономных районов и т. д., определяют кандидатуры временно исполняющих обязанности. Постоянные комитеты СНП могут изменять или отменять ненадлежащие решения нижестоящих местных СНП. В свою очередь в период между сессиями местных СНП постоянные комитеты СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения имеют право принимать местные установления с последующим уведомлением Постоянного комитета ВСНП и Государственного совета.
В 1995 г. в КНР была проведена существенная реформа местных органов власти и, в частности, в волостном звене была введена должность председателей СНП волостей, национальных волостей и поселков (ранее функции этих должностей выполняли соответственно волостные старшины и поселковые старосты), что должно способствовать совершенствованию государственного механизма на низовом уровне и более четкому разделению полномочий между органами власти и управления. Председатели СНП волостного звена и его заместители организуют работу депутатов в период между сессиями, поддерживают с ними постоянную связь, реализуют предложения, критические замечания и мнения населения.
Местные СНП создают в качестве своих исполнительных органов, государственных административных органов на местах местные народные правительства. Законодательство устанавливает систему «двойного подчинения» местных правительств: с одной стороны, они ответственны перед избравшими их собраниями народных представителей, а с другой — перед вышестоящими народными правительствами. Все местные народные правительства как государственные административные органы находятся под единым руководством Государственного совета и ему подчиняются. Сроки полномочий местных народных правительств совпадают со сроками полномочий избравших их местных СНП — пять лет. В состав местных народных правительств входят их главы (губернаторы в провинциях, мэры в городах центрального подчинения, председатели в автономных районах и т. д.), их заместители, ответственные секретари (начальники секретариатов), начальники департаментов, управлений и комиссий и других рабочих органов местных народных правительств. Глава правительства, его заместители и ответственный секретарь образуют постоянное бюро правительства. В регулярно проводимых пленарных заседаниях принимают участие все члены правительства.
Местные народные правительства, реализуя решения местных СНП и их постоянных комитетов, а также вышестоящих органов государственной администрации, принимают необходимые меры по выполнению местных народно-хозяйственных планов, осуществляют всю административно-управленческую работу на соответствующей территории в области экономики, образования, культуры, общественной безопасности, национальных отношений и т. д. Объем полномочий местных народных правительств в зависимости от их уровня различен. В частности, правительства уездного и вышестоящего звена руководят работой не только своих функциональных подразделений, но и нижестоящих народных правительств и могут изменять либо отменять ненадлежащие постановления и распоряжения нижестоящих органов государственной администрации. Народные правительства низового звена подобными полномочиями не располагают. В соответствии с законом народные правительства провинциального уровня могут разрабатывать административные установления, которые должны соответствовать законам и административным установлениям Государственного совета.
Местные народные правительства, как правило, имеют целую систему своих рабочих органов и многочисленный штат сотрудников, например, на провинциальном уровне число различных канцелярий, департаментов, комиссий и управлений может доходить до 50—60. Несколько меньший рабочий аппарат имеется в уездном правительственном звене. Некоторые уезды в свою очередь могут делиться на районы, в которых создаются управы, являющиеся делегированными органами народных правительств. В кварталах (микрорайонах) городских районов и городов, не имеющих районного деления, создаются квартальные канцелярии — делегированные органы районных правительств, в задачи которых входит работа среди населения по поручению местных правительств, руководство работой комитетов населения, передача предложения населения в низовые органы государственного управления. На уровне кварталов функционируют организации самоуправления («самодеятельные организации») — комитеты городского и комитеты сельского населения по месту жительства, действующие под руководством создаваемых в них партячеек КПК. Эти организации, с одной стороны, решают все местные вопросы самоуправления в данном квартале, а с другой — местные правительства возлагают на них некоторые административные функции, например, охраны общественного порядка, закупки зерна, набора в армию, помощи особо нуждающимся, разрешения возникающих между жителями споров, передачи предложений и пожеланий населения в народные правительства и т. д.
Что касается низового (волостного) звена, то состав правительства здесь невелик и включает в себя главу администрации (волостной старшина или поселковый староста), его заместителей и ответственного секретаря, в необходимых случаях может создаваться небольшой аппарат сотрудников.
§ 5. Административно-территориальное