Понятие и сущность экстремизма




Введение

 

Актуальность проблемы борьбы с проявлениями экстремизма обусловлена в первую очередь тем, что они посягают на права и свободы человека и гражданина, основы конституционного стоя России, целостность и безопасность российского государства.

В стране возрастает количество преступлений экстремистской направленности. Так, если в 2004 году было зарегистрировано 130 таких преступлений, то в 2007 году 356, в 2009 году - 456. В следующие годы эта тенденция сохранилась.

Экстремистские объединения распространили свое влияние на все регионы России. По данным МВД РФ, в России 11 тыс. молодых людей входят в экстремистские группировки. На учетах в ОВД состоят свыше 300 организаций, из которых более половины склонны к агрессивным действиям.

Анализ оперативной обстановки на территории Челябинской области по линии противодействия экстремизму свидетельствует о ее существенном осложнении, несмотря на проводимую правоохранительными органами работу по предупреждению, пресечению, выявлению правонарушений экстремистской направленности. Увеличивается численность национальных группировок, чьи идеи основаны на положениях расовой. Национальной, религиозной нетерпимости, возрастает активность экстремистских проявлений. В Челябинской области на учете в правоохранительных органах состоят 15 движений деструктивного толка, имеются сведения о находящихся в области восьми крупных диаспорах общей численностью порядка 60500 человек.

В настоящее время расследуется уголовное дело в отношении членов Челябинской ячейки международной террористической организации «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами». Ранее, в 2007 году 3 члена данной организации уже были привлечены к уголовной ответственности по ч.2 ст 282 УК РФ

В целях повышения эффективности противодействия экстремизму 25 июля 2002 года принят федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Этот закон дополнил уголовный кодекс статьями, предусматривающими ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации. Целью моего исследования является изучение понятия экстремизма и проблемы противодействия и предупреждения его органами внутренних дел.

Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

рассмотреть причины возникновения и виды экстремизма, а также преследуемые экстремистами цели и используемые методы;

раскрыть роль и место органов внутренних дел в системе противодействия экстремизму;

исследовать правовые основы антиэкстремистской деятельности полиции;

рассмотреть взаимодействие служб и подразделений полиции с другими государственными органами по предупреждению и пресечению терроризма.

Методологическую основу дипломного исследования составляет диалектический метод познания. При исследовании были использованы исторический, формально-логический, системно-структурный, статистический и конкретно-социологический методы исследования.

Теоретической базой исследования послужили научные труды П.В. Агапова, В.А.Бурковской, О,Н. Коршуновой, Я.Л. Ванюшина, К.В. Михайлова, Р.А. Сабитова, С.Н. Фридинского, В.Н. Цуканова и других авторов в области философии, психологии, теории государства и права, конституционного, административного права и административной деятельности органов внутренних дел.

Нормативную базу работы составили: Конституция Российской Федерации, международное и российское законодательства, нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере противодействия экстремистской деятельности, как социально-политическому явлению. Предметом выступают административно-правовые меры, применяемые сотрудниками полиции при противодействии терроризму.

Проведен комплексный анализ работы служб и подразделений полиции в сфере противодействия экстремизму. Сформулированы предложения по совершенствованию административного законодательства, используемого полицией в рассматриваемом направлении.

Содержащиеся в дипломной работе положения, выводы и предложения могут быть использованы в дальнейшей научной разработке проблемы предупреждения и пресечения экстремистских проявлений актов, развитии антитеррористического законодательства.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в выводах и конкретных предложениях автора, которые могут способствовать совершенствованию правового регулирования деятельности органов внутренних дел в противодействии экстремизму.

Структура дипломной работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.


1. Экстремизм: понятие, сущность, классификация

Понятие и сущность экстремизма

 

Понятие экстремистской деятельности дается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности». Статья 1 Закона трактует экстремистскую деятельность как:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Считается, что слово «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» - «крайний», то есть нечто, выходящее за определенные рамки, нормы. В словарях экстремизм толкуется как приверженность к крайним взглядам и мерам. В юридической литературе экстремизм определяется по - разному. По мнению А.Г. Хлебушкина, экстремизм есть противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений. В этом понятии он не отразил субъективную сущность экстремизма.

Отмеченного недостатка лишено определение экстремизма которое дано Ю.И. Авдеевым и А.Я. Гуськовым: «…Экстремизм - это антиобщественное социально - политическое явление, представляющее собой социально и психологически обусловленное идеологически мотивированное использование крайних форм и методов в социально - политических отношениях».

В действующем российском законодательстве отсутствует понятие «экстремизм», однако оно имеется в международных нормативно - правовых актах.

Согласно ст.1 Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» экстремизм - это какое - либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке.

Вместе с тем он представляет собой целое направление в рамках современных идеологических течений и общественно-политических движений, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из собственных норм и догм. Теоретическое обоснование экстремизма сводится к тому, что современное общество утратило способность к конструктивному и ненасильственному решению общественно-политических проблем.

Природа экстремистской теории заключается в логическом развитии каких-либо идей или взглядов, вырванных из контекста. Большинство таких теорий основываются на незначительном числе теоретических посылок, которые зачастую абсолютизируются и обрастают рядом следствий и выводов. Следует также подчеркнуть, что экстремистские течения, как правило, не связаны с властью и стремятся к диктатуре. Все разновидности экстремизма используют теории заговора.

Объектом агрессивных нападок экстремистов становятся все современные социально-политические, экономические институты, властные структуры, представляющиеся несовершенными, так как именно они, по мнению идеологов экстремизма, являются главным препятствием на пути установления основ нового порядка.

Практика экстремизма заключается в активных и немедленных, а потому агрессивных действиях по установлению нового порядка в государстве, приходу к власти, достижению иных политических и экономических целей.

Умеренные экстремисты готовы использовать уже действующие государственные институты; радикальные - неизбежно скатываются к методам террора.

Экстремизм представляет реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Россия, как многонациональная страна, сформирована в соответствии с национально-территориальным и административно-территориальным принципами. Поэтому экстремистские действия направлены не только против конкретного лица.

Проявления экстремизма достаточно разнообразны - от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя Российской Федерации и нарушения ее территориальной целостности. Пересечение экстремистских проявлений и преступлений привело к возникновению нового вида социально опасной деятельности - преступного экстремизма. При этом преступности экстремистского характера не чужды и элементы организованности.

Экстремистская деятельность может осуществляться с помощью экстремистских материалов. Под ними понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Призывы к осуществлению экстремистской деятельности означают подстрекательские действия в устной или письменной форме, направленные на достижение указанной цели. Эти призывы должны быть публичными, т.е. совершаться непосредственно в присутствии третьих лиц либо (в случае их письменной формы) в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (например, наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Расчет на ознакомление с содержанием призывов других лиц в дальнейшем может быть характерен и для устных призывов путем использования, допустим, магнитофонных записей.

По сути, экстремизм характеризуется также своими внутренними квалифицирующими признаками, поэтому при его определении необходимо учитывать не только проводимую государственную политику и состояние социальной обстановки в стране, но и сущность экстремизма. В настоящее время он приобретает общераспространенный характер на всей территории России.

В результате анализа законодательства и литературы, посвященной экстремизму, можно определить следующие его признаки.

Во - первых, экстремизм - это определенное деяние. С точки зрения права нельзя считать экстремизмом приверженность к крайним мерам и взглядам, преданность реакционным, политическим, религиозным и иным теориям, учениям, воззрениям. В праве общепризнанно, что экстремистские, реакционные идеи, убеждения и настроения, хотя бы и высказанные в той или иной форме и ставшие известными посторонним, не должны признаваться правонарушениями. Иначе пришлось бы запрещать деятельность коммунистических партий, анархических организаций, религиозных сект и т.д.

Во - вторых, экстремизм есть использование крайних, радикальных форм и методов деятельности. «Крайность» предполагает, как указано в Шанхайской конвенции 2001 г., физическое или психическое насилие. Однако экстремисты могут совершать и ненасильственные действия, например, производить и распространять экстремистские материалы, возбуждать ненависть либо вражду по признакам пола, расы, национальности языка или принадлежности к какой - либо группе.

В третьих, все виды экстремистской деятельности, которые перечислены в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» связывает одна черта - идейная основа, которая выражается в отрицании всякого инакомыслия, ксенофобии, желании навязать свои теории и взгляды другим людям.

В - четвертых, если рассматривать экстремизм с правовой точки зрения, то его признаком является противоправность экстремистских действий, то есть их запрещенность законом. Они могут быть запрещены нормами уголовного, административного и иных отраслей права. Экстремистские действия признаются законодателем противоправными потому, что они причиняют вред определенным общественным отношениям. Если экстремистские действия причиняют существенный вред правоохраняемым благам и интересам, то они должны признаваться преступными. Во всяком случае, существенный вред наносится при посягательстве на мир и безопасность государства, нарушении конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также применении у потерпевшим физического или психического насилия по экстремистским мотивам.

В - пятых, субъектами экстремистской деятельности могут быть юридические и физические лица. Например, за производство и распространение экстремистских материалов несут административную ответственность как граждане, в том числе должностные лица, так и юридические лица.

С точки зрения, государственно-политического подхода должен быть введен дополнительный признак, каковым является признак общественной опасности. Только те сторонники крайних взглядов и мер могут быть признаны экстремистами, с государственно-политической точки зрения, приверженность которых своим убеждениям прямо или косвенно угрожает безопасности личности, общества и государства. Если же такой опасности они не представляют, то и отнесение их к экстремистам может носить только чисто формальный, казуистический характер.

Например, убежденные сторонники взгляда, согласно которому американцы, никогда не высаживались на Луне и все свои «доказательства» пребывания там сняли в павильонах Голливуда, очевидно, никакой серьезной опасности ни для кого не представляют (по крайней мере, в России). В то же время сторонники, например, полного запрещения абортов представляют определенную опасность для некоторых женщин, которым аборт может оказаться необходимым по медицинским показаниям. Однако и сторонники крайней свободы абортов также представляют определенную общественную опасность как с точки зрения морали и здоровья общества, так и с точки зрения его демографической безопасности. Наконец, сторонники, например, доктрины анархизма, призывающей к полному упразднению государства, представляют для общества самую серьезную опасность, причем, тем большую, чем шире движение сторонников таких идей и чем более насильственными методами они борются с противниками подобных взглядов и программ.

Приведенные примеры должны были продемонстрировать существование разной степени опасности экстремизма различных форм. Поэтому, даже и с добавлением признака общественной опасности, мы еще не получаем основания для квалификации экстремизма с государственно-политической точки зрения. Государство и общество должны интересовать, главным образом, опасные, очень опасные и крайне опасные формы экстремизма. Экстремизм же незначительной общественной опасности не заслуживает серьезного государственного и общественного внимания и должен восприниматься с определенной долей терпимости. Иначе говоря, экстремизм выделяется в особую государственно-политическую категорию не столько потому, что он представляет собой некую крайность, сколько потому, что такая крайность несет с собой высокую или крайнюю опасность для личности, общества и государства.

С государственно-политической точки зрения, определение степени общественной опасности конкретной формы экстремизма должно вырабатываться не кулуарно-экспертным, а демократическим путем - в ходе широких общественных, научных и парламентских дискуссий, с окончательной опорой на широкое общественное мнение конкретной страны. При этом следует иметь в виду, что одни и те же формы экстремизма для разных стран представляют неодинаковую опасность. Так, например, расизм и крайний национализм (этноцентризм) не актуальны и не опасны в настоящее время в условиях Японии или Кореи, но очень опасны для таких стран, как Россия (или бывшая Югославия). Соответственно и степень противодействия этим формам экстремизма в разных обществах должна быть различной. Какого-то единого международного стандарта, применимого для всех стран и народов одновременно, в данном случае не существует.

Итак, экстремизмом, с государственно-политической точки зрения, следует признавать приверженность конкретных лиц или организаций к крайним взглядам и мерам общественной практики, несущим в себе высокую степень опасности (потенциальной или актуальной) для личности, общества и государства. Степень такой опасности должна определяться на основе широкого общественного мнения, в ходе научных, общественных и парламентских дискуссий. Меры, принимаемые для профилактики и противодействия конкретным формам экстремизма, должны соответствовать степени их общественной опасности в конкретной стране.

Однако и этого, более конкретного, определения экстремизма все еще недостаточно для полноценного проникновения в его суть. Дальнейшая конкретизация данного определения требует обращения к социальным причинам и условиям, порождающим опасные формы экстремизма.

В качестве таких причин и условий в самом общем виде выступают общественные противоречия. Социально-государственная ткань современного высокоразвитого общества с достаточно богатой культурой и историей пронизана множеством самых разных противоречий, среди которых особое значение для понимания сути экстремизма имеют противоречия между большими и сверхбольшими группами людей, в числе которых следует выделить прежде всего следующие.

. Межрелигиозные и межконфессиональные противоречия.

. Межэтнические и культурно-этнические противоречия.

. Межрасовые противоречия.

. Политические противоречия (между силами, борющимися за власть в государстве).

. Межнациональные (межгосударственные, международные) противоречия.

. Межклассовые противоречия.

. Рыночно-экономические противоречия (между представителями различных отраслей современной экономики и различными глобальными игроками современного рынка).

. Идеологические противоречия (между приверженцами различных идеологических течений и доктрин, предлагающими различные формы и способы разрешения всех социальных противоречий).

Указанные основные противоречия существуют в обществе объективно, независимо от воли и желаний людей, и в общественной жизни они проявляются в виде межличностных и межгрупповых конфликтов.

В ходе этих конфликтов и их осмысления противоборствующие стороны вырабатывают те или иные идеологии и программы, направленные на принципиальное разрешение этих конфликтов. И как раз в специфике этих принципиальных разрешений и может заключаться общественно опасный экстремизм.

С этой точки зрения, суть экстремизма заключается в том, что одна из сторон социального конфликта (или обе стороны) избирают такой способ его разрешения, который сводится к моральному, правовому или даже физическому уничтожению одной из сторон конфликта. Вместо цивилизованного и социально плодотворного способа разрешения объективных противоречий (а жизнь общества и состоит из такого повседневного разрешения этих противоречий) избирается способ непримиримый, антагонистический, основанный на представлениях о принципиальной неразрешимости противоречия без морального, правового или физического уничтожения одной из сторон.

Именно с избранием сторонами конфликта такого подхода и с реализацией его на практике социальные конфликты максимально обостряются, и нормальной жизни общества начинает угрожать повышенная опасность. Общественная опасность экстремизма, таким образом, состоит в избрании им непримиримой, антагонистической позиции по отношению к своему оппоненту (или противнику) в том или ином социальном конфликте, существующем в рамках объективных социальных противоречий.

В то же время фашизм и национал-социализм как формы экстремистской идеологии устанавливают целый «букет» неразрешимых противоречий. Прежде всего, это расизм как противоречие между «арийской» расой господ и всеми остальными «неполноценными» народами, подлежащими арийскому порабощению и подчинению. В рамках этого конфликта германский фашизм особое значение придает конфликту с еврейским народом как самым «зловредным», подлежащим полному устранению. Столь же непримиримо фашизм относится и к своим идеологическим противникам - либерализму и коммунизму (социализму). Менее радикально, но достаточно жестко фашизм относится к крупной буржуазии, к церкви, к рыночным формам регулирования экономики, к сторонникам свободы мысли и т.д.

Таким образом, наиболее общественно опасными, с государственно-политической точки зрения, являются такие экстремистские доктрины, программы и формы социально-политического действия, которые отрицают за одной из сторон объективного социального противоречия и социального конфликта равное право на существование, объявляя сосуществование сторон конфликта в той или иной форме невозможным и призывая к моральному, правовому или даже физическому насилию над своим противником, его имуществом, ценностями, святынями и т.д.

Подводя итог, можно сформулировать следующее понятие: экстремизм есть антиобщественное поведение физических или юридических лиц, которое выражается в противоправном использовании насилия или иных крайних форм и методов деятельности по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, ненависти или вражды в отношении какой - либо социальной группы и тому подобным идейным мотивам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: