Признавая свою растущую роль на международной арене и ответственность в деле поддержания всеобщего мира и безопасности, Европейский Союз продолжает прилагать усилия в разработке и осуществлении общей внешней политики и политики безопасности, впервые провозглашенной Маастрихтским договором.
Принимая во внимание то, что
- общая внешняя политика и политика безопасности должна осуществляться на основе принципов, лежащих в основе создания и развития Европейского Союза, таких как демократия, верховенство закона, соблюдение прав человека и фундаментальных свобод, уважение человеческого достоинства на принципах равенства и солидарности, и с соблюдением норм международного права, в том числе Устава Организации объединенных наций;
- общая внешняя политика и политика безопасности имеет наибольший потенциал реализации в тех сферах, где страны-участницы Европейского Союза имеют общие стратегические интересы;
- в соответствии с положениями Лиссабонского договора реализация общей внешней политики и политики безопасности не должна посягать на внешнюю политику и политику безопасности и обороны отдельных государств-членов и должна осуществляться с учетом их обязательств по линии участия в Организации Североатлантического альянса;
- опыт сотрудничества со странами, не являющимися членами Европейского Союза, и другими организациями продемонстрировал возможность расхождения интересов и оценок стран-участниц Европейского Союза в отношении разрешения как региональных, так и мировых вопросов;
- Европейский Союз показал высокую степень эффективности в деле постконфликтного урегулирования ситуаций в отдельных регионах мира;
- в связи с тяжелыми экономическими условиями, в которых оказалась Европа, существует необходимость пересмотра дальнейшей реализации общей внешней политики и политики безопасности.
В рамках Европейского Союза предусматриваются следующие механизмы реализации общей внешней политики и политики безопасности:
Государства-члены Европейского Союза руководят осуществлением общей внешней политики и политики безопасности.
Европейский совет является ключевым органом, определяющим стратегические интересы и цели союза путем межгосударственной координации. Все решения, касающиеся осуществления общей внешней политики и политики безопасности, принимаются консенсусом в рамках Европейского совета и Совета Европейского Союза, за исключением вопросов, в отношении которых имеются специальные положения. При этом, принятые акты носят рекомендательный характер.
В рамках Европейского совета главы государств и правительств рассматривают предложения, внесенные Верховным Представителем Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности.
Совет Европейского Союза определяет общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского союза согласно рекомендациям Европейского совета.
Совет по иностранным делам, возглавляемый министром иностранных дел государства, председательствующего в Европейском Союзе, представляет интересы Союза в сфере общей внешней политике и политике безопасности и ведет диалог с третьими сторонами от имени Союза, а также выражает позицию Союза в международных организациях и на международных конференциях.
Верховный представитель Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности, являясь также Вице-президентом Европейской комиссии и Главой Европейской службы внешнеполитического действия, вносит вклад в реализацию общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза, внося конструктивные предложения, и гарантирует реализацию решений, принятых Европейским советом и Советом Европейского Союза. Верховный представитель выполняет свои обязанности при поддержке Европейской службы внешнеполитического действия. Данный орган действует в тесном взаимодействии с дипломатическими службами государств-членов Европейского Союза, назначается Советом Европейского союза по предложению Европейского парламента.
Европейский парламент играет роль консультативного органа и регулярно дает рекомендации по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Европейскому совету и Совету ЕС. Дважды в год в данном органе проводится обсуждение эффективности реализации общей внешней политике и политике безопасности, включая общую политику и политику обороны.
Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности ведет работу по оценке вызовов и угроз на территориях, на которых ведется осуществление общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза, и способствует выработке общей линии Союза.
Европейский Союз намерен сохранить такие институты принятия внешнеполитических решений, как механизм «конструктивного воздержания» и «углубленного сотрудничества», которые неоднократно продемонстрировали свою гибкость и возможность эффективного применения в кризисных ситуациях.
С начала 21 века Европейский Союз столкнулся с рядом вызовов и угроз. При попытке разрешения этих проблем все более очевидным становится наличие определенной доли фрагментарности во внешнеполитическом выборе отдельных стран-участниц Европейского Союза. Имея многолетний опыт построения дружественных отношений и атмосферы взаимопонимания между европейскими государствами, Европейский Союз не может игнорировать этот факт. Напротив, руководствуясь здравым смыслом, признает важность умения стран-членов прислушиваться друг к другу и эффективно использовать уже имеющийся широкий набор инструментов, а не создавать заведомо парализованные институты и механизмы принятия решений.
Нельзя закрывать глаза и на все еще живую историческую память среди отдельных стран-членов Европейского Союза о последствиях ущемления национального суверенитета, в том числе в отношении права осуществления самостоятельной и независимой внешней политики. Нужно с пониманием отнестись к таким настроениям.
Однако, поддерживая тесные отношения с НАТО, Европейский Союз внес существенный вклад в стабилизацию мировой системы и полон решимости придерживаться этой линии в будущем на благо более справедливого и безопасного мира.