- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
- да, ребята, оба эти человека были великими баснописцами (слово
баснописец выносится на доску)
- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
План сравнения басен:
I. Название басни.
II. Время написания.
III. Форма написания (стихотворная, прозаическая)
IV. Композиция (сюжет, мораль)
V. Характеры героев.
- Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в басне Эзопа «Волк и ягнёнок».
-Давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок»)
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» в исполнении по ролям. (Чтение басни детьми по ролям)
- Приступим к исследованию. (на слайде)
1. - Сопоставьте название басен. (название одинаковое)
2. - А время написания? (первая басня- 6 в. до н. э., а вторая басня -18 век)
3. - Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
4. - Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?
- Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни),
а у Крылова? (в начале басни)
- Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)
- Ребята, я вам сейчас покажу рисунок художника Рачова. Как вы считаете, художник иллюстрировал басню Эзопа или Крылова? (Крылова. Потому что у Крылова животные больше похожи на человека)
- Да, герои басен Эзопа больше близки животному миру. Но и в одной и в другой басне есть аллегория (иносказание) (слово аллегория выносится на доску)
5. Близки животному миру. Близки миру людей.
Аллегория. Аллегория.
- Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны обоими баснописцами в образе волка. (работа в информационных картах)
(расчётливость, властолюбие, высокомерие, льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость)
- Посмотрите, в ваших картах остались неподчеркнутые слова. Прочитайте их. (расчётливость, льстивость, хитрость)
- Давайте вспомним, какое животное в РНС наделено такими чертами характера? (лиса)
-Посмотрим такова ли лисица в изображении Эзопа и Крылова.
- Читаем басню Эзопа «Ворон и лисица».(чтение басни Эзопа)
- А теперь послушаем басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в лицах. (исполнение басни по ролям)
- Продолжим нашу исследовательскую работу.
1. - Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
2. -Время написания? (разное: 6 век до н. э., 18 век)
3. - Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
4. - Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни).
А в басне Крылова? (в начале басни)
- Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают).
5. А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).
VI. Итог урока.
- Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»?
- Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
- Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните зелёным карандашом слова, обозначающие положительные черты характера человека.
(жадность, воспитанность, глупость, доброта, справедливость, отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость)
- Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.
- Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)
- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню? (Да)
- К сегодняшнему уроку я предложила Кончиц Ксении попробовать себя в роли баснописца. Давайте послушаем, что у неё получилось.
- Чему же учит басня Ксении?
V. Рефлексия.
- Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова? Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим?
- Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
- С каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
VI. Домашнее задание:
подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и Крылова.