Историческая справка 2.
В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.
А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.
5. Работа с терминами. Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю. Запись в тетрадь.
Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.
Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
Анализ рассказов М.Зощенко.
- А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить:
над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?
Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.
- Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость.
-Зощенко писал о своём языке: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей.)
- Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко.
(Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве переживания героя. Это тоже прием Зощенко. Записываем – простота сюжета.
- От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе?
“Я, братцы мои, не люблю баб…” Записываем – сказовая манера.
-Комментарий учителя:
Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда- то и стал он литературным языком – неповторимым сказом народного писателя Зощенко.)
- Далее, в чём признаётся герой рассказа? Не любит кого? Следует доверительное признание: “… не люблю баб, которые в шляпках”.
А почему в шляпках? Прочтите весь абзац. (Классовый признак – аристократка).
Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.
- Что можно сказать о таком герое?
(Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный человек.
(Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором).
- Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов.)
- Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить?
(Шпанская мода, показатель материального благосостояния).
- Что это за прием? (Деталь).
- Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем – нагнетание деталей.
- Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры зачитать).
Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем – речь героя.
- Итак, намечена экспозиция. Что это такое?
- Далее герой доказывает, что он пострадал: “…в театре она и показала свою идеологию во всем объеме”.
Какое слово явно неуместно? Почему?
Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.
- О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов.
- Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней?
(Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства”).
- Почему? Кто же он?
(Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).
- Смешно? Грустно!
- Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?
-Чем нравится ей герой? Докажите.
- Почему ей хочется в театр?
- Как герой получает билет?
(член ком. ячейки)
- Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.
Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением.
- Какой вывод можно сделать? Почему нам смешно?
- В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора.
Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)
- Что отвечает она? (Мерси).
- Что это за слово?
- Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?
- “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.
- Наступает кульминация.
Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.
Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.
- А что думает герой о ней? Докажите.
- Наступила развязка. Что это такое?
- Запишите, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?
Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. Несмотря на конфуз с деньгами, рассказчик прочитывает даме мораль с позиций пролетариата:» Не в деньгах счастье».Хотя из фабулы рассказа вытекает, казалось бы обратное.
- А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.
- Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?
Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).
- Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе?
VI. Слово учителя.
Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.
Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.
Зощенко был заклеймён как «пошляк»,
«хулиган» и «подонок русской литературы». Его имя стало ругательством.
Творчество Зощенко многие, да и сам писатель, сравнивали с творчеством
Гоголя. Нет, Зощенко не равнял себя с Гоголем. Он сравнивал с его судьбой свою… Как то, размышляя об этом, Зощенко занёс в свою записную книжку:
«Гоголь ожидал, что его не поймут. Но то, что случилось, превзошло все его ожидания». Эту запись можно вполне отнести и к самому Зощенко.
Но Зощенко не забыт. Как бы не клеймили его позором те же советские писатели середины века, Зощенко до сих пор читают и любят, его рассказы актуальны и по сей день, может быть только не в такой степени, как раньше.
В чём-то, даже, по-моему, значимость любого писателя определяет время. А то, что Зощенко не забыли и его рассказы до сих пор читают наши современные юмористы-сатирики, такие как Жванецкий и Задорнов, говорит о многом.
VII. Домашнее задание (по выбору):
- проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор;
- напишите рецензию на любой рассказ М.Зощенко.