Муниципальное бюджетное учреждение




ПАМЯТКА

ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

МБУ «Центр Стратегия» г. Калуги

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Стратегия» города Калуги

Наш адрес: 248000, г. Калуга, ул. Луначарского, д. 26/18

8 (4842) 56-10-34 - запись на прием

к психологу с 9-00 до 10-00

График работы:

понедельник-четверг: с 8-00 до 17-15,

перерыв на обед: с 13-00 до 14-00;

пятница: с 8-00 до 16-00,

перерыв на обед: с 13-00 до 14-00;

выходной: суббота, воскресенье

 

Некоторым старшеклассникам очень повезло, и они точно знают, какая профессия им нравится, чем конкретно они в будущем планируют заниматься, и где конкретно будут учиться. Они счастливчики, хотя не исключено, что в дальнейшем не раз поменяют свои планы - многое зависит от того, было их решение обдуманным или они действовали под влиянием настроения, прельстились красивой картинкой с телеэкрана или решили повторить чью-то выдающуюся карьеру. Но так получается далеко не всегда. Большинство старшеклассников оказываются в весьма сложной ситуации. Нравится сразу несколько предметов, часто взаимоисключающих с точки зрения выбора профессии, скажем, математика и история одновременно. Неплохо принять во внимание и востребованность будущей профессии, и зарплату и круг людей, с которыми придется работать, и множество других важных вещей. Некоторые школьники теряются от степени ответственности и запутанности обстоятельств которые они обязаны принять во внимание, и готовы слушать любого, кто уверенно им что-то советует. Однако не стоит слепо принимать на веру советы всех и каждого, ведь речь идет о твоем будущем, которое, что бы там ни было, в значительной степени зависит от тебя.

 

,

 

 

ла вы

 

подготовка обучающихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Психологи редложены следующие варианты работы в рамках профориентации и профессионального самоопределения.

1) Единичная консультация подростка и его родителей: на первой встрече психолог уточняет запрос учащегося и его родителей по выбору профессии: проводит беседу с обсуждением интересов, склонностей, возможностей учащегося, особенностей его личности и характера, проводит расширенную психологическую диагностику «Определение профориентации» с применением компьютерной программы, либо специализированных методик: «Карта интересов» (Е. А. Голомшток, в модификации Резапкиной), определение типа личностной направленности (методика Голланда), дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, личностные опросники Р. Кеттелла, Г. Айзенка, «Характер и профессия» Г. В. Резапкина, модифицированная методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн, Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР), Культурно-Свободный Тест Интеллекта (Р. Кетелл).

 

После психодиагностики обсуждение полученных результатов и выдача рекомендаций по оптимальному направлению обучения.

 

2) В случае, если первичная консультация не решила всех вопросов, то обучающему предлагается индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, включающее 5-7 занятий по вопросам профориентации.

 

 

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые профессии, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Значимым фактором в выборе профессии и направления обучения являются еще и личностные, психофизиологические особенности учащихся и возможности их здоровья. Если подросток имеет ограниченные возможности нервно-психического либо психосоматического здоровья, к выбору жизненного пути необходимо отнестись еще более осознанно, так как ошибка на данном этапе может привести к дальнейшему разочарованию не только к выбранной профессии, но и к более серьезным проблемам личностного характера.

Данная программа поможет старшекласснику сориентироваться в мире профессий и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

1.5. Объем программы: 5-7 занятий по программе психолого-педагогического сопровождения.

1.6. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, совместная «подросток-родитель»

Цель программы: подготовка обучающихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В зависимости от запросов клиенту могут быть предложены следующие варианты работы в рамках профориентации и профессионального самоопределения:

1) Единичная консультация подростка и его родителей: на первой встрече психолог уточняет запрос учащегося и его родителей по выбору профессии: проводит беседу с обсуждением интересов, склонностей, возможностей учащегося, особенностей его личности и характера, проводит расширенную психологическую диагностику «Определение профориентации» с применением компьютерной программы, либо специализированных методик: «Карта интересов» (Е. А. Голомшток, в модификации Резапкиной), определение типа личностной направленности (методика Голланда), дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, личностные опросники Р. Кеттелла, Г. Айзенка, «Характер и профессия» Г. В. Резапкина, модифицированная методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн, Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР), Культурно-Свободный Тест Интеллекта (Р. Кетелл).

 

После психодиагностики обсуждение полученных результатов и выдача рекомендаций по оптимальному направлению обучения.

 

2) В случае, если первичная консультация не решила всех вопросов, то обучающему предлагается индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, включающее 5-7 занятий по вопросам профориентации.

 

3) Профориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – работа с данным контингентом учащихся также имеет свои особенности: у таких детей необходимо развивать позитивное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоконтроля и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Работа с детьми с ОВЗ также может выстраиваться в 2-х направлениях: диагностика и консультирование с обсуждением итоговых результатов; при необходимости – организация психолого-педагогического сопровождения. Темы занятий могут быть идентичны вышеперечисленным, либо, могут видоизменяться, в зависимости от запросов и потребностей обучающихся и их родителей.

 

При выборе профессий необходимо избегать следующих ошибок:

Выбор профессии за «компанию»

Подчиняться давлению друзей, близких,

Перенос отношения к человеку – представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую профессию.

Увлечение только внешней стороной профессии

Незнание или недооценка своих физических противопоказаний

Устаревшие представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии

Предубеждение в отношении престижности и непристижности профессии

Недостаточное знание профессии

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: