I вопрос. Философское сознание Древней Индии: основные идеи и школы




Лекция №2

По учебной дисциплине «Философия»

Тема: «Философия Древнего Востока».

 

План

Философское сознание Древней Индии: основные идеи и школы.

Философия Древнего Китая и ее этическая направленность.

Цель: охарактеризовать философские идеи и проблемы философии Древнего Востока.

Словарь терминов: брахман, веды, дао, дэ, даршаны, дхарма, ян, инь, ли,

Введение

Изучая предмет философии, мы выяснили, что одним из главных источников философствования является история философии.

История философии - раздел, изучающий исторические типы философских систем или учений отдельных философов, их взглядов в рамках философских школ. Термин история философии также применяется, как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определенными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями.

На всем пути своего исторически - социального развития человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в этом мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Или подчиненный мир каким-нибудь законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание мира? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы являются мировоззренческими.

На всем пути своего исторично социального развития человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в этом мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Или подчиненный мир каким-нибудь законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы являются мировоззренческими. Центральная мировоззренческая проблема отношения мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, идеального и материального, что является первичным. Таким образом формируется основной вопрос философии, т.к. через отношение человека, его мышления, сознания, духовной, психической деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существование. На всем пути своего исторично социального развития человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в этом мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Или подчиненный мир каким-нибудь законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы являются мировоззренческими. Центральная мировоззренческая проблема отношения мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, идеального и материального, что является первичным. Таким образом формируется основной вопрос философии, т.к. через отношение человека, его мышления, сознания, духовной, психической деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существование.Центральная мировоззренческая проблема отношения мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, идеального и материального, что является первичным. Таким образом формируется основной вопрос философии.

«Вечный», то есть всегда важный и открытый для новых смыслов, характер философских вопросов подсказывает, что учения прошлого − не архив, не музей ценностей, куда можно заглянуть ради любопытства, а неиссякаемый родник знаний, из которого человечество черпает силу в поисках смысложизненных ответов посредством возвратно-поступательного движения сознания по оси времени.

I вопрос. Философское сознание Древней Индии: основные идеи и школы

1.1 Принципы изучения истории философии.

Анализ становления философской мысли прошлого основан на взаимодействии количественного и качественного подходов: хронологического (от греч. «хронос» «время»), фиксирующего физическое время и типологического, учитывающего различное содержание философских знаний у разных культур и народов. Наиболее значимыми философскими потоками считают индийскую, китайскую и европейскую философии. Внутри каждого типа можно выделить национальные особенности (британскую, французскую, немецкую и проч. философии). По очевидным причинам нас будет интересовать преимущественно европейская и русско-украинская философия.

1.2 Возникновение, основные черты, этапы развития индийской философии. Итак, философия зарождается почти одновременно в Китае, Индии и Греции («золотая подкова») в так называемое «осевое время» (К. Ясперс), между 800 и 200гг. до н.э. Во многом благодаря деятельности таких мыслителей как Конфуций, Лао-цзы, Будда, Сократ, Аристотель и других, в сознании этих народов произошел переворот - переход от коллективных верований и представлений о человеке и мире к индивидуальному их осмыслению. Философию Востока европейцам открыл нем. Ф-ф А.Шопенгауэр.

Главными предпосылками перехода народов от мифологическо-релдигиозного к философскому мировоззрению явились: социально-экономические, политические, духовные (культурные). Первые способствовали становлению самостоятельного мышления благодаря освобождению части общества от физического труда. Сущность политических сводится к ослаблению контроля власти (жрецов) над мыслями и высказываниями членов общества, т.е., выражаясь современным языком, появление относительной «свободы слова» по поводу ранее запретных тем (о причинах мироздания, жизни человека и проч.). Культурные предпосылки связаны с ценностными установками, содержание которых было изложено в устных и письменных источниках: патриотических народных сказаниях о героическом прошлом, эпосе, в лит. пр-х, стихах рассказах…

Духовными предпосылками индийской философии явилась первобытная арийская мифология, изложенная:

а) в Ведах - древнейшем литературном памятнике (II тыс.л. до н.э.)

б) в народном индийском эпосе и лит.творч. Махабхарата (Сказание о потомках Бхараты, битве нравств. правых из рода Пандавов с неправыми Кауравами, VIIв. до н.э.) и лит. пр. Рамаяна (путешествие Рамы, царевича, изгнанного по наущению братовой жены, IVв. н.э.).

Веды (от санскр. — знать) представляют собой сборники древних мифов и мистерий, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами). Именно в Ведах, изложенных на санскирите, языке древних ариев, встречаются первые суждения, касающиеся вопросов истории, экономики, религии, философии, этики, эстетики и других. Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: 1.Самхиты 2.Брахманы.3.Араньяки. 4.Упанишады. Самхиты -это сборники, их четыре: Ригведа, Самаведа (мелодии), Яджурведа (жертвоприношения) и Атхарваведа(заклинания). Остальные произведения составлены в более позднее время и представляют собой комментарии к Самхитам. Самая большая и исторически первая, самхита, Ригведа, «сборник хвалебных стихов», по объему больше, чем Илиада и Одиссея вместе взятые (1028 гимнов и более 10500стихов): гимны, песни, стихи о возникновении мира, его устройстве. Самаведа, «сборник мелодий» на стихи Ригведы, - более позднее произведение. Яджурведа, «веда жертвоприношений», так же во многом дублирует Ригведу. Наконец, Атхарваведа «веда заклинаний» - более отличный от Ригведы и более поздний сборник, по которому можно судить о философских взглядах ведического периода Древней Индии. Но именно в комментариях к ведам – Брахманах, Араньяках («песнях лесных отшельников») и особенно в Упанишадах (ок.500лет до н.э.), состоящих из 200 произв., целостно изложены собственно философские идеи. Упанишады (с санскр. «у ног учителя») – в форме бесед, диалогов изложены мысли: о месте человека в мире, его сущности, предназначении, принципах поведения.

В истории индийской философии выделяют:

- ведийский период (1500-500гг до н.э.);

- классический или брахманский (500 до – 1000г. н.э.);

- постклассический, индуистский (1000 г. –н. вр.).

С философской точки зрения интереснейшими являются тексты под названием Упанишады (от санскр. upa — рядом и sad — сидеть, т.е. сидение вокруг учителя с целью познания истины), в которых впервые делается попытка философского осмысления вопросов, поставленных в более ранних ведических текстах. В них формируются основные темы индийской философии: древнейшие версии возникновения мира, трактовка первоосновы бытия; определенное видение жизненной судьбы человека — концепция безграничного круга перевоплощений души (сансара и закон кармы) и мысль о возможности и условиях осуществления человеческой свободы, которая способна преодолеть космический закон кармы.

Эти фундаментальные моральные идеи, впервые сформулированные в Ригведе и Упанишадах, пронизывают основные философские направления и школы Древней Индии. Сформировались шесть ортодоксальных, т.е. опирающихся на священное ведическое знание систем мировоззрения: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Все они, несмотря на расхождение, считаются равноправными в толковании истины, всех их объединяет ряд общих понятий и представлений.

 

Основные черты индийской философии. О них говорил современный индийский историк философии Д. М. Датта в статье «Вклад современной индийской философии в мировою философию» (1948) и другие философы:

1) опирается на универсальный опыт, включающий не только на рациональность (разум, мышление), но и чувственность, включая иррациональные способности человека;

2) практицизм – философия существует для жизни и потому философские идеи участвует во всех сферах- личных, общественных, международных;

3) религиозный характер индийской философии, особенно на первых этапах эволюции;

4) традиционализм (современная индийская философия верна онтологическим и нравственным основам Древней философии);

5) плюрализм – наличие многих сосуществующих школ (даршан) и течений. Если плюрализмом сегодня не удивить европейцев, то в индийской философии он традиционен, что свидетельствует о веротерпимости индусов, их высоким моральным качествам.

Среди этого многообразия выделяются 9 учений(школ) – даршан (с санскр. – видение, зрение, познавание…): веданта (последнее знание ) – наиболее влиятельное, но внутри неоднородное течение, миманса, йога, ньяя, санкья, вайшешика, чарвакка, и сугуборелигиозные буддизм и джайнизм. В этом перечне лишь три последних не признают авторитета вед, а чарвакка тяготеет к философскому материализму.

1.3 Основные идеи индийской философии.

- Признание субстанциального (сущностного) единства всех живых существ, ранговая невыделенность человека из животного мира. Действительно, в ведийских текстах, признанных всеми авторитетными индуистскими философскими системами, человек поставлен в один ряд с коровами, лошадьми, козами и овцами... Равенство зафиксировано самом известным высказывании Упанишад - «Та твам аси» («Ты есть то»), все вышли из единого Бога-творца Брахмана.

 

- Не выделяясь иерархично человек все же имеет собственное лицо, обладает качественными особенностями. Главное отличие человека от животных определилось лишь в классический период развития индийской философии. Оно состоит в том, что человек способен следовать дхарме («защита», «обязанность»)– моральному закону и мировому порядку («рита»). Следование человека дхарме выражается понятием «карма» («воздаяние») – воздаянием за добрые и злые дела.

Человек более других сущесв связан с Брахманом, соучаствует в поддержании миропорядка –распространении космической дхармы, с моральным состоянием населяющих космос существ.

- Трансцендентализм- знание людьми о Я-Брахмане, о связи Верховного богаБрахмана с индивидуальным "я", Атманом, их принципиальное (духовное) родство. Средневековому философу, комментатору Упанишад, основателю даршаны веданты Шанкаре (788-820) принадлежит высказывание: "Существование Брахмана известно на основании того, что он является „я" каждого. Ведь каждый осознает существование собственного „я" и никогда не думает: „Я не существую". Если бы существование „я" не было известно, всякий бы сказал „Я не существую". И это „Я" есть Брахман". Иначе, Бог, Атман-Брахман присутствует в каждом, каждый сущностно идентичен со всеми другими (гносеологическая вариация этой идеи у европейца Р.Декарта появится лишь в ХVII в.). Состояние сопричастности с Брахманом наз. «мокша» аналогично «спасению» в христианстве.

- Идея свободы - еще одно свойство человека. В отличие от европейцев, избавление от страданий означает не отречение от всех наслаждений, а от- «майи»-«колдовского обмана» - частной собственности, чувственных удовольствий и взлет к тайникам жизни, к размерности, целомудрию, терпению, щедрости к внутренней удовлетворенности. Дальнейшее развитие этой идеи связано с учением йоги (примерный перевод – «освобождение от страданий»). Особенность йогинов (основатель Патанджали) – система тренировок, медитации для контроля над деятельностью ума и сосредоточения внимания на боге Атмане-Брахмане для состояния просветления или нирваны.

В заключение отметим, что идеи о спиритуалистическом всеединстве мира, о внутреннем совершенствовании человека, об избавлении от страданий и др. поддерживали и современные философы Индии: Рамакришна (1834-1886), Свами Вивекананда (1863-1902), Ауробиндо Гхош (1872-1950), Махатма Ганди (1869-1948). премьер-министр Дж. Неру, С.Радхакришнан. Поэтому логичным завершением рассмотрения второго вопроса будут слова из «Дхамманады» (от «дхарма - совесть, мораль сьрнике изречений Будды…): «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве!»

Вывод. 1. Современная индийская философия верна онтологическим и нравственным основам древней философии (традиционализм), по-прежнему носит религиозный характер и опирается на универсальный опыт предков.

2. Плюрализм – наличие многих существующих школ (даршан) и практицизм, способствуют формированию веротерпимости индусов и использованию их личных знаний во всех сферах жизни общества.

II вопрос. Философия Древнего Китая и ее этическая направленность

2.1 Источники и периоды развитиякитайской философии.

Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) - Чжаньго (V-III вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (XI-I1I вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от первых философов даосизма, конфуцианства и авторов учения “Книги Перемен” (КП).

Основным теоретическим источником возникновения философии в Древнем Китае, подобно Ведам в Индии было собранное в бамбуковых свитках «Пятикнижие» («У цзин»): «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов» и летопись «Чунь цю» В этих книгах в форме гимнов, рассказов, легенд изложены мифологические представления древних китайцев о мире и человеке в нем.

б) Главной социально-политико- культурной предпосылкой возникновения и становления китайской философии можно признать традиционный уклад жизни, выражением которого был ритуал (китайские церемонии), обеспечивающий сохранение неустойчивого равновесия между категориями и слоями населения, кланами земельной аристократии. В этих условиях у части населения и появилась возможность теоретических размышлений о мире вцелом.

В историко-философской науке нет общепринятого критерия периодизации китайской философии. Периодизация осуществляется по различным основаниям.

В истории китайской философии условно можно выделить три периода: 1й - древняя философия (6-2 вв. до н.э.); 2й –средневековая философия Китая (200 до -1000 н.э.); 3й- новая (с 1000 до наших дней). Особенно плодотворным был первый период. Два последующих вялились развитием достигнутого в древности.

2.2 Особенности и основные идеи китайской философии.

1). Как и философии Индии, философии Китая присущ практический характер (пристальноевнимание к нравственным проблемам повседневному поведению).

2) Традиционализм.

3) Плюрализм школ и течений - шесть свободно развивавшихся и сосуществующих школ, главными их которых являются даосизм, конфуцианство, моизм, легисты.

4) Своеобразие китайской философии выражают ее натурфилософские представления:

1. На дуальном (а не монистическом) представлении о мироустройстве. Согласно этому взгляду все сущее возникло из хаоса – безличной космической неопределенности, упорядоченной двумя силами, обозначаемыми категориями «Ян» и «Инь». Ян олицетворяет собой духовное, легкое, активное, светлое, небесное мужское начало. Инь, напротив – женское олицетворение тьмы, пассивности, телесности. Очевидно такие представления свидетельство того, что в эпоху создания мифов в Китае господствовал патриархат. Оба первоначала возникают одновременно и существуют вечно. В столкновениях Ян и Инь создают устойчивые вещи, вплоть до порядка в семье и в государстве.

Кроме этих понятий «Пятикнижие» указывает еще пару категорий – «ци» и «ли». Ци (дыхание, энергия) – это эфирная жизненная основа мира в виде мельчайших частиц. Сгущаясь, они образуют тяжелые женские частицы – инь-ци, а воспаряя – легкие мужские – ян-ци. Понятие «Л и » (благопристойность) означает порядок, принцип, ритуал, которому подчиняется вещи. Взаимодействие четырех элементов порождает:

а) пять элементов природы: воду, землю, огонь, дерево и металл; Огонь – Почва – Металл – Вода – Дерево – Огонь. Цикл порождения следующий: огонь порождает почву (пепел), почва создает металл, металл производит воду (плавка, разжижение и испарение), вода питает дерево (растения нуждаются в воде), а дерево способствует жизни огня (горение).

б) пять естественных состояний: влагу, ветер, тепло, сухость и холод;

в) пять главных функций человека: мимику, речь, зрение, слух, мышление;

г) пять аффектов: заботу, страх, гнев, радость, созерцательность.

Эти натурфилософские представления, возникли в VI в. до н.э., неизменны и сейчас. Они представлены в быту (искусство фэн-шуй - средство активизации ци, активации и гармонизации жизни: зеркала, шары, музыка, каритны, мебель…), в китайской традиционной медицине, в гимнастике, в боевых искусствах.

«. Другое отличие натурфилософии Китая – в представлениях о цикличном характере развития Универсума. Непрерывный круговоротобеспечивают еще два важных понятия –образа –«Дао» и «Дэ». Дао (дословно –«путь») означает закон мироздания и смысл человеческой жизни. Дао символизирует единый путь развития всего сущего. Понятие «Дэ» - «добродетель» – это средство для Дао: моральные качества человека, помогающие ему не сбиться с пути.

2.3 Течения китайской философии. Даосизм. Наиболее примечательны и значимы в философском и в практическо- жизненном отношении для китайцев и человечества в целом –два течения китайской философии - даосизм и конфуцианство.

Основатель даосизма – наиболее философичной школы Китая был полулегендарный житель царства Лу Лао—цзы («учитель Лао», «старый ребенок» - по легенде мать его родила 81-летним) (579 – 499гг. до н.э.). Прослужив долгое время архивариусом в царстве Чжоу, по преданию Лао затем уехал на Запад, оставив на границе княжества рукопись в 5000 знаков, составивших основную часть книги «Дао дэ цзин» («Путь добродетели»). В этой книге Учитель Лао интерпретировал базовые понятия «Пятикнижия», прежде всего - Дао и Дэ. Суть интерпретации – попытка более детально объяснить механизм возникновения и исчезновения вещей. Так, согласно его учению, Дао следует понимать двояко – как вечное, невыразимое, не имеющее формы идеальное начало и возникшее из него втрое дао –сущность всех конкретных вещей и людей. Благодаря такому отличию философ решает вечные мировоззренческие проблемы: соотношения и связи материального и идеального, единства и многообразия мира, борьбы и гармонии мира. Дао, взаимосвязанное с дэ 9добродетелью) обеспечивает рождение и умирание.

Третьим по важности понятием даосизма является принцип «у вэй» (недеяние). Смысл его в том, что именно невмешательство в мировой порядок человека обеспечивает действие благой силы, гармонизирующей жизнь, прежде всего социальные отношения. Знание «у вэй» отличительная черта мудрости. Так, в одной из наставлений Лао- цзы отмечал, что «лучший правитель, не тот кого ненавидит или боится народ, а тот, присутствия которого не замечают». Воинские победы так же не улучшают правителя, ибо война противоречит дао. Прославлять себя победой – значит радоваться убийству людей. Человек обеспечивает вечность смирением, состраданием и бережливостью. «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен».

2.4 Более доступна и популярна для китайского народа философия конфуцианства, от имени ее основателя Кун фу-цзы (учитель Кун, а по латыни Конфуций, 551-479гг до н.э.). Конфуцианство есть олицетворение китайского пути в философии. Учитель Кун не оставил письменных источников, ибо вел По-преимуществу странствующий образ жизни, проводя время в беседах с учениками, иногда с правителями Китая. Ученики собрали высказывания своего учителя в кн. «Лунь юй» (беседы и суждения), которые многие китайцы знают наизусть.

Особенностью учения является не размышления над онтологическими или гносеологическими проблемами, а над вопросами нравтвенно-поведенческого характера. Дао интересует Конфуция как Путь человеческой жизни, а не космоса. Следовать Дао, могут лишь благородное меньшинство мужей, а не простолюдины – сяо-жэнь. Благородство определяется не происхождением, которое есть лишь внешняя предпосылка, а духовными качествами, которые человек должен воспитать в себе сам. Первейшее качество благородного мужа – жэнь – человеколюбие, уважение к другому, особенно к старшему по возрасту, по социальному положению. Наставление, как стать благородным мужем Конфуций выразил афоризмом, получившим в истории название «золотого правила Этики, а именно: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим». Большинство же мелких людей, сяо-жэнь, не следуют Дао, и следуют к беспорядку к хаосу в душе и в жизни.

Среди других этических постулатов конфуцианства отметим традиционализм: доверие к членам семьи, соблюдение заведенного порядка и верность ритуалам. «Правитель должен быть правителем, сановник - сановником, отец отцом, сын сыном». Во всем должна быть соразмерность, т.к. «середина есть точка, ближайшая к мудрости. Не дойти до нее – все-равно, что ее перейти». «Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок».

В социально-философском аспекте отметим консерватизм учения: образцом гос. устройства Конфуций считал патриархальную семью. Монарх должен заботиться о покорном ему народе, как отец о своих детях. Такая философия не могла не понравиться правителям Китая. В 555год у н.э. императорским указом в каждом городе в честь философа возвели храмы и стали приносить туда жертвоприношения, философия превратилась в нац. религию китайского народа.

В отл. от Конфуция ф-ф Мо-цзы считал, что Небо не имеет посредника (сына, императора): правитель должен тчтить свой народ (равенство). Еще один изв. Ф-ф Китая, Шан-Ян (IVв. дон.э.) возражал Кофуцию тем, что не мораль, а право, сила закона, не наследование власти, а выборность чиновников обеспечат порядок в Поднебесной.

О значении философии и культуры Востока метко высказался современный французский философ К.Л.Стросс в ст. «Раса и история»: «Запад, будучи господином машин, высказывает довольно элементарные познания в использовании такой превосходной машины, как человеческое тело. Восток в этой области, как и в области взаимоотношений физического и морального, опередил западный мир на несколько тысячелетий».

Вывод. Философия Китая нацелена преимущественно на взаимоотношения людей Востока, в которой доминирует житейская мудрость с ориентиром на сохранение устоев традиционного общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: