Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)




Образовательные технологии

Основными видами учебной работы при изучении дисциплины являются: лекции и практические занятия.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Перечень теоретических вопросов для контрольной работы студентов.

1. Психофизиология как наука.

2. Методы профессионального отбора и их практическое применение.

3. Методы психодиагностики профессионально важных качеств менеджеров.

4. Методы психофизиологии профессиональной деятельности и их использование в практике управления персоналом.

5. Профессиография как основа профессионального подбора и подготовки кадров.

6. Профессиональная пригодность человека, определение ее критериев и методы диагностики.

7. Принципы и методы профессионального отбора.

8. Труд как деятельность и как производственный фактор.

9. Труд как социальная система, его компоненты и социальные характеристики.

10. Психофизиологические характеристики труда.

11. Организм как физико-химическая система. Внутренняя среда организма.

12. Нервная система организма и ее строение.

13. Роль центральной нервной системы в регуляции физиологических функций в процессе труда.

14. Функции жизнеобеспечения человеческого организма в процессе трудовой деятельности.

15. Биомеханические основы трудовых действий и приемов.

16. Сущность понятия «рефлекс». Особенности условных и безусловных рефлексов.

17. Трудовые функции, выполняемые работниками в условиях современного производства.

18. Факторы, изменяющие физиологические функции в процессе трудовой деятельности.

19. Система «человек — коллектив — техника — производственная среда».

20. Основные этапы трудовой деятельности оператора.

21. Производственная среда и её элементы.

22. Понятие работоспособности человека и её динамика.

23. Производственное утомление, его виды и причины.

24. Основные пути повышения работоспособности на производстве.

25. Понятие тяжести труда. Факторы, влияющие на тяжесть труда.

26. Показатели, характеризующие категории тяжести работ (по материалам НИИ труда).

27. Напряженность труда в производственной деятельности человека.

28. Основные положения теории предметной деятельности.

29. Концепция содержательного и алгоритмического анализа деятельности.

30. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация.

31. Факторы, повышающие подверженность несчастным случаям и травмам на производстве.

32. Стресс и меры борьбы с ним.

33. Основные направления психофизиологического отбора.

34. Формы и методы производственного обучения.

35. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту.

36. Санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности в системе «человек— техника — производственная среда».

 

Тестовые вопросы для промежуточной аттестации

1. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на:

а) постоянные и переменные

б) полевые и лабораторные

в) наблюдаемые и управляемые

г) структурированные и неструктурированные

2. Основным недостатком метода наблюдения является:

а) пассивность и субъективизм

б) «гало-эффект»

в) необходимость классифицировать и описывать результаты наблюдения

г) эффект «снисходительности»

3. Осуществление эксперимента позволяет получить информацию, добыть которую другими методами:

а) возможно

б) невозможно

4. Описание и анализ профессионального поведения человека и его профессиональной биографии, развитие личности с начала формирования профессиональных намерений до ухода из профессиональной жизни является содержанием науки:

а) профессиографии

б) эргономики

в) профессиональной психологии

г) инженерной психологии

5. Рисуночные тесты, изобразительные методики, методики чернильных пятен относятся к классу тестов:

а) вербальных

б) интеллектуальных

в) проективных

г) мотивационных

6. Выявление глубоких черт личности, завуалированных или скрытых сторон характера, которые могут даже не осознаваться человеком, возможно путем использования психологических тестов, относящихся к классу:

а) вербальных

б) интеллектуальных

в) проективных

г) мотивационных

7. Тест Г.Роршаха (чернильные пятна) относится к классу методик:

а) проективных

б) интеллектуальных

в) профильных

г) тематических

8. Тест Кеттела (16 PF) относится к классу методик:

а) проективных

б) интеллектуальных

в) многомерных

г) математических

9. Выберите 4 физиологические методики, позволяющие измерить функциональное состояние центральной нервной системы:

а) рефлексометрия

б) кожно-гальваническая реакция (КГР)

в) тремометрия

г) эргография

д) координиметрия

е) электроэнцефалография

ж) определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ)

10. Выберите 4 физиологические методики, которые используют для исследования двигательного аппарата человека:

а) динамометрия

б) кожно-гальваническая реакция (КГР)

в) тремометрия

г) эргография

д) электрокардиография (ЭКГ)

е) электромиография

ж) адаптометрия

11. Выберите 4 физиологические методики, которые используют для исследования функций сердечно-сосудистой системы:

а) пульсометрия

б) адаптометрия

в) электрокардиография (ЭКГ)

г) электромиография

д) электроэнцефалография

е) сфигмоманометрия

ж) плетизмография

12. Возможность «объединить в одном лице рабочего, знающего профессиональную работу, и психолога, умеющего и желающего ее написать» дает:

а) метод наблюдения

б) метод интервью

в) метод деловых игр

г) трудовой метод

13. Функциональные средства труда – это:

а) техника, инструменты, оборудование

б) совокупность модулей, из которых состоит трудовой процесс

в) мысленные схемы, алгоритмы решения задач, мысленные эталоны – образцы результатов труда

14. В модели Дж. Холланда степень совместимости типа личности с профессиональной средой:

а) прямо пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами

б) обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами

15. Согласно теории Дж. Холланда, успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом зависят, в первую очередь, от:

а) соответствия типа личности требованиям профессии

б) соответствия типа личности типу профессиональной среды

в) соответствия типа личности функциям, выполняемым в процессе труда

16. Согласно модели Дж. Холланда, с художественным типом личности наиболее совместим:

а) социальный и предпринимательский типы среды

б) социальный и интеллектуальный типы среды

в) социальный и реалистический типы среды

г) конвенциональный и реалистический типы среды

17. Профессия инженера – конструктора относится к классу профессий:

а) гностических

б) преобразующих

в) изыскательских

18. Целями разработки профессиограмм могут быть (выберите 4 варианта):

а) профориентация, профконсультация и профотбор

б) рационализация труда

в) профессиональное обучение

г) изучение индивидуальных психологических характеристик сотрудников

д) проектирование социотехнических систем

е) внедрение новой техники и технологии

ж) формирование системы управления мотивацией труда

19. Диагностическое профессиографирование осуществляется с целью:

а) профориентации и профконсультации

б) профессионального отбора

в) определения причин низкой производительности труда, качества работы, аварийности, производственного травматизма

г) эргономического проектирования

20. Информационное профессиографирование осуществляется в целях:

а) деловой оценки персонала

б) профессионального обучения

в) профориентации, профконсультации

г) проектирования социотехнических систем

21. Акмеография определяет:

а) творческий потенциал человека

б) возможные достижения человеком собственных профессиональных вершин в избранном виде труда

в) профессионально важные качества, профиль профессии

г) факторы успешности трудовой карьеры человека

д) возможности профессиональных деформаций в трудовой карьере

22. Типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделенный на основании общности психологических требований к человеку – это:

а) психологическое требование профессии к человеку

б) психологический модуль

в) психологическая структура труда

г) внутренняя картина труда

23. Способность применять приобретенные знания и навыки в процессе работы – это:

а) профессионализм

б) квалификация

в) компетенция

г) профессионализация

24. Дальнейшее практическое использование теории и понятий, а также скрытые знания, приобретенные на опыте – это:

а) функциональная компетенция

б) когнитивная компетенция

в) личностная компетенция

г) этическая компетенция

25. Наличие определенных личностных и профессиональных ценностей, а также позитивного мировоззрения – это:

а) функциональная компетенция

б) когнитивная компетенция

в) личностная компетенция

г) этическая компетенция

26. Главными движущими силами профессионализации личности являются (выберите 3 варианта):

а) социально-экономические противоречия

б) внутриличностные противоречия

в) методы и принципы профессионального обучения

г) противоречия между личностью и внешними условиями

д) мотивы и смыслы профессиональной деятельности

е) характер и темперамент личности

27. Репрофессионализация – это процесс перехода личности:

а) от одной профессии к другой на основе уже приобретенных профессиональных и личностных качеств

б) от одной стадии профессионализации к другой

в) от активной трудовой деятельности на пенсию

г) в кардинально новую профессиональную сферу

28. Рост, исследование, утверждение, поддерживание, спад – эти 5 этапов профессиональной зрелости определены:

а) Е.А. Климовым

б) Дж. Сьюпером

в) Э.Ф. Зеером

г) В.Д. Шадриковым

29. Выберите название стадии профессионального становления личности (по Э.Ф. Зееру), пропущенной в этой цепочке: аморфная оптация – оптация – профессиональная подготовка – первичная профессионализация – вторичная профессионализация – профессиональное мастерство:

а) репрофессионализация

б) фаза интернала

в) наставничество

г) профессиональная адаптация

д) фаза авторитета

30. Этап утверждения по Дж. Сьюперу охватывает возрастной диапазон:

а) 14-25 лет

б) 25-44 года

в) 45-64 года

г) 65 лет и более

31. Условиями перехода человека на стадию профессионального мастерства и становления акме-профессионалов являются (выберите 2 варианта):

а) переход на вышестоящую должность

б) творческий потенциал работника

в) получение ученой степени

г) развитая потребность в саморазвитии и самореализации

д) высокий уровень профессиональной подготовки в учебном заведении

е) переход на стадию первичной профессионализации

32. Выберите слово, пропущенное в предложении: «Каждый этап или ступень профессионализма предъявляет …. требования к психологическим качествам человека – к мотивации, мышлению, памяти, моторике и др.»:

а) высокие

б) одинаково высокие

в) неодинаковые

33. Для того, чтобы жизненный цикл компетенции личности не перешел на стадию устаревания, необходимы 2 условия:

а) самообучение и тренинги

б) расширение или смена деятельности

в) постоянное развитие компетенции

г) ступенчатая карьера

34. Методы интенсификации обучения способствуют (выберите 2 варианта):

а) модуляции памяти

б) оптимальной мобилизации функциональных резервов головного мозга

в) интерференции навыков и знаний

г) повышению концентрации внимания

д) повышению мотивации обучающихся

35. Выберите 4 фактора эффективности профессиональной тренировки:

а) краткий, четкий, понятный инструктаж

б) постоянная обратная связь

в) разнообразие условий тренировки

г) стандартные условия тренировки

д) интерференция навыков

е) предотвращение интерференции навыков

ж) полный, подробный и понятный инструктаж

з) эпизодическая обратная связь

 

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы

1. Объект и предмет психофизиологии профессиональной деятельности.

2. Становление психофизиологии как комплексной науки.

3. Профессиональная пригодность и ее диагностика.

4. Особенности методов психофизиологических исследований.

5. Организм как физико-химическая система.

6. Внутренняя среда организма.

7. Методы профессионального отбора

8. Роль центральной нервной системы в регуляции физиологических функций в процессе труда.

9. Деятельность сердечно-сосудистой системы в процессе труда.

10. Сущность и значение дыхания для организма.

11. Классификация психических состояний в трудовой деятельности

12. Принципы и методы профессионального отбора.

13. Факторы, изменяющие физиологические функции в процессе трудовой деятельности.

14. Принципы психодиагностики.

15. Динамика физических и психических функций в процессе труда.

16. Влияние условий труда на работоспособность и здоровье работника.

17. Использование положений теории утомления при проектировании трудовых процессов.

18. Основные положения теории предметной деятельности.

19. Факторный анализ несчастных случаев и травматизма на производстве.

20. Профессиональные признаки трудовой деятельности.

21. Модульный подход в профессиографии.

22. Пути по обеспечению безопасности труда на производстве.

 

Примерная тематика курсовых работ

1. Методы психофизиологии профессиональной деятельности и их использование в практике управления персоналом.

2. Методы профессионального отбора и их практическое применение.

3. Методы психодиагностики профессионально важных качеств менеджеров.

4. Психофизиологические аспекты деловой оценки персонала.

5. Психические процессы и состояния: сущность и методы исследования.

6. Современные проблемы и перспективы развития психологии труда.

7. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности и его значение для практики управления человеческими ресурсами.

8. Профессиография как основа профессионального подбора и подготовки кадров.

9. Профессиональная пригодность человека, определение ее критериев и методы диагностики.

10. Принципы и методы профессионального отбора.

11. Профессионализация персонала и ее психофизиологические основы.

12. Психофизиологические механизмы формирования знаний, навыков и умений.

13. Прогрессивные методы профессионального обучения рабочих.

14. Современные методы профессионального обучения специалистов и менеджеров.

15. Трудовая адаптация персонала и ее психофизиологические аспекты.

16. Профессионализация и трудовая карьера.

17. Компетентностный подход в профессиональном обучении.

18. Психофизиологические основы и факторы работоспособности.

19. Пути и методы повышения работоспособности человека в процессе труда.

20. Адаптация человека к экстремальным условиям деятельности и ее психофизиологические факторы.

21. Влияние условий труда на работоспособность и здоровье человека.

22. Психофизиологические аспекты безопасности труда персонала.

23. Профессиональные риски и ошибки человека в процессе труда.

24. Методы повышения устойчивости организма к стрессу.

25. Психофизиологические функциональные состояния человека и методы их оптимизации.

26. Эмоции и их влияние на профессиональную деятельность человека.

27. Психофизиология памяти.

28. Память и ее роль в процессе профессионализации и трудовой деятельности.

29. Когнитивные процессы в профессиональной деятельности.

30. Психофизиология внимания.

31. Профессиональный стресс и методы его преодоления.

32. Психофизиологические аспекты организации труда.

33. Психофизиологические функциональные состояния как фактор эффективности и надежности человека в профессиональной деятельности.

34. Модульный подход в профессиографии.

35. Современные методы психофизиологического анализа профессиональной деятельности.

36. Физиологические и психологические рабочие нагрузки, их измерение и анализ.

37. Тяжесть труда и ее оценка.

38. Интенсивность труда и пути ее нормализации.

39. Оптимизация трудовых нагрузок и профилактика переутомления организма.

40. Распределение функций в системе «человек – техника - окружающая среда» и рабочая нагрузка.

41. Психофизиологическое обоснование трудовых нагрузок.

42. Психофизиологическое обоснование рациональных режимов труда и отдыха.

43. Эргономические требования к оптимизации системы «человек – техника – окружающая среда».

44. Психофизиологические аспекты стиля руководства группой.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Основная литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб, доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – 336с.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУ; Изд. центр «Академия», 2009. – 339с.

3. Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003. – 304с.

4. Носкова О.Г. Психология труда. Под ред. Е.А.Климова. – 4-е изд., М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 395с.

Дополнительная литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 492с.

2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие для студентов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 377с.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под. ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 342 с.

4. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова – СПб.: Питер, 2001. – 512с.

5. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: 4-е изд.: учебник. – СПб.: Питер, 2009. - 396с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: