ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в Российской Федерации отмечается заметное ухудшение состояние здоровья детей всех возрастных групп. Это явление отмечается в большинстве регионов страны.
Во множестве случаев, подростки даже не могут подозревать, из-за незнания данной темы, что с их физическим развитием что-то не так. Задумываться о данной проблеме дети и их родители начинают тогда, когда начинают проявляться первые проблемы со здоровьем.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения. Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, средняя продолжительность жизни и др.).
Для ознакомления людей с этой важной темой существует множество полезной литературы:
§
Архангельский В.И., Кириллов В.Ф. Гигиена и экология человека – М: - ГЭОТАР-Медиа, 2012 г.
- Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, – М, изд-воАкадемия, 2008 г.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель:
Образовательная - научиться правильно производить антропометрические измерения и оценивать полученные результаты.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть методы изучения физического развития подростков.
3. Разработать мультимедийное пособие для использования в практических целях.
Объект исследования: юноши 10 «Б» класса.
Предмет исследования: физическое развитие подростков.
Метод исследования: расчет индексов по антропометрическим данным подростков.!
Проблема: почему подростки имеют разное физическое развитие?!
Гипотеза: разное физическое развитие подростков связано с генетическими и социальными факторами.!
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Физическое развитие – это комплекс различных свойств организма, который определяет запас его физических сил и возможностей.
Физическое развитие детей
Обычно рассматриваются статичные (в спортивной медицине, антропологии)
и динамичные (в процессе онтогенеза) определения ФР:
ФР - комплекс морфофункциональных свойств организма, который определяет запас его физических сил.
ФР - процесс обусловленного возрастом изменения размеров тела,
телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детей.
ФР - динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства.
ФР генетически обусловленный процесс, но его реализация зависит от
условий внешней среды, потребностей и возможностей детского организма.
Критерии ФР - это объективные критерии индивидуальной и коллективной
оценки роста и развития детей. Составляют основу первичного контроля за
состоянием здоровья детской популяции.
Основными критериями ФР являются:
-масса тела;
- длина тела (рост);
- окружность головы;
- окружность грудной клетки;
- пропорциональность этих показателей.
Методы оценки физического развития
1. Антропометрия (педометрия) - оценка морфологических особенностей
тела; точные измерения на живых людях, с использованием точно
установленных антропометрических точек, стандартных методов,
инструментария.
Все исследования проводятся на раздетом ребенке, в положении по стойке
«смирно» (выпрямившись, подобрав живот, расправив плечи, пятки вместе,
носки врозь, голова в положении «горизонтали» = нижний край глазницы и
верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости); в
первую половину дня (к концу дня длина тела уменьшается на 1 -2 см в связи с 7
утолщением свода стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса
мускулатуры, а масса тела увеличивается на 1 кг).
2. Соматометрия – определение длинников, диаметров, окружностей и массы тела.
3. Соматоскопия (scopia-вижу) – осмотр и описание телосложения и
внешнего облика.
Проводится для получения общего впечатления о ФР обследуемого; носит
весьма субъективный характер и зависит от представлений и практического
опыта исследователя. Включает оценку опорно-двигательного аппарата,
определение степени жироотложения, степени полового созревания, состояния
кожных покровов, слизистых глаз и полости рта, зубную формулу.
Возможно определение выраженности жироотложения по толщине кожно-
жировой складки (колипер); пассивной массы тела (масса жира), активной
массы тела (за счет мышечной части);
4. Физиометрические показатели. Оценка функциональных показателей
(объемы дыхания, объем сердца, почек, печени и пр.).
5. Динамометрия – определение мышечной силы рук (сила сжатия кисти
руки) и становой силы посредством ручного и станового динамометров.
Описание метода процентильных (центильных, перцентильных) шкал.
Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних. Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении. Однако, как и метод сигмальных отклонений, метод центильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.