Планы семинарских занятий по дисциплине: Нарушение темпа речи и заикание




Планы семинарских занятий по дисциплине: Нарушение темпа речи и заикание

Семинарское занятие 1 (2ч.)

Тема: Определение заикание. Механизм возникновения заикания.

Цель. Закрепление и расширение знаний о заикании и механизмах возникновения данного речевого нарушения

План занятия.

1. Определение заикания как сложного психофизического нарушения.

2. Механизм заикания с позиций физиологического подхода.

3. Психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания.

4. Историю развития учения о заикании. Основные направления в терапии и коррекции заикания со времен древности до настоящего времени.

5. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся в зависимости от формы заикания.

6. Контрольная работа (по основным понятиям).

Методические рекомендации.

1. Повторить лекционный материал по тематике семинара.

2. Подготовить доклад по одному из вопросов, используя дополнительную литературу (не учебник).

3. Подготовить короткие устные сообщения по остальным вопроса.

Отчетность.

1. Текст доклада по выбранному вопросу.

2. Участие в обсуждении вопросов.

3. Контрольная работа

Рекомендуемая литература

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2001

2. Левина Р.Е. Заикание у детей. - М., 1975.

3. Логопедия/Под ред. Волковой Л.С. – М., 2007

4. Сикорский И.А. Заикание. - М., 2005

5. Хрестоматия по логопедии. В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селивёрстова - М.,1997.

6. Шкловский В.М. Заикание. - М.,1994.

 

Семинарское занятие 2 (2ч.)

Тема: Классификация форм заикания. Причины возникновения заикания. Симптоматика заикания. Особенности течения заикания.

Цель. Совершенствование знаний о невротической и неврозоподобной форме заикания, особенностях проявления, симптоматики и течения в зависимости от формы заикания.

План занятия.

  1. Этиология заикания.
  2. Судороги как основное проявление заикания.
  3. Характеристика типов течения заикания.
  4. Характеристика условий, влияющих на степень тяжести речевых судорог.
  5. Феномен фиксированности на своем дефекте при заикании.
  6. Биологические факторы, способствующие возникновению и развитию заикания.
  7. Роль социально-психологических факторов в возникновении заикания. Возможные виды психических травм.
  8. Влияние заикания на развитие игровой деятельности дошкольников.
  9. Личностные особенности заикающегося ребенка, формирующиеся в связи с возникновением речевого дефекта.

Методические рекомендации.

1. Повторить лекционный материал по тематике семинара.

2. В процессе подготовки к обсуждению предложенных вопросов использовать дополнительную литературу.

3. Заполнить сравнительную таблицу характеристик различных форм заикания.

Характеристика различных форм заикания

Показатели Невротическая форма заикания Неврозоподобная форма заикания Смешанная форма заикания
1. Речевая активность      
2. Локализация судорог      
3. Темп речи      
4. Звукопроизношение      
5. Выразительность речи      
6. Психомоторика (включая речевую)      
7. Раздувание крыльев носа во время речи      
8. Сопутствующие движения      
9. Фиксация на трудных звуках      
10. Течения заикания      
11. Дислексия, дисграфия, дискалькулия      
12. Целенаправленность в преодолении речевого дефекта      
13. Психотравмирующая ситуация      
14. Логофобия      
15. Усиленная фиксация на речи      
16. Психомоторное развитие      
17. Развитие навыков самообслуживания      
18. Леворукость      
19. Речевая патология у близких родственников      
20. Сроки и обстоятельства появления заикания      
21. Акцентуации личности      
22. Интеллект      

Отчетность.

1. Заполненная предлагаемая выше таблица.

2. Сообщение по предлагаемым вопросам.

3. Участие в обсуждении вопросов.

Рекомендуемая литература:

1. Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Фрейдин Ю.Л. Некоторые вопро­сы клинической классификации заикания //Дефектология. 1988, № I.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2001

3. Заикание./Под ред. Н.А. Власовой, К.-П.Беккера. М., 1983.

4. Левина Р.Е. Заикание у детей. - М., 1975.

5. Логопедия/Под ред. Волковой Л.С. – М., 2007

6. Методическое наследие. В 5 книгах. Заикание – М, 2005

7. Хрестоматия по логопедии. В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селивёрстова - М.,1997.

8. Шкловский В.М. Заикание. - М.,1994.

 

Семинарское занятие № 3 (2ч.)

Тема: Обследование, дифференциальная диагностика

Цель. Совершенствование знаний о невротической и неврозоподобной форме заикания, их отличительных признаках, устанавливаемых в процессе логопедического обследования.

План занятия.

1. Особенности сбора анамнестических данных при заикании. Анализ медицинской документации.

2. Психические процессы и личностные особенности заикающегося в психолого-педагогической характеристике ребенка.

3. Изучение моторной сферы развития как одного из параметров дифференциальной диагностики при заикании.

4. Обследование фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи и обоснование наличия данного блока в обследовании заикающегося.

5. Специфический диагностический блок в исследовании речевой функции человека, страдающего заиканием, направленный на характеристику формы заикания.

6. Логопедическое заключение как основа разработки плана коррекционной работы при заикании.

7. Анализ примеров невротической и неврозоподобной форм заикания.

Методические рекомендации.

1. Повторить лекционный материал по тематике семинара.

2. В процессе подготовки к обсуждению предложенных вопросов использовать дополнительную литературу.

Отчетность.

1. Диагностический комплекс методик по обследованию заикающегося ребёнка.

2. Список вопросов для беседы с родителями заикающегося ребенка при обследовании.

3. Логопедическое заключение по предложенному примеру.

Рекомендуемая литература.

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2001

2. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заиканияв условиях стационара. Сост.: Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Оганесян В.Г. – М, 1980

3. Левина Р.Е. Заикание у детей. - М., 1975.

4. Логопедия/Под ред. Волковой Л.С. – М., 2007

5. Сикорский И.А. Заикание. - М., 2005

6. Хрестоматия по логопедии. В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селивёрстова - М.,1997.

7. Шкловский В.М. Заикание. - М.,1994.

Семинарское занятие 4 (4ч.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: