ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра теории организации и систем управления
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
______________ Левицкий М.Л.
«_____» _____________ 20___ г.
ПРОГРАММА И ЗАДАНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Студентов
Экономического факультета
специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление»
Форма обучения – экстернат
Москва – 2011 г.
Программа производственной практики обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории организации и систем управления, протокол № ____ от «____»_______20___ г.
Составитель – профессор, к.э.н., доцент В.Б. Ременников.
Заведующий кафедрой – профессор, к.э.н., доцент В.Б. Ременников.
I. Общие положения
Учебным планом специальности 080504.65– «Государственное и муниципальное управление» предусмотрено прохождение каждым студентом 2 (двух) производственных практик. Студенты-экстерны проходят производственную практику по месту работы. Первая производственная практика – после 3 курса, вторая – после 4 курса. При этом производственная практика №2 является продолжением первой.
Настоящий документ содержит соответствующие задания, которые необходимо выполнить во время каждой из них.
Цель производственной практики
Производственная практика является важным этапом подготовки специалистов в области Государственного и муниципального управления.
Ее целью является закрепление теоретических знаний, полученных в процессе самостоятельного освоения экстернами учебного материала, а также приобретение практических навыков и умений в области выполнения функций государственного/муниципального управления в конкретной организации.
1.2. Основные задачи практики:
· Выяснение основных целей деятельности организации, потребителей ее социальных услуг или выполняемых функций;
· ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу организации;
· изучение организационной структуры и распределения функций между подразделениями и работниками;
· определение основных показателей и анализ эффективности работы организации;
· анализ технологии выполнения наиболее типичных функций и операций;
· сбор материалов для выполнения курсовых и дипломных работ.
Порядок составления и оформления отчета
По окончании каждой производственной практики студенты составляют письменные отчеты. Отчет может быть проверен и подписан руководителем практики от организации. Он должен отражать результаты самостоятельной работы студента и полностью соответствовать полученному заданию.
Отчет представляет собой печатный текст объемом 10 – 15 страниц (формат А-4), размер шрифта Times New Roman № 14, интервал – 1,5.
При составлении отчета необходимо соблюдать следующий порядок размещения материалов:
· титульный лист (приложение 1);
· основные разделы отчета;
· список использованных источников;
· приложения.
Нумерация страниц отчета ведется арабскими цифрами вверху и проводится по всему тексту, включая приложения (таблицы, схемы, графики, диаграммы и др.).
Приложения также должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение 1,2 и т.д.». Оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.
II. Задания производственной практики № 1
Задание 1. Общая характеристика организации (базы практики)
Вопросы для самостоятельного анализа
1. Дайте характеристику конкретной организации, кратко опишите ее историю и место в системе государственного (муниципального) управления. Определите цели и виды ее деятельности, организационно-правовую форму, оказываемые услуги или выполняемые работы (функции).
2. Назовите основные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу организации и ее подразделений.
3. Проанализируйте систему управления данной организацией, составьте схему структуры управления.
4. Определите основные структурные подразделения и проанализируйте выполняемые ими функции и полномочия.
5. Опишите технологию выполнения основных функций, ее влияние на профессиональные и квалификационные требования к персоналу.
6. Проанализируйте основные показатели эффективности работы данной организации (за последние 3-5 лет).
Здесь целесообразно широко использовать графические средства представления информации: графики, диаграммы, схемы, а также таблицы. Так, например, для анализа нормативных документов, регламентирующих работу организации, можно использовать табл. 1.1.
Таблица 1.1.
Состав регламентирующей документации_______________________
(наименование организации)
№ п\п | Структурное подразделение | Наименование документа, регламентирующего деятельность | Год утверждения документа | Цель (задачи) деятельности подразделения | Численность работающих в подразделении |
А результаты анализа распределения функций и полномочий в системе управления целесообразно представить в виде функциональной матрицы.
Функциональная матрица представляет собой таблицу, в которой перечень выполняемых функций (работ) сопоставляется с номенклатурой структурных подразделений (должностей). На пересечении (в клетках матрицы) проставляются определенные условные обозначения, соответствующие полномочиям данного подразделения (должности) в решении указанного вопроса. Примерная форма функциональной матрицы представлена в табл. 1.2.
Таблица 1.2.
Функциональная матрица распределения полномочий
№ п/п | Функции управления | Наименование структурных подразделений (должностей) | |||||||
… | |||||||||
… | n |
Условные обозначения:
О – отвечает за выполнение данной работы, обобщает результаты и формирует окончательный документ (письмо, приказ, распоряжение, отчет и др. документы);
П – представляет предложения, исходные данные, информацию и др. материалы, необходимые для выполнения данной работы;
С – участвует в обсуждении, подготовке данного вопроса, дает заключение, согласовывает (визирует) подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе его подготовки;
Р – принимает решение (подписывает документ);
В – непосредственно выполняет принятое решение;
К – контролирует исполнение решения (работы) и его результаты.
При необходимости можно использовать и другие условные обозначения.
Задание 2. Анализ социально-демографической структуры коллектива организации
Вопросы для самостоятельного анализа
1. Охарактеризуйте персонал организации, его количественный состав и социально-демографическую структуру (соотношение работников по возрасту, полу, уровню образования, основным профессиям и должностям).
2. Оцените соответствие количественных и качественных характеристик персонала выполняемым работам, целям организации и перспективам ее развития.
3. Определите, являются ли работники данной организации государственными или муниципальными служащими. Перечислите их категории, виды занимаемых должностей, права и обязанности.
4. Опишите требования, предъявляемые к уровню квалификации персонала.
5. Оцените практику конкурсного замещения вакантных должностей и формирования кадрового резерва.
6. Опишите правовую базу, методику и практику проведения аттестации кадров государственных (муниципальных) служащих; оцените ее эффективность.
При выполнении этого задания необходимо использовать таблицы и различные виды диаграмм (круговые, столбчатые и т.д.), позволяющие наглядно представить социально-демографическую структуру трудового коллектива.
В этом разделе отчета должны также содержаться сведения, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Результаты аттестации сотрудников ____________________________
(наименование организации)
проведенной в _________году
Должность руководителя или специалиста | Количество аттестуемых | Из них | Внесено рекомендаций по результатам аттестации | ||
Соответствуют занимаемой должности | Не соответствуют занимаемой должности | ||||
безусловно | условно | ||||