Реализация и защита политических прав и свобод




Введение

 

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила новую концепцию прав и свобод человека и гражданина, согласно которой гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Содержащиеся в ней принципы и нормы значительно расширяют круг прав и свобод с учетом конституционного опыта цивилизованных государств и содержания международно-правовых актов о правах человека.

В Концепции развития России до 2020 г. в качестве одного из целевых ориентиров указано следующее: «Будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на … поддержание социальной справедливости».

Статья 1 Конституции РФ определяет, что Российская Федерация есть государство правовое и демократическое. В демократическом государстве должны обеспечиваться политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей), а также возможности в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, политическом плюрализме, свободе прессы и т.д.

Все изложенное свидетельствует о высокой степени актуальности избранной темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос политических прав и свобод человека в современной России в настоящее время находится в центре внимания отечественных правоведов. Так, можно указать на работы С.С. Алексеева, В.М. Жуйкова, В.Л. Казакова, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, В.П. Малахова, М.Н. Мальцева, Н.В. Папичева и многих других авторов. Однако актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.

Целью настоящей курсовой работы является исследование политических прав и свобод личности в современной России.

Объектом исследования является совокупность политических прав и свобод личности в РФ.

Предмет исследования - правовые нормы, закрепляющие политические права и свободы личности в РФ.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

). охарактеризовать правовой статус личности в Конституции 1993 г.;

). изучить историю политических прав граждан в России;

). проанализировать систему политических прав и свобод;

). раскрыть содержание политических прав и свобод;

5). проанализировать проблемы реализации и защиты политических прав и свобод в современной России.

Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, пять глав, заключение, список литературы.

 


1. Правовой статус личности в Конституции 1993 г

 

Термин «правовой статус» (либо его синоним - «правовое положение») широко применяется в правовой теории и нормативно-правовых актах. Он употребляется как по отношению к физическим, так и к юридическим лицам, органам государственной власти, субъектам Федерации и т.д. Вместе с тем не существует единого понимания данного термина и его содержания. Многие авторы отождествляют правовой статус с правами, свободами и обязанностями субъекта, другие считают его более широким понятием. Так, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов определяют конституционно-правовой статус человека и гражданина как систему прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных Конституцией. Аналогичной точки зрения придерживается и Е.А. Лукашева.

Определимся с терминами: человек и гражданин. Правовое положение человека в государстве обусловлено прежде всего естественным правом, т.е. теми правами, которые присущи ему от природы, независимо от того, является он гражданином или нет (к примеру, ст. 20 Конституции РФ «Каждый имеет право на жизнь», ст. 22 Конституции РФ «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» и др.). Права гражданина определяются только теми правами, которые закрепляются за ним по признаку принадлежности к конкретному государству (например, ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей», ч. 1 ст. 61: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству» и др.).

В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права. Подобное неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус. Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством (см. схему 1 в приложении к настоящей работе).

Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле.

В современной России сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и других важнейших законодательных актах. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других факторов.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Правовой статус - часть, элемент общества. В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность его сложная и богатая.

Важно отметить, что и сегодня нельзя говорить о полной социальной гармонии и соблюдении прав личности в развитых государствах, даже с демократическим устройством. Значительная часть населения этих стран лишена возможности реализовывать свои способности и знания. Люди часто не имеют самых необходимых условий для жизни и работы. Закрепленные в законах принципы равенства, братства, свободы на деле оказываются правами экономически и политически господствующих социальных слоев. Только имущая часть общества является действительно свободной. Не имеющий капитала простой труженик имеет иной правовой статус. Его юридическая свобода означает единственную возможность - продавать свою рабочую силу. Хотя на рынке рабочей силы встречаются свободные и юридически равноправные личности (капиталист и рабочий), степень свободы последнего значительно меньше. Либо рабочий соглашается выполнять работу за соответствующую плату, либо он остается безработным и, получая от государства пособие по безработице, будет лишь существовать.

Для современного юридического статуса личности (а именно - его реализации на практике) в Российской Федерации пока еще характерны такие особенности, как неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность. Правовой статус индивида существенно дестабилизируется в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, сложная криминогенная обстановка, экологические и технологические катастрофы, не всегда разумные методы проведения реформ и т.д. На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственно-психологические факторы - потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.

Однако есть и позитивные тенденции характеризующие изменения в правовом статусе личности в современной России. Они таковы. Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и другие важнейшие акты). Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности. В-третьих, правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма. В-четвертых, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным. В-пятых, меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость. В-шестых, сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.

Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому, по моему мнению, важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения».

Виды правового статуса.

Различают: а) общий, или конституционный, статус гражданина; б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; е) статус граждан, находящихся за рубежом; ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.; з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны. Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. «Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности». Индивидуальный правовой статус динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

Сегодня права человека необратимо утвердились как базовая ценность и как фундаментальная философия современного миропорядка. Современные представления о содержании неотъемлемых прав и свобод человека отражают интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением имевших место в прошлом различных форм угнетения людей. Политической и правовой наукой ныне в качестве неотъемлемых признается широкий комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека.

Совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих правовой статус человека и гражданина в РФ, образует институт конституционного права РФ, функционирование которого определяется основными постулатами (принципами). Принципы данного правового института можно изложить в следующем логическом порядке:

. Он вытекает из естественного права (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»).

. Он основывается на общепринятых принципах и нормах международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ). В концентрированном виде гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека изложены во Всеобщей декларации прав человека. Декларацию дополняют еще четыре документа ООН, придающие ей юридическую силу: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу 3 января 1976 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (действует с 23 марта 1976 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.) и два факультативных протокола к последнему. Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный билль о правах человека.

Первостепенное значение Международных пактов о правах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека и относящихся к различным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Международным сообществом под эгидой ООН принимаются специальные конвенции.

К важнейшим региональным международным актам относят Европейскую конвенцию о правах человека и основных свободах, участниками которой стали государства-участники Совета Европы.

Указанные и не вошедшие в данный перечень международно-правовые акты послужили основой для соответствующей главы (глава 2) в Конституции РФ. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры признаются составной частью российской правовой системы.

. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (см. ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

. Права и свободы человека и гражданина ограничиваются их обязанностями при соблюдении между ними баланса. Нормативный перекос в сторону расширения прав и свобод может вызвать хаос. Доминирование обязанностей неизбежно приводит к полицейскому государству и диктатуре.

Под конституционными обязанностями следует понимать не только обязанности гражданина РФ, но и лиц, не имеющих гражданства РФ (например, платить налоги, сохранять природу), хотя ряд обязанностей возлагаются только на граждан России (например, защищать Отечество и др.). Подробное рассмотрение конституционных обязанностей человека и гражданина выходит за рамки исследуемой темы. Здесь же только назовем их: а) соблюдение Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); б) уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Данная обязанность одновременно является и принципом института прав и свобод; в) забота о детях и нетрудоспособных родителях (чч. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ); г) получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ); д) забота о памятниках истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ); е) уплата налогов и сборов (ст. 57 Конституции РФ); ж) сохранение природы и окружающей среды (ст. 58 Конституции РФ); з) защита Отечества (ст. 59 Конституции РФ).

. Границы прав и свобод могут быть определены только законом (ч. 3 ст. 55, ст. 64 Конституции РФ). Следовательно, ограничить человека и гражданина в его правах и свободах можно лишь посредством федеральных законов или в порядке, предусмотренном в самой Конституции РФ, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как видим, оснований предостаточно, причем некоторые носят довольно абстрактный характер, что дает повод для их двусмысленного толкования и даже для злоупотреблений. Однако, предполагая, что опасность необоснованного ограничения прав и свобод личности обычно исходит от исполнительной власти, Конституция РФ позволяет производить ограничения только посредством федеральных законов, принимаемых представительными органами государственной власти, или Конституции РФ, которая принята народом.

Развитие общества приводит к тому, что все чаще государству во имя общих интересов приходится применять указанный принцип. В частности, в ст. 56 Конституции РФ предусмотрены подобные ограничения для обеспечения безопасности граждан и конституционного строя в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, эпизоотии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и т.д.), которое вводит на основании ст. 88 Конституции РФ Президент РФ с незамедлительным сообщением об этом в Совет Федерации РФ и Государственную Думу РФ. Чрезвычайное положение вводится либо на всей территории РФ, либо в отдельных ее местностях. Порядок введения чрезвычайного положения указан в специальном законе.

Часть 3 ст. 56 Конституции РФ перечисляет защищенные права и свободы, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению.

В порядке, предусмотренном ст. 88 Конституции РФ, Президент РФ может вводить военное положение на всей территории или части территории РФ с незамедлительным уведомлением об этом Совета Федерации и Государственной Думы. Диспозиция ст. 88 предусматривает, что процедура объявления военного положения (в случае агрессии против Российской Федерации) регулируется специальным законом.

. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Они определяют смысл, содержание и применение законов и других нормативных актов на территории РФ, определяют деятельность всех государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ).

Права и свободы личности основываются на их гарантированности. Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Общей формой защиты прав и свобод личности в России является сама Конституция РФ, которая в ст. 2 объявляет их наивысшей ценностью и относит к основам конституционного строя.

Кроме того, имеются и другие конституционные гарантии:

. Государственная защита.

. Международная защита.

. Самозащита.

Итак, новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека - таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции РФ и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы.

 


2. История политических прав граждан в России

 

В России процесс становления и развития института прав и свобод человека прошел весьма сложный исторический путь. Сам термин «права человека» прижился в политико-правовом лексиконе российской интеллигенции только в конце XIX - начале XX веков. Государственно-политическая практика и культура, монархическая форма правления, крепостное право, правовой нигилизм и многое другое в значительной степени тормозили становление прав человека в нашем государстве.

Для России права человека в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин по сравнению с любой даже неевропейской страной - дело более сложное. Наблюдалось доминирование государственной власти, ограничения всяких других попыток самодеятельности. Общество находилось под жестким налоговым бременем, как следствие этого - слабое развитие городов, предпринимательства, бедность, зыбкость собственности, консерватизм культурных ценностей и неразвитость политической системы. Однако идеи прав и свобод человека, несомненно, присутствовали в истории и сопровождали российскую действительность.

В России в XVIII в. крепостнические общественные отношения были основательно потрясены крестьянской войной под руководством Емельяна Пугачева 1773 - 1775 гг. Это крестьянское движение показало, насколько велик потенциал народных масс к социально-политическому творчеству, к формулированию прав и свобод личности. Крестьянская война в России, как и войны в Западной Европе, стихийно отразила потребность в изменении общественных условий существования крестьянства и работных людей.

В XIX в. наиболее значительным до отмены крепостного права было вооруженное выступление декабристов в 1825 г. Это была попытка изменить общественное и политическое устройство России на основе утверждения прав человека. В Уставе Союза благоденствия говорилось: «Союз старается также укрощать и искоренять властолюбие и презрение прав человеческих... и убедить всякого в истине, что общее благо народа требует непременно частного и что каждый человек, какого бы он сословия ни был, вправе им пользоваться». В целом вся система прав и свобод, провозглашенных в таких странах, как Англия, Франция, США, признавалась всеми участниками декабристского движения, поэтому и в основе вооруженного выступления лежало правовое основание. Абсолютное самодержавие и крепостное право подлежали немедленному уничтожению, поскольку посягали на права человека.

Конституционные проекты П.И. Пестеля подробно определяли права человека. Убежденный республиканец П.И. Пестель предлагал введение всеобщего избирательного права для мужского населения без какого-либо ценза с 21 года.

Декабристам не удалось уничтожить крепостничество и абсолютизм, но в последующие десятилетия после разгрома декабристского движения права человека не позволили замолчать два идейных направления: западники и славянофилы. П.Я. Чаадаев, к примеру, оценил состояние России как состояние застоя и одиночества среди развивающихся государств Западной Европы. В социальном плане мысль П.Я. Чаадаева была сосредоточена на необходимости уничтожения крепостного права как факта, когда одна часть населения владеет другой.

Славянофилы глубоко понимали различия гражданского общества и государства. Положение личности определялось состоянием и уровнем развития общественной жизни. Личность в России для славянофилов была прежде всего личностью крестьянина, который как труженик имел свою этику, свою духовную жизнь, свое человеческое достоинство. По их мнению, из прав личности в общественной жизни прежде всего следовало утвердить свободу слова.

В определенной мере правота западников в споре со славянофилами выявилась в том, что реформы 60-х гг. XIX в. открыли дорогу личным правам. Вместе с тем широкого утверждения политических прав личности не произошло, что сказалось на революционных событиях в начале XX в. в стране.

Таким образом, в XIX в. сформировалось первое поколение прав человека. Таковым стали традиционные либеральные ценности, сформулированные в процессе буржуазных революций, а затем конкретизированные в законодательстве демократических государств: свобода слова, совести и религии, право каждого гражданина на участие в государственных делах, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других.

В условиях революции 17 октября 1905 г. император Николай 2-й издал Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Он впервые провозглашал «незыблемые основы гражданской свободы» (неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов). В соответствии с Манифестом в 1906 г. были приняты законы о выборах в Государственную Думу и о создании Государственного Совета, а также Свод основных государственных законов. Это были первые отчётливо выраженные конституционные документы России. Манифест 1905 г. и законы 1906 г. положили начало конституционному развитию страны, в общем, и развитию политических прав и свобод граждан в частности. Был создан парламент, стали действовать политические партии. Вместе с тем, Основные законы по-прежнему устанавливали, что «императору … принадлежит верховная самодержавная власть», повиноваться его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает (ст. 4). Статья 9 гласила, что император «утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения».

Для России в отличие от других стран вопрос о правах человека не был разрешен на уровне политических и ряда личных прав ни в революции 1905 - 1907 гг., ни в период Февральской революции. В указанный период деятелями I Государственной Думы, крупными юристами Л.И. Петражицким и П.И. Новгородцевым был внесен серьезный вклад в теоретическую разработку национального законодательства.

Л.И. Петражицкий был одним из инициаторов и членов комиссии по разработке Законопроекта «Об обеспечении действительной неприкосновенности личности». Он считал, что «нельзя задерживать столь важный, сколь и необходимый акт, как закон о неприкосновенности личности, связывая с ним весьма обширную законодательную работу, как пересмотр судебных уставов. Это дело особого законодательного проекта, которое мы тоже надеемся взять в свои руки». Разделяя буржуазно-демократические идеи прав и свобод, Л.И. Петражицкий выступил в Думе основным докладчиком по предложению о признании за женщинами политических прав. Л.И. Петражицкий указывал на необходимость равноправия инородцев.

В целом русская юридическая мысль, направленная на развитие и охрану прав человека, находилась на уровне общих прогрессивных стремлений современников.

Начало созданию тоталитарного конституционного права было положено декретами Октября - актами первого Советского правительства. Первым актом победившей в Октябре 1917 г. Социалистической революции был Декрет о власти. В середине 1918 г. Всероссийский съезд Советов принял первую в истории страны Конституцию Российской Федеративной Советской Республики. Она провозгласила Россию республикой Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (ст. 1). Была провозглашена диктатура пролетариата (в союзе с беднейшим, а затем - со всем крестьянством). Основной задачей провозглашалось уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победа социализма во всех странах (ст. 3). Также было постановлено, что «эксплуататорам не должно быть места ни в одном из органов власти» (ст. 7). Политические права и свободы (свобода слова, собраний, объединения и др.) предоставлялось только трудящимся. Активного и пассивного избирательного права были лишены лица, прибегающие к наёмному труду в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала и др.); частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи, служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, охранного отделения, жандармерии, члены царствовавшего дома; осуждённые за корыстные и порочащие преступления; умалишённые.

В 1924 г. Съезд Советов СССР принял первую Конституцию СССР, а Конституция РСФСР 1918 г. заменялась Конституцией 1925 г. Последняя строилась в соответствии с союзной Конституцией, но сохраняла принципы, заложенные в «ленинской» Конституции 1918 г. Сохранялись и прежние методы «классовой борьбы».

Переломным моментом в развитии советского конституционного (государственного) права стал 1936 г. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, в руках которого к тому времени сосредоточилась огромная власть, заявил, что социализм в СССР победил. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, отражавшая эту установку. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. была принята Конституция РСФСР 1937 г. В соответствии с Конституцией 1936 г. (а отчасти ещё до её принятия и принятия Конституции РСФСР 1937 г.) всем гражданам были предоставлены избирательные и другие политические права, провозглашено равноправие. Были установлены равные основы для представительства в советах городского и сельского населения, преимущества для рабочего класса в этой части были отменены. Демократизация же политического строя имела, однако, преимущественно внешний характер.

Конституция и жизнь резко и сразу разошлись. Противоречия между словом и делом стали характерны для общественно-политической жизни в целом. Февральско-мартовский (1937 г.)

Пленум ЦК ВКП(б) принимает решение о развертывании внутрипартийной и советской демократии и тут же - постановление по докладу Сталина, где акцент сделан на якобы широком вредительстве и необходимости репрессий. На этом пленуме Сталин в развернутом виде формулирует свой вывод о постоянном обострении классовой борьбы по мере успехов социализма.

Подготовка, обсуждение и принятие Конституции, выборы в Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, в местные Советы - вся эта большая работа в 1935-1939 гг. проходила под трагический аккомпанемент фальсифицированных политических процессов и самоубийств видных деятелей партии, пришедших к последней черте в отношениях со сталинщиной.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР и в соответствии с ней - Конституция РСФСР 1978 г. Они внесли некоторые изменения в регулирование экономической и политической систем общества, правового статуса личности. Конституция 1977 г. перенесла главу о правах и обязанностях граждан в первую часть текста, чем подчёркивалось значение этих положений в новой обстановке. Однако по-прежнему права гражданам (особенно политические) предоставлялись только в целях укрепления социалистической системы и строительства коммунизма. Использование их по иному назначению признавалось правонарушением с вытекающими отсюда суровыми наказаниями (например, за антисоветскую пропаганду и агитацию).

С конца 1980-х гг. в СССР начался процесс реформ (перестройка). В Конституцию РСФСР 1978 г. в 1988 и 1990 гг. были внесены поправки, многие существенные изменения в обществе проводились законами и иными актами. В сфере политических прав и свобод было разрешено создание других партий, создана относительно свободная пресса, допущен идеологический плюрализм, перестали выносится суровые приговоры за антисоветские высказывания, а затем соответствующие статьи были вообще исключены из уголовного законодательства.

После принятия Конституции РФ 1993 г., закрепившей права человека на основе общечеловеческих ценностей и общих принципов международного права, каждый гражданин Российской Федерации стал обладать широким спектром политических прав и свобод, о чем подробно уже было сказано выше.

Итак, в России развитие политических прав граждан прошло три периода и находится на четвёртом:

). создание предпосылок политических прав граждан (до Октябрьской социалистической революции 1917 г.);

). действие тоталитарного социалистического конституционного (государственного) права (1917 г. - конец 1980-х гг.);

). процесс демонтажа тоталитарного права и перехода к демократическому конституционному праву (конец 1980-х гг. - 1993 г.);

). создание современного института политических прав граждан на основе Конституции РФ 1993 г.


3. Система политических прав и свобод

 

Для исследования системы политических прав и свобод, прежде всего, определим место названных прав и свобод среди всех иных прав и свобод в целом.

Классификация прав и свобод человека и гражданина допускается в науке конституционного права. В самой Конституции РФ разделения прав и свобод на группы по каким-либо критериям нет. Подобная классификация носит условный характер и преследует цель помочь глубже усвоить соответствующий конституционно-правовой институт и понять его целостность. Тем более, что одни и те же права и свободы могут относиться сразу к нескольким группам (например, право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства можно отнести как к личным, так и политическим правам). Систематизация прав и свобод по группам полностью исключает доминирование одного (одних) права (прав) и свободы (свобод) над другим (другими), что закрепляется диспозицией ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина...».

По общему правилу, классификация прав и свобод человека и гражданина возможна на основе определенных признаков (критериев) и всегда условна. Так, в зависимости от субъектов их делят на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Объем или набор последних Уже первого.

В зависимости от вида субъекта: на индивидуальные и групповые (коллективные).

По их генезису - на естественные (прирожденные) и производные от них (сформулированные в международных пак<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: