Перспективы развития состояния транспорта в Российской Федерации




С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост показателей деятельности транспортного комплекса.

По прогнозу до 2018 года, объем коммерческих перевозок составит 3680млн. т., что в процентном соотношении составляет 100,5% по отношению к 2014 году. Коммерческий грузооборот возрастет до 2605,3млрд. т-км., 102,6% к 2014 году. А пассажирооборот составит 527,3млрд. пасс.-км, только 97% к 2014 году.

Рисунок 1.17 – Основные прогнозные показатели развития транспортного комплекса России (2015-2018 гг.)

Источник – Минэкономразвития РФ. [13]

Исходя из данных, представленных на рисунке 1.17, можно сделать следующие выводы:

· наибольшее увеличение прогнозируется по объему коммерческих перевозок (148,3 млн. тонн);

· наименьшее увеличение прогнозируется по пассажирообороту (7,7 млрд. пасс-км).

Долгосрочный прогноз транспортного комплекса до 2030 года представлен тремя вариантами:

1 вариант (консервативный сценарий) – направлен на преодоление в основном сложившихся «узких мест» в развитии транспортной инфраструктуры и характеризуется относительно недостаточным уровнем инвестиций. Среднегодовые темпы роста грузооборота будут отставать от роста ВВП.

2 вариант (инновационный сценарий) – характеризуется интенсивным развитием транспортной системы и преодолением основных «узких мест» к 2020 году в сочетании с запуском новых высокотехнологичных транспортных проектов.

3 вариант (форсированный сценарий) – характеризуется опережающим развитием транспортной инфраструктуры уже до 2020 года. В данном варианте реализация крупных инфраструктурных проектов возможна уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Рассмотрим прогноз по грузовым и пассажирским перевозкам в перспективе до 2030 года.

Таблица 1.18 – Основные прогнозные показатели коммерческих грузоперевозок и пассажирооборота по видам транспорта до 2030 года.

Виды транспорта     2020г. (прогноз) 2030г. (прогноз) 2020/2015, % 2030/2015, %
1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.
Коммерческие перевозки грузов, млн. т.: 2618,5         181,6 195,7 229,5 267,9
Ж/д транспорт           165,8 177,3 197,9 225,5
Автомобильный транспорт 1099,7         202,0 220,9 271,0 325,5
Внутренний водный транспорт 95,72         154,6   158,8   183,9   191,2  
Морской транспорт 12,326         348,9 381,3 486,8 584,1

 

Продолжение таблицы 1.18

Воздушный транспорт 0,777         128,7 128,7 257,4 257,4
Коммерческий грузооборот, млрд.т-км:           161,3 172,3 201,1 229,9
Ж/д транспорт 1713,45         157,5 168,4 194,2 221,2
Автомобильный транспорт 86,43         190,9 209,4 284,6 342,5
Внутренний водный транспорт 50,361         180,7 182,7 244,2 272,0
Морской транспорт 27,76         259,4 284,6 266,6 320,6
Воздушный транспорт 4,004         174,8 199,8 274,7 324,7
Пассажирооборот, млрд. пасс-км: 404,6         155,0 164,1 202,7 238,5
Ж/д транспорт 120,6         126,0 132,7 135,2 168,3
Автомобильный транспорт           124,6 133,1 153,4 174,6
Электрический транспорт           108,8 112,3 115,8 129,8
Внутренний водный транспорт           100,0 100,0 100,0 100,0
Воздушный транспорт 226,9         117,2 124,7 180,3 212,0

Источник: Рассчитано автором по данным Минэкономразвития РФ. [14]

Исходя из данных, представленных в таблице 1.18, можно сделать следующие выводы:

- по первому варианту развития:

· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 2136,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 928 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 1121,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 52,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 30,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 0,223 млн. тонн;

· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 3390,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 1380 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 1880,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 80,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 47,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 1,223 млн. тонн;

· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 1154 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 985,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 78,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 40,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 44,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 2,996 млрд. т-км;

· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 1902 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 1614,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 159,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 72,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 46,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 6,996 млрд. т-км;

· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 222,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 31,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 29 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 5 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 39,1 млрд. пасс -км;

· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 415,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 42,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 63 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 9 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 182,1 млрд. пасс -км;

- по второму варианту развития:

· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 2506,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 1090 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 1329,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 56,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 34,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 0,223 млн. тонн;

· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 4397,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 1769 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 2480,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 807,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 59,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 1,223 млн. тонн;

· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 1361 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 1172,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 94,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 41,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 51,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 3,996 млрд. т-км;

· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 2444 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 2076,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 209,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 86,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 61,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 8996 млрд. т-км;

· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 259,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 39,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 39 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 7 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 56,1 млрд. пасс -км;

· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 560,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 82,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 88 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 17 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 254,1 млрд. пасс –км.

Таблица 1.19 – Темп роста и прироста основных показателей деятельности транспортного комплекса (2030 г. к 2020г.), %

Виды транспорта Темп роста Темп прироста
1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.
Коммерческие перевозки грузов, млн. т.: 126,4 136,9 26,4 36,9
Ж/д транспорт 119,3 127,2 19,3 27,2
Автомобильный транспорт 134,2 147,4 34,2 47,4
Внутренний водный транспорт 119,0 120,4 19,0 20,4
Морской транспорт 139,5 153,2 39,5 53,2
Воздушный транспорт        
Коммерческий грузооборот, млрд.т-км: 124,6 133,4 24,6 33,4
Ж/д транспорт 123,3 131,3 23,3 31,3
Автомобильный транспорт 149,1 163,5 49,1 63,5
Внутренний водный транспорт 135,2 148,9 35,2 48,9
Морской транспорт 102,8 112,7 2,8 12,7
Воздушный транспорт 157,1 162,5 57,1 62,5
Пассажирооборот, млрд. пасс-км: 130,8 149,8 30,8 49,8
Ж/д транспорт 107,2 126,9 7,2 26,9
Автомобильный транспорт 123,1 131,2 23,1 31,2
Электрический транспорт 106,5 115,6 6,5 15,6
Внутренний водный транспорт     0,0 0,0
Воздушный транспорт 153,8 170,0 53,8 70,0

Источник: Рассчитано автором по данным таблицы 1.18.

Исходя из данных, представленных в таблице 1.18, можно сделать следующие выводы:

· по первому варианту: перевозки грузов по всем видам транспорта к 2030 году, по сравнению с 2020 годом, должны увеличиться на 26,4%, из них по ж/д транспорту - на 19,3%, по автомобильному транспорту – на 34,2%, по внутреннему водному транспорту – на 19%, по морскому транспорту – на 39,5%, по воздушному транспорту – на 100%; грузооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 24,6%, из них по ж/д транспорту - на 23,3%, по автомобильному транспорту – на 49,1%, по внутреннему водному транспорту – на 35,2%, по морскому транспорту – на 2,8%, по воздушному транспорту – на 57,1%; пассажирооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 30,8 %, из них по ж/д транспорту - на 7,2%, по автомобильному транспорту – на 23,1%, по электрическому транспорту – на 6,5%, по воздушному транспорту – на 53,8%;

· по второму варианту: перевозки грузов по всем видам транспорта к 2030 году, по сравнению с 2020 годом, должны увеличиться на 36,9%, из них по ж/д транспорту - на 27,2%, по автомобильному транспорту – на 47,4%, по внутреннему водному транспорту – на 20,4%, по морскому транспорту – на 53,2%, по воздушному транспорту – на 100%; грузооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 33,4%, из них по ж/д транспорту - на 31,3%, по автомобильному транспорту – на 63,5%, по внутреннему водному транспорту – на 48,9%, по морскому транспорту – на 12,7%, по воздушному транспорту – на 62,5%; пассажирооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 49,8 %, из них по ж/д транспорту - на 26,9%, по автомобильному транспорту – на 31,2%, по электрическому транспорту – на 15,6%, по воздушному транспорту – на 70%.

В части развития автомобильных перевозок необходимо отметить следующие мероприятия:

1) развитие метрополитена в городах России, а также обновление парка городского пассажирского транспорта. Реализация мероприятий будет способствовать росту качества транспортного обслуживания пассажиров и ограничению автомобилизации;

2) мероприятия по проведению Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Ожидается, что по итогам 2018 года общий прирост объемов перевозок пассажиров городским электрическим и автобусным транспортом составит около 7% и 4%, соответственно;

3) дополнительное финансирование автомобильных дорог призвано обеспечить удвоение ввода дорог до 2020 года. Предполагается, что к 2030 году будет построено и реконструировано порядка 221,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.

В части развития железнодорожного транспортаключевыми мероприятиями можно считать следующие проекты:

1) развитие и обновление БАМа в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла. Полноценное обновление БАМа станет возможным после 2020 года. Мероприятия по развитию магистрали позволят увеличить скорость доставки транзитных контейнеров и по Транссибирской железнодорожной магистрали за счет перераспределения грузопотоков;

2) планируется создание конкурентоспособных на мировом уровне транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов на основе интеллектуальных транспортных систем;

3) повышение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры, в том числе за счет развития высокоскоростных магистралей и создания полигонов с преимущественно пассажирским и грузовым движением;

4) в рамках инновационного сценария за период 2013-2030 гг. прогнозируется строительство новых железнодорожных линий протяженностью 20 тыс. км, в том числе для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения;

5) предполагается реализация проектов создания высокоскоростной железнодорожной магистрали на направлении Москва – Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) и высокоскоростной магистрали на направлении Москва – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань – Екатеринбург (с дальнейшим развитием высокоскоростного сообщения на Пермь, Уфу, Челябинск) (ВСМ-2).

В части развития воздушных перевозок необходимо отметить, что рост их объемов в значительной степени будет определяться макроэкономическими параметрами социально-экономического развития. В части развития пассажирских перевозок до 2030 года можно выделить следующие ключевые мероприятия:

1) дальнейшее развитие Московского авиационного узла (МАУ), позволяющее реализовать транзитный потенциал Российской Федерации и создать благоприятные условия для успешной конкуренции аэропортов Российской Федерации с аэропортами европейских государств.

2) к 2030 году количество аэродромов гражданской авиации будет составлять порядка 500. Будет реконструировано порядка 170 взлетно-посадочных полос.

3) Развитие аэропортовой инфраструктуры в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в России в 2018 году.

Выводы по разделу 1.3:

1) наибольшее увеличение прогнозируется по объему коммерческих перевозок (148,3 млн. тонн);

2) наименьшее увеличение прогнозируется по пассажирообороту (7,7 млрд. пасс-км);

3) - по первому варианту развития:

· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 3390,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 1380 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 1880,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 80,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 47,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 1,223 млн. тонн;

· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 1902 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 1614,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 159,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 72,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 46,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 6,996 млрд. т-км;

· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 415,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 42,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 63 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 9 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 182,1 млрд. пасс -км;

4) по второму варианту развития:

· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 4397,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 1769 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 2480,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 807,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 59,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 1,223 млн. тонн;

· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 2444 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 2076,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 209,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 86,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 61,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 8996 млрд. т-км;

· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 560,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 82,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 88 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 17 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 254,1 млрд. пасс –км.

5) в сфере автомобильного транспорта планируются следующие мероприятия: развитие метрополитена в городах России, а также обновление парка городского пассажирского транспорта; мероприятия по проведению Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году; дополнительное финансирование автомобильных дорог призвано обеспечить удвоение ввода дорог до 2020 года;

6) в сфере железнодорожного транспорта предполагаются следующие мероприятия: развитие и обновление БАМа в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла; создание конкурентоспособных на мировом уровне транспортных коридоров; развитие высокоскоростных магистралей и создания полигонов с преимущественно пассажирским и грузовым движением; строительство новых железнодорожных линий протяженностью 20 тыс. км; реализация проектов создания высокоскоростных железнодорожных магистралей.

7) в сфере воздушного транспорта планируются следующие мероприятия: дальнейшее развитие Московского авиационного узла (МАУ); реконструкция порядка 170 взлетно-посадочных полос; развитие аэропортовой инфраструктуры в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в России в 2018 году.

Подводя общие итоги, по параграфу I можно сделать следующие выводы:

1. максимальное количество грузов и пассажиров в 2015 году было перевезено автомобильным транспортом, минимальное количество грузов перевезено воздушным транспортом, пассажиров - внутренним водным;

2. выводы по автомобильному транспорту:

· в 2015 году было перевезено грузов на 375,7 млн. тонн меньше, чем в 2014 году, грузооборот автомобильного транспорта в 2015 году снизился на 14,6 млрд. т-км по сравнению с 2014 годом;

· перевозки пассажиров в 2015 году сократились на 97,6 млн. человек; пассажирооборот в 2015 году увеличился на 0,6 млрд. пасс-км;

· перевозки грузов за период с января по февраль 2016 года возросли на 10 %; грузооборот на 13,3%; пассажирооборот на 4,6%;

3.выводы воздушному транспорту:

· объем перевезенного груза в 2015 году увеличился на 0,1 млн. тонн, грузооборот на 0,2 млрд. т-км;

· перевозки пассажиров увеличились в 2015 году на 0,67 млн. человек; пассажирооборот воздушного транспорта в 2015 году сократился на 14,5 млрд. пасс-км;

· перевозки грузов за период с января по февраль 2016 года сократились на 12,5 %; пассажирооборот на 8,8%;

4.выводы по железнодорожному транспорту:

· объем перевезенного груза в 2015 году снизился на 9 млн. тонн, грузооборот увеличился на 7,2 млрд. т-км, перевозки пассажиров сократились на 35,9 млн. человек; пассажирооборот на 8 млрд. пасс-км;

· перевозки грузов за период с января по февраль 2016 года возросли на 1,5 пассажирооборот сократился на 25%.

5.выводы по анализу пассажирских перевозок за 2010-2015 г.:

· пассажирооборот ж/д транспорта за период с 2010 по 2014 год уменьшился на 10,1 млрд. пассажиро-километров; автомобильного транспорта снизился на 16 млрд. пассажиро-километров; метрополитенов увеличился на 3 млрд. пассажиро-километра; морского транспорта уменьшился на 0,01 млрд. пассажиро-километра; внутреннего водного транспорта снизился на 0,3 млрд. пассажиро-километра; воздушного транспорта возрос на 94,3 млрд. пассажиро-километров;

· перевозки пассажиров транспортом общего пользования за период с 2010 года по 2014 год уменьшились на 2498 млн. человек; перевозки пассажиров ж/д транспортом за период с 2010 года по 2014 год увеличились на 129 млн. человек; автомобильным транспортом уменьшились на 1879 млн. человек; на метрополитене увеличились на 143 млн. человек; морским транспортом увеличились на 5,5 млн. человек; внутренним водным транспортом уменьшились на 3 млн. человек; воздушным транспортом увеличились на 36 млн. человек;

6.выводы по анализу грузовых перевозок за 2010-2015 г.:

· количество перевезенного груза ж/д транспортом за период с 2010 по 2014 год увеличилось на 52 млн. тонн; автомобильным транспортом увеличилось на 170 млн. тонн; трубопроводным транспортом увеличилось на 31 млн. тонн; морским транспортом уменьшилось на 22 млн. тонн; внутренним водным транспортом увеличилось на 17 млн. тонн; воздушным увеличилось на 0,2 млн. тонн;

· грузооборот всех видов транспорта общего пользования за период с 2010 по 2014 год увеличился на 328 млрд. т-км; грузооборот ж/д транспорта увеличился на 290 млрд. т-км; автомобильного транспорта увеличился на 48 млрд. т-км; трубопроводного транспорта увеличился на 41 млрд. т-км; морского транспорта уменьшился на 68 млрд. т-км; внутреннего водного транспорта увеличился на 18 млрд. т-км; воздушного транспорта увеличился на 0,5 млрд. т-км;

7.выводы по перспективам развития транспорта:

- по первому варианту развития:

· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 3390,5 млн. тонн; объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 1902 млрд. т-км; объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 415,4 млрд. пасс-км;

-по второму варианту развития:

· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 4397,5 млн. тонн; объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 2444 млрд. т-км; объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 560,4 млрд. пасс-км;

· в сфере автомобильного транспорта планируются следующие мероприятия: развитие метрополитена в городах России, а также обновление парка городского пассажирского транспорта; мероприятия по проведению Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году; дополнительное финансирование автомобильных дорог призвано обеспечить удвоение ввода дорог до 2020 года;

· в сфере железнодорожного транспорта предполагаются следующие мероприятия: развитие и обновление БАМа в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла; создание конкурентоспособных на мировом уровне транспортных коридоров; развитие высокоскоростных магистралей и создания полигонов с преимущественно пассажирским и грузовым движением; строительство новых железнодорожных линий протяженностью 20 тыс. км; реализация проектов создания высокоскоростных железнодорожных магистралей.

· в сфере воздушного транспорта планируются следующие мероприятия: дальнейшее развитие Московского авиационного узла (МАУ); реконструкция порядка 170 взлетно-посадочных полос; развитие аэропортовой инфраструктуры в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в России в 2018 году.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: