С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост показателей деятельности транспортного комплекса.
По прогнозу до 2018 года, объем коммерческих перевозок составит 3680млн. т., что в процентном соотношении составляет 100,5% по отношению к 2014 году. Коммерческий грузооборот возрастет до 2605,3млрд. т-км., 102,6% к 2014 году. А пассажирооборот составит 527,3млрд. пасс.-км, только 97% к 2014 году.
Рисунок 1.17 – Основные прогнозные показатели развития транспортного комплекса России (2015-2018 гг.)
Источник – Минэкономразвития РФ. [13]
Исходя из данных, представленных на рисунке 1.17, можно сделать следующие выводы:
· наибольшее увеличение прогнозируется по объему коммерческих перевозок (148,3 млн. тонн);
· наименьшее увеличение прогнозируется по пассажирообороту (7,7 млрд. пасс-км).
Долгосрочный прогноз транспортного комплекса до 2030 года представлен тремя вариантами:
1 вариант (консервативный сценарий) – направлен на преодоление в основном сложившихся «узких мест» в развитии транспортной инфраструктуры и характеризуется относительно недостаточным уровнем инвестиций. Среднегодовые темпы роста грузооборота будут отставать от роста ВВП.
2 вариант (инновационный сценарий) – характеризуется интенсивным развитием транспортной системы и преодолением основных «узких мест» к 2020 году в сочетании с запуском новых высокотехнологичных транспортных проектов.
3 вариант (форсированный сценарий) – характеризуется опережающим развитием транспортной инфраструктуры уже до 2020 года. В данном варианте реализация крупных инфраструктурных проектов возможна уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Рассмотрим прогноз по грузовым и пассажирским перевозкам в перспективе до 2030 года.
Таблица 1.18 – Основные прогнозные показатели коммерческих грузоперевозок и пассажирооборота по видам транспорта до 2030 года.
Виды транспорта | 2020г. (прогноз) | 2030г. (прогноз) | 2020/2015, % | 2030/2015, % | |||||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||
Коммерческие перевозки грузов, млн. т.: | 2618,5 | 181,6 | 195,7 | 229,5 | 267,9 | ||||
Ж/д транспорт | 165,8 | 177,3 | 197,9 | 225,5 | |||||
Автомобильный транспорт | 1099,7 | 202,0 | 220,9 | 271,0 | 325,5 | ||||
Внутренний водный транспорт | 95,72 | 154,6 | 158,8 | 183,9 | 191,2 | ||||
Морской транспорт | 12,326 | 348,9 | 381,3 | 486,8 | 584,1 |
Продолжение таблицы 1.18
Воздушный транспорт | 0,777 | 128,7 | 128,7 | 257,4 | 257,4 | ||||
Коммерческий грузооборот, млрд.т-км: | 161,3 | 172,3 | 201,1 | 229,9 | |||||
Ж/д транспорт | 1713,45 | 157,5 | 168,4 | 194,2 | 221,2 | ||||
Автомобильный транспорт | 86,43 | 190,9 | 209,4 | 284,6 | 342,5 | ||||
Внутренний водный транспорт | 50,361 | 180,7 | 182,7 | 244,2 | 272,0 | ||||
Морской транспорт | 27,76 | 259,4 | 284,6 | 266,6 | 320,6 | ||||
Воздушный транспорт | 4,004 | 174,8 | 199,8 | 274,7 | 324,7 | ||||
Пассажирооборот, млрд. пасс-км: | 404,6 | 155,0 | 164,1 | 202,7 | 238,5 | ||||
Ж/д транспорт | 120,6 | 126,0 | 132,7 | 135,2 | 168,3 | ||||
Автомобильный транспорт | 124,6 | 133,1 | 153,4 | 174,6 | |||||
Электрический транспорт | 108,8 | 112,3 | 115,8 | 129,8 | |||||
Внутренний водный транспорт | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |||||
Воздушный транспорт | 226,9 | 117,2 | 124,7 | 180,3 | 212,0 |
Источник: Рассчитано автором по данным Минэкономразвития РФ. [14]
Исходя из данных, представленных в таблице 1.18, можно сделать следующие выводы:
- по первому варианту развития:
· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 2136,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 928 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 1121,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 52,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 30,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 0,223 млн. тонн;
· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 3390,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 1380 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 1880,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 80,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 47,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 1,223 млн. тонн;
· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 1154 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 985,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 78,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 40,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 44,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 2,996 млрд. т-км;
· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 1902 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 1614,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 159,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 72,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 46,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 6,996 млрд. т-км;
· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 222,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 31,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 29 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 5 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 39,1 млрд. пасс -км;
· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 415,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 42,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 63 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 9 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 182,1 млрд. пасс -км;
- по второму варианту развития:
· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 2506,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 1090 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 1329,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 56,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 34,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 0,223 млн. тонн;
· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 4397,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 1769 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 2480,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 807,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 59,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 1,223 млн. тонн;
· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 1361 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 1172,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 94,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 41,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 51,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 3,996 млрд. т-км;
· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 2444 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 2076,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 209,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 86,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 61,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 8996 млрд. т-км;
· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 259,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 39,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 39 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 7 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 56,1 млрд. пасс -км;
· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 560,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 82,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 88 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 17 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 254,1 млрд. пасс –км.
Таблица 1.19 – Темп роста и прироста основных показателей деятельности транспортного комплекса (2030 г. к 2020г.), %
Виды транспорта | Темп роста | Темп прироста | ||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | |
Коммерческие перевозки грузов, млн. т.: | 126,4 | 136,9 | 26,4 | 36,9 |
Ж/д транспорт | 119,3 | 127,2 | 19,3 | 27,2 |
Автомобильный транспорт | 134,2 | 147,4 | 34,2 | 47,4 |
Внутренний водный транспорт | 119,0 | 120,4 | 19,0 | 20,4 |
Морской транспорт | 139,5 | 153,2 | 39,5 | 53,2 |
Воздушный транспорт | ||||
Коммерческий грузооборот, млрд.т-км: | 124,6 | 133,4 | 24,6 | 33,4 |
Ж/д транспорт | 123,3 | 131,3 | 23,3 | 31,3 |
Автомобильный транспорт | 149,1 | 163,5 | 49,1 | 63,5 |
Внутренний водный транспорт | 135,2 | 148,9 | 35,2 | 48,9 |
Морской транспорт | 102,8 | 112,7 | 2,8 | 12,7 |
Воздушный транспорт | 157,1 | 162,5 | 57,1 | 62,5 |
Пассажирооборот, млрд. пасс-км: | 130,8 | 149,8 | 30,8 | 49,8 |
Ж/д транспорт | 107,2 | 126,9 | 7,2 | 26,9 |
Автомобильный транспорт | 123,1 | 131,2 | 23,1 | 31,2 |
Электрический транспорт | 106,5 | 115,6 | 6,5 | 15,6 |
Внутренний водный транспорт | 0,0 | 0,0 | ||
Воздушный транспорт | 153,8 | 170,0 | 53,8 | 70,0 |
Источник: Рассчитано автором по данным таблицы 1.18.
Исходя из данных, представленных в таблице 1.18, можно сделать следующие выводы:
· по первому варианту: перевозки грузов по всем видам транспорта к 2030 году, по сравнению с 2020 годом, должны увеличиться на 26,4%, из них по ж/д транспорту - на 19,3%, по автомобильному транспорту – на 34,2%, по внутреннему водному транспорту – на 19%, по морскому транспорту – на 39,5%, по воздушному транспорту – на 100%; грузооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 24,6%, из них по ж/д транспорту - на 23,3%, по автомобильному транспорту – на 49,1%, по внутреннему водному транспорту – на 35,2%, по морскому транспорту – на 2,8%, по воздушному транспорту – на 57,1%; пассажирооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 30,8 %, из них по ж/д транспорту - на 7,2%, по автомобильному транспорту – на 23,1%, по электрическому транспорту – на 6,5%, по воздушному транспорту – на 53,8%;
· по второму варианту: перевозки грузов по всем видам транспорта к 2030 году, по сравнению с 2020 годом, должны увеличиться на 36,9%, из них по ж/д транспорту - на 27,2%, по автомобильному транспорту – на 47,4%, по внутреннему водному транспорту – на 20,4%, по морскому транспорту – на 53,2%, по воздушному транспорту – на 100%; грузооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 33,4%, из них по ж/д транспорту - на 31,3%, по автомобильному транспорту – на 63,5%, по внутреннему водному транспорту – на 48,9%, по морскому транспорту – на 12,7%, по воздушному транспорту – на 62,5%; пассажирооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 49,8 %, из них по ж/д транспорту - на 26,9%, по автомобильному транспорту – на 31,2%, по электрическому транспорту – на 15,6%, по воздушному транспорту – на 70%.
В части развития автомобильных перевозок необходимо отметить следующие мероприятия:
1) развитие метрополитена в городах России, а также обновление парка городского пассажирского транспорта. Реализация мероприятий будет способствовать росту качества транспортного обслуживания пассажиров и ограничению автомобилизации;
2) мероприятия по проведению Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Ожидается, что по итогам 2018 года общий прирост объемов перевозок пассажиров городским электрическим и автобусным транспортом составит около 7% и 4%, соответственно;
3) дополнительное финансирование автомобильных дорог призвано обеспечить удвоение ввода дорог до 2020 года. Предполагается, что к 2030 году будет построено и реконструировано порядка 221,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.
В части развития железнодорожного транспортаключевыми мероприятиями можно считать следующие проекты:
1) развитие и обновление БАМа в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла. Полноценное обновление БАМа станет возможным после 2020 года. Мероприятия по развитию магистрали позволят увеличить скорость доставки транзитных контейнеров и по Транссибирской железнодорожной магистрали за счет перераспределения грузопотоков;
2) планируется создание конкурентоспособных на мировом уровне транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов на основе интеллектуальных транспортных систем;
3) повышение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры, в том числе за счет развития высокоскоростных магистралей и создания полигонов с преимущественно пассажирским и грузовым движением;
4) в рамках инновационного сценария за период 2013-2030 гг. прогнозируется строительство новых железнодорожных линий протяженностью 20 тыс. км, в том числе для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения;
5) предполагается реализация проектов создания высокоскоростной железнодорожной магистрали на направлении Москва – Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) и высокоскоростной магистрали на направлении Москва – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань – Екатеринбург (с дальнейшим развитием высокоскоростного сообщения на Пермь, Уфу, Челябинск) (ВСМ-2).
В части развития воздушных перевозок необходимо отметить, что рост их объемов в значительной степени будет определяться макроэкономическими параметрами социально-экономического развития. В части развития пассажирских перевозок до 2030 года можно выделить следующие ключевые мероприятия:
1) дальнейшее развитие Московского авиационного узла (МАУ), позволяющее реализовать транзитный потенциал Российской Федерации и создать благоприятные условия для успешной конкуренции аэропортов Российской Федерации с аэропортами европейских государств.
2) к 2030 году количество аэродромов гражданской авиации будет составлять порядка 500. Будет реконструировано порядка 170 взлетно-посадочных полос.
3) Развитие аэропортовой инфраструктуры в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в России в 2018 году.
Выводы по разделу 1.3:
1) наибольшее увеличение прогнозируется по объему коммерческих перевозок (148,3 млн. тонн);
2) наименьшее увеличение прогнозируется по пассажирообороту (7,7 млрд. пасс-км);
3) - по первому варианту развития:
· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 3390,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 1380 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 1880,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 80,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 47,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 1,223 млн. тонн;
· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 1902 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 1614,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 159,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 72,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 46,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 6,996 млрд. т-км;
· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 415,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 42,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 63 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 9 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 182,1 млрд. пасс -км;
4) по второму варианту развития:
· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 4397,5 млн. тонн, по ж/д транспорту – на 1769 млн. тонн, по автомобильному транспорту – на 2480,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту – 807,28 млн. тонн, по морскому транспорту – на 59,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 1,223 млн. тонн;
· объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 2444 млрд. т-км, по ж/д транспорту – на 2076,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту – на 209,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту – 86,639 млрд. т-км, по морскому транспорту – на 61,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 8996 млрд. т-км;
· объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 560,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту – на 82,4 млрд. пасс -км, по автомобильному транспорту – на 88 млрд. пасс -км, по электрическому транспорту – на 17 млрд. пасс -км, по воздушному транспорту- на 254,1 млрд. пасс –км.
5) в сфере автомобильного транспорта планируются следующие мероприятия: развитие метрополитена в городах России, а также обновление парка городского пассажирского транспорта; мероприятия по проведению Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году; дополнительное финансирование автомобильных дорог призвано обеспечить удвоение ввода дорог до 2020 года;
6) в сфере железнодорожного транспорта предполагаются следующие мероприятия: развитие и обновление БАМа в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла; создание конкурентоспособных на мировом уровне транспортных коридоров; развитие высокоскоростных магистралей и создания полигонов с преимущественно пассажирским и грузовым движением; строительство новых железнодорожных линий протяженностью 20 тыс. км; реализация проектов создания высокоскоростных железнодорожных магистралей.
7) в сфере воздушного транспорта планируются следующие мероприятия: дальнейшее развитие Московского авиационного узла (МАУ); реконструкция порядка 170 взлетно-посадочных полос; развитие аэропортовой инфраструктуры в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в России в 2018 году.
Подводя общие итоги, по параграфу I можно сделать следующие выводы:
1. максимальное количество грузов и пассажиров в 2015 году было перевезено автомобильным транспортом, минимальное количество грузов перевезено воздушным транспортом, пассажиров - внутренним водным;
2. выводы по автомобильному транспорту:
· в 2015 году было перевезено грузов на 375,7 млн. тонн меньше, чем в 2014 году, грузооборот автомобильного транспорта в 2015 году снизился на 14,6 млрд. т-км по сравнению с 2014 годом;
· перевозки пассажиров в 2015 году сократились на 97,6 млн. человек; пассажирооборот в 2015 году увеличился на 0,6 млрд. пасс-км;
· перевозки грузов за период с января по февраль 2016 года возросли на 10 %; грузооборот на 13,3%; пассажирооборот на 4,6%;
3.выводы воздушному транспорту:
· объем перевезенного груза в 2015 году увеличился на 0,1 млн. тонн, грузооборот на 0,2 млрд. т-км;
· перевозки пассажиров увеличились в 2015 году на 0,67 млн. человек; пассажирооборот воздушного транспорта в 2015 году сократился на 14,5 млрд. пасс-км;
· перевозки грузов за период с января по февраль 2016 года сократились на 12,5 %; пассажирооборот на 8,8%;
4.выводы по железнодорожному транспорту:
· объем перевезенного груза в 2015 году снизился на 9 млн. тонн, грузооборот увеличился на 7,2 млрд. т-км, перевозки пассажиров сократились на 35,9 млн. человек; пассажирооборот на 8 млрд. пасс-км;
· перевозки грузов за период с января по февраль 2016 года возросли на 1,5 пассажирооборот сократился на 25%.
5.выводы по анализу пассажирских перевозок за 2010-2015 г.:
· пассажирооборот ж/д транспорта за период с 2010 по 2014 год уменьшился на 10,1 млрд. пассажиро-километров; автомобильного транспорта снизился на 16 млрд. пассажиро-километров; метрополитенов увеличился на 3 млрд. пассажиро-километра; морского транспорта уменьшился на 0,01 млрд. пассажиро-километра; внутреннего водного транспорта снизился на 0,3 млрд. пассажиро-километра; воздушного транспорта возрос на 94,3 млрд. пассажиро-километров;
· перевозки пассажиров транспортом общего пользования за период с 2010 года по 2014 год уменьшились на 2498 млн. человек; перевозки пассажиров ж/д транспортом за период с 2010 года по 2014 год увеличились на 129 млн. человек; автомобильным транспортом уменьшились на 1879 млн. человек; на метрополитене увеличились на 143 млн. человек; морским транспортом увеличились на 5,5 млн. человек; внутренним водным транспортом уменьшились на 3 млн. человек; воздушным транспортом увеличились на 36 млн. человек;
6.выводы по анализу грузовых перевозок за 2010-2015 г.:
· количество перевезенного груза ж/д транспортом за период с 2010 по 2014 год увеличилось на 52 млн. тонн; автомобильным транспортом увеличилось на 170 млн. тонн; трубопроводным транспортом увеличилось на 31 млн. тонн; морским транспортом уменьшилось на 22 млн. тонн; внутренним водным транспортом увеличилось на 17 млн. тонн; воздушным увеличилось на 0,2 млн. тонн;
· грузооборот всех видов транспорта общего пользования за период с 2010 по 2014 год увеличился на 328 млрд. т-км; грузооборот ж/д транспорта увеличился на 290 млрд. т-км; автомобильного транспорта увеличился на 48 млрд. т-км; трубопроводного транспорта увеличился на 41 млрд. т-км; морского транспорта уменьшился на 68 млрд. т-км; внутреннего водного транспорта увеличился на 18 млрд. т-км; воздушного транспорта увеличился на 0,5 млрд. т-км;
7.выводы по перспективам развития транспорта:
- по первому варианту развития:
· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 3390,5 млн. тонн; объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 1902 млрд. т-км; объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 415,4 млрд. пасс-км;
-по второму варианту развития:
· объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 4397,5 млн. тонн; объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 2444 млрд. т-км; объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 560,4 млрд. пасс-км;
· в сфере автомобильного транспорта планируются следующие мероприятия: развитие метрополитена в городах России, а также обновление парка городского пассажирского транспорта; мероприятия по проведению Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году; дополнительное финансирование автомобильных дорог призвано обеспечить удвоение ввода дорог до 2020 года;
· в сфере железнодорожного транспорта предполагаются следующие мероприятия: развитие и обновление БАМа в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла; создание конкурентоспособных на мировом уровне транспортных коридоров; развитие высокоскоростных магистралей и создания полигонов с преимущественно пассажирским и грузовым движением; строительство новых железнодорожных линий протяженностью 20 тыс. км; реализация проектов создания высокоскоростных железнодорожных магистралей.
· в сфере воздушного транспорта планируются следующие мероприятия: дальнейшее развитие Московского авиационного узла (МАУ); реконструкция порядка 170 взлетно-посадочных полос; развитие аэропортовой инфраструктуры в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в России в 2018 году.