Артикуляционная гимнастика.
а) «Губы в улыбке» – «Губы в трубочку» - (чередование упражнений 4-5 раз)
б) «Лошадка». Открой рот, подними язык к нёбу и щёлкни им. Покажи, как цокает лошадка.
Дикционные упражнения
Проговаривание скороговорки:
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
- Шепотом по слогам.
- Прочтите целыми словами.
- Прочтите «жужжанием».
Загадка.
Умён, изворотлив усатый дружок –
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Кто он, угадали, ребята?
- Над каким разделом вы сейчас работаете? Как он называется?
- Вам знаком этот писатель?
- Можете назвать его имя и фамилию?
- Имя этого писателя Шарль Перро.
- Какие произведения Перро вы уже читали?
- Какие они все по своему характеру, по настроению?
-Прочитайте биографию писателя..
- Шарль Перро родился в 1628 году. Его родиной была Франция. Семья мальчика жила в Париже. Его отец был судьёй. В семье было шестеро детей, Шарль был младшим ребёнком. Чтению и письму его научила мама, потом мальчик учился в колледже. Как-то раз он не согласился с учителем и был выгнан с урока. Вместе с ним ушёл и его друг. Так два ребёнка бросили колледж и занялись самообразованием: изучали историю, литературу, языки. Повзрослевший Шарль стал юристом, работал адвокатом, но это было недолго. Через несколько лет молодой человек стал секретарём новой академии, открывшейся в Париже. Он принял участие в создании словаря, стал сочинять поэмы, оды и сонеты. Писатель сочинил и сборник детских произведений, который состоял из сказок. Благодаря этой книге Шарль стал популярным и известным. У сказок был большой успех. Одной из этих сказок была сказка «Кот в сапогах».
- Сегодня вы познакомитесь с этой сказкой.
- Чего вы ждёте от встречи с ней?
- Как вы думаете, кто будет героями произведения?
История создания сказки «Кот в сапогах»
-Сюжет этой сказки был известен уже давно. Подобные истории встречаются в книгах итальянских сказочников. Несомненно, Перро был знаком с этими произведениями. Но он берёт за основу народную сказку. Мало того, он даёт коту имя и сапоги. Впервые в литературе появляется персонаж так изыскано одетый. Сапоги и шляпа с пером сразу выделяют его из ряда литературных представителей семейства кошачьих.
Работа над произведением
Работа с текстом до чтения.
- Откройте учебники на странице 182.
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке.
- Кто на ней изображён?
- Посмотрите на экран. Прочитайте глазками ключевые слова.
Мельник, маркиз, король, великан, лев, принцесса.
- А теперь, как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке? Кто будут её герои?
- Что надо сделать, чтобы проверить правильность наших предположений?
Словарная работа.
- В сказке встретятся неизвестные вам слова, ознакомьтесь с их толкованием:
· жнецы – люди, которые работают в поле, скашивают хлеб;
· маркиз – западноевропейский дворянский титул, родовое звание;
· очарован – восхищён;
· черепица – покрытие крыши в виде пластинок из обожжённой глины
· заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах;
· отруби – остатки от оболочки зерна после размола;
· нотариус – человек, оформляющий различные документы;
· мельник – владелец мельницы или работник на мельнице.
- Приступим к чтению сказки.
Работа с текстом. Анализ прочитанного.
- Кто является главными героями этого произведения?
- Сколько сыновей было у мельника?
- Как братья поделили наследство?
- Какие чувства испытал младший брат, узнав о своей доле наследства?
- Почему он расстроился?
- Как его утешил кот?
- Что он попросил у хозяина?
- Куда отправился кот, получив всё необходимое?
- Кого он поймал в лесу?
- Куда он отправился со своей добычей?
- Какое имя дал своему хозяину?
- Что ещё придумал кот?
- Как маркиз оказался в королевской карете?
- Как коту и маркизу помогли жнецы?
- Кто жил в замке?
- Как коту удалось расправиться с людоедом?
- Чем закончилась сказка? Кем стал кот в сапогах?
- Давайте проверим, насколько вы поняли, осознали главную мысль произведения. Вам помогут в этом вопросы:
- Мог ли кот иначе отнестись к своему хозяину?
- Когда люди заботятся о других, жертвуя собой?
- Чему же учит эта сказка?
- Какие качества помогли героям?
Работа с деформированным планом.
- Это деформированный план прочитанной вами сказки.
- Прочитайте заголовки плана самостоятельно, про себя.
- Всё ли в этом плане верно?
- Что же в нём не так?
- Расставьте заголовки в плане по своим местам.
- Вам нужно восстановить последовательность событий, которые происходят в этом произведении.
План
Охота на кролика.
Наследство отца.
Встреча кота с великаном.
Кот заговорил.
Второй подарок королю.
Великана больше нет.
Охота на кролика.
Кот отправляет хозяина купаться.
Маркиз принимает гостей в замке.
Первый подарок королю.
Бедного маркиза спасли и одели.
Встреча со жнецами.
Итог работы.
Мне удалось …
Мне понравилось …
Я хочу похвалить себя за…
Домашнее задание.
Читать сказку Ш. Перро «Кот в сапогах», стр. 182-193, отвечать на вопросы. Расставить заголовки плана в правильной последовательности, записать в тетрадь.