Тема 8.3. Региональные конфликты на постсоветском пространстве




Цель – сформировать представление о причинах, этапах и итогах основных региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

 

1. Грузино-абхазский конфликт 1992−1993 гг.: причины, цели и позиционный характер

Причины грузино-абхазского конфликта уходят в историческое прошлое. Интегрирование Абхазии в состав Российской империи происходило в начале XIX века. Ранее территория в качестве автономии входила в состав Турецкой империи. До 1864 года княжество имело автономию, которую утратило в 1866 году. Стоит сказать, что местные жители не стали воспринимать это с покорностью. Через два года начались массовые восстания и протесты. Ситуацию усугубила русско-турецкая война 1877-1878 годов. Абхазы выбрали сторону неприятеля. Российская империя решала вопрос двумя способами: насильственное переселение за пределы империи и территориальные реформы. В конце века современная Абхазия была разделена. Сухумский округ подчинялся российской администрации в Тифлисе, Гагра с окрестностями входила в Черноморскую губернию. После революции 1917 г. и создания СССР Абхазия в 1925 г. вошла в состав Грузии как автономия, что вызывало недовольство абхазского населения.

После распада СССР грузинское руководство предприняло попытку лишить Абхазию статуса автономной республики. В ответ на это абхазское руководство заявило о переходе к Конституции ССР 1925 г. согласно которой страна является независимым субъектом права. Через месяц Грузия вступила в ООН, что дало ей возможность юридически «закрепить» за собой границу республики, существовавшую до распада СССР. Теперь абхазы, с точки зрения международного права, являлись сепаратистами, которые подрывают основы конституционного строя. Вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией становится неизбежным.

Ход конфликта. В начале февраля 1992 года политическая напряжённость в Абхазии обострилась в связи с тем, что под предлогом борьбы со сторонниками свергнутого месяцем ранее президента Звиада Гамсахурдиа в Абхазию вошли подразделения Национальной гвардии Грузии. Наивысшей точки нараставшие противоречия между абхазской и грузинской фракциями ВС достигли 5 мая 1992 года, когда грузинская фракция покинула заседание. В полном составе этот парламент больше не собирался. С июня 1992 года в Абхазии начался процесс создания вооружённых формирований: полка внутренних войск Абхазии и местных грузинских подразделений. 23 июля ВС Абхазии принял постановление о прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года и о восстановлении действия Конституции ССР Абхазии 1925 год, фиксировавшей договорные отношения Абхазии и Грузии. Это решение не было признано центральным руководством Грузии.

В августе 1992 года политическое противостояние между Верховным Советом Абхазии и руководством Грузии переросло в военные действия с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Поводом для этого стал ввод на территорию Абхазии сил Национальной гвардии Грузии под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице‑премьера Грузии А. Кавсадзе, охраны коммуникаций (в первую очередь, железной дороги) и других важных объектов. В результате ожесточённых боевых действий около 200 человек погибли и сотни людей были ранены. Абхазское руководство покинуло столицу Абхазии — Сухуми — и перебралось на запад, в Гудаутский район. В конце августа, однако, грузинское наступление было остановлено, и 3 сентября 1992 года в Москве при посредничестве российского руководства было подписано соглашение о прекращении огня. Прекращение огня вступило в силу 5 сентября 1992 года, но уже 1 октября оно было сорвано, и абхазские силы при поддержке добровольцев с Северного Кавказа, перейдя в контрнаступление, заняли Гагру, установили контроль над стратегически важной территорией, прилегающей к российской границе, наладили линии снабжения с поддерживающей их Конфедерацией горских народов Северного Кавказа и стали готовиться к наступлению на Сухуми. Ожесточённые боевые действия вынудили около 30 тысяч жителей бежать на территорию России. Стороны конфликта обвиняли друг друга в массовых нарушениях прав человека в отношении гражданского населения.

К концу 1992 года война приобрела позиционный характер, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжёлых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились, абхазские силы несколько раз предпринимали попытки захватить Сухуми. В июле, в ходе третьего наступления, им удалось полностью блокировать Сухуми и полностью окружить грузинские войска. 27 июля 1993 года между правительством Грузии и абхазскими властями в Гудауте было заключено новое соглашение, которым устанавливалось прекращение огня с 28 июля. Соглашение предусматривало незамедлительное начало поэтапной демилитаризации зоны конфликта. Предполагалось, что этот процесс будет проходить под контролем международных наблюдателей.

24 августа Советом Безопасности ООН была учреждена Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) для проверки выполнения соглашения о прекращении огня, особое внимание уделено положению в городе Сухуми, а также для расследования сообщений о нарушениях прекращения огня и осуществления усилий по урегулированию подобных инцидентов с вовлечёнными сторонами.

Прекращение огня, однако, вновь оказалось сорвано. 16 сентября абхазские силы при вооружённой поддержке из-за пределов Абхазии начали наступление на Сухуми и Очамчиру. 27 сентября был взят Сухуми, а через несколько дней абхазские силы контролировали уже всю территорию республики. Конфликт привёл к почти полному опустошению обширных районов и массовому перемещению населения. Поступали сообщения о многочисленных и серьёзных нарушениях прав человека в Абхазии. Как установила Миссия ООН по установлению фактов в октябре 1993 года, ответственность за такие нарушения несли как грузинские правительственные войска, так и абхазские силы, равно как и иррегулярные формирования и гражданские лица, сотрудничавшие с ними.

Согласно официальным данным, за время военных действий погибли примерно 16 тысяч человек, из них 4 тысячи абхазов, 10 тысяч грузин и 2 тысячи добровольцев из различных республик Северного Кавказа и Южной Осетии.

Итоги конфликта. Из 537 тыс. населения довоенной Абхазии (по состоянию на 1 января 1990 года), из которых 44 % были грузины, 17 % абхазы, 16 % русские и 15 % армяне, от 200 до 250 тыс. чел. (преимущественно грузинской национальности) стали беженцами. Был нанесён огромный экономический ущерб хозяйству Абхазии. В 1993-2008 гг. происходило мирное урегулирование конфликта, в том числе при посредничестве России, проходили переговоры. Но после конфликта 2008 г. (он будет рассмотрен в следующем вопросе) и разрыва дипломатических отношений с Грузией, Россия признала независимость Абхазии и Южной Остетии. В настоящее время Абхазия является независимым государством, но непризнанным большинством стран мира. Сохраняется напряженность отношений с Грузией, сложное экономическое положение и зависимость от поддержки России [3,4,5].

 

2. Грузино-южноосетинский конфликт. Российско-грузинская пятидневная война (август 2008г.): причины и последствия

Причины конфликта между Грузией и Южной Осетии, аналогичны ранее рассмотренному конфликту. В 1989 году Южно-Осетинская автономная область провозглашает автономную республику, а через год объявляет о своём суверенитете. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990 года упраздняет осетинскую автономию вообще, разделив её территорию по шести административным районам Грузии.

В 1990 году закон СССР «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР», предоставил право автономным образованиям «самостоятельно решать вопрос о выходе из СССР в составе выходящей республики или о пребывании в составе СССР». Исполком народных депутатов Южной Осетии воспользовался предоставленным правом, и, когда 9 апреля 1991 года Грузия вышла из состава СССР, Южная Осетия заявила о желании остаться в составе СССР. Политическая борьба быстро переросла в вооружённые столкновения.

Ход конфликта. В течение конфликта можно выделить два основных этапа:

1) боевые действия 1991-1992 гг. между Грузией и Южной Осетией. Боевые действия были прекращены после подписания Дагомысских соглашений между Россией и Грузией. 14 июля 1992 в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского). Фактическая потеря контроля над территорией не устраивала грузинское руководство и после прихода к власти в 2003 г. М. Саакашвили начинается новый виток конфликта, апогеем которого стали события 2008 г.

2) российско-грузинская августа 2008 г. Грузинские и южноосетинские войска вели перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года. Вечером 7 августа стороны договорились о прекращении огня, что, однако, реально сделано не было. В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия. 8 августа 2008 года к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру, 9 августа 2008 года Абхазия в рамках соглашения о военной помощи между членами Содружества непризнанных государств. 12 августа 2008 года Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру, 13 августа 2008 года Абхазия официально заявила о завершении операции по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья, после чего активные боевые действия закончились. С 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта («План Медведева — Саркози»).

Итоги конфликта. Грузия не считает конфликт исчерпанным, в том числе, объясняя это несоблюдением Россией подписанных договоренностей. Южная Осетия является непризнанным государством [1].

3. Нагорно-карабахский конфликт: исторические корни и причины этно-территориального конфликта (1991−1994)

Карабахский конфликт — длительное межнациональное противостояние Азербайджана и Армении.

Причины конфликта. Армяно-азербайджанское противостояние в Нагорном Карабахе имело давнюю историю. Стоит отметить, что территория Карабаха была присоединена к Российской империи в 1813 г. в составе Карабахского ханства. Межнациональные противоречия привели к крупным армяно-азербайджанским столкновениям в 1905-1907 и 1918-1920 гг. В мае 1918 г. в связи с революцией в России, появилась Азербайджанская Демократическая Республика. Однако армянское население Карабаха, чья территория вошла в состав АДР, отказалось подчиняться новым властям. Вооруженное противостояние продолжалось вплоть до установления Советской власти в данном регионе в 1920 г. Тогда части Красной армии совместно с азербайджанскими войсками сумели подавить армянское сопротивление в Карабахе. В 1921 г. решением Кавбюро ЦК ВКП(б) территория Нагорного Карабаха была оставлена в пределах Азербайджанской ССР с предоставлением широкой автономии. В 1923 г. районы Азербайджанской ССР с преимущественно армянским населением были объединены в Автономную область Нагорного Карабаха (АОНК), которая с 1937 г. стала называться Нагорно-Карабахской автономной областью (НКАО). При этом административные границы автономии не совпадали с этническими. Армянское руководство время от времени поднимало вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении, но в центре было принято решение установить статус-кво в регионе. Социально-экономическая напряженность в Карабахе перерастала в массовые беспорядки в 1960-х годах. При этом карабахские армяне чувствовали себя ущемленными в культурных и политических правах на территории Азербайджана. Однако и азербайджанское меньшинство как в НКАО, так и в составе Армянской ССР (не имевшее собственной автономии) выдвигало встречные обвинения в дискриминации. С 1987 г. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Звучали обвинения в адрес руководства Азербайджанской ССР в сохранении экономической отсталости региона, в ущемлении прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане. Кроме того, существующие проблемы, ранее умалчивавшиеся, после приход к власти Горбачева быстро стали достоянием широкой гласности. На митингах в Ереване, вызванных недовольством экономическим кризисом, звучали призывы передать НКАО в состав Армении.

Ход конфликта. В 1988 году НКАО предприняло попытку выйти из АзССР. С этим вопросом её представители обратились к Верховным Советам СССР и АзССР. Ереван (столица Армении) и Степанакерт (столица Нагорного Карабаха) провели националистические митинги для поддержки обращения. 22 февраля 1988 года в карабахском селении Аскеран вооруженные азербайджанцы пытались напасть на армянские дома, в результате чего, было убито двое нападавших. Через два дня в городе-спутнике Баку — Сумгаите, был организован митинг против выхода НКАО из АзССР. А уже с 28 февраля, там происходила массовая кровавая расправа азербайджанцев над армянами. Сумгаитская трагедия считается отправной точкой открытого Карабахского конфликта. В конце 1991 г. было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР), столицей стал город Степанакерт. Но ООН самопровозглашенную республику не признало. Развернулось военное столкновение. Вооруженные силы Азербайджана «выбили» противника из некоторых районов Карабаха, а НКР заняла часть территории, примыкающей к нему. Только в 1994 году, в Бишкеке, противоборствующие стороны подписали договор, прекращающий боевые действия, но реально проблема не была исчерпана.

2014-2016 – второй этап разворачивание конфликта и возобновление его вооруженной стадии. Впоследствии сопредседателями ОБСЕ было организовано два саммита (в Санкт-Петербурге и Вене), с участием президентов Армении и Азербайджана и достигнуты договорённости об исключительно мирном разрешении проблемы, которые всё же не были подписаны азербайджанской стороной.

Итоги конфликта. Конфликт в Нагорном Карабахе стал одним из самых кровавых на постсоветском пространстве. Сохраняется напряженность в отношения в настоящее время, а Нагорный Карабах является непризнанным государством [6,7].

 

4. Приднестровский конфликт: причины, характер и фазы развития (1989−1992)

Одним из серьезнейших временно замороженных конфликтов на постсоветском пространстве считается Приднестровье. Суть конфликта состоит в противостоянии между Республикой Молдова и небольшим самопровозглашенным государством на левом берегу реки Днестр. Фактически территория Приднестровской Молдавской республики состоит из 2 городов республиканского назначения – Тирасполя и Бендер, а также 5 районов: Каменского, Рыбницкого, Дубосарского, Григориопольского и Слободзейского.

Причины конфликта связаны с историческим развитием и политическим положением региона во времена перестройки и распада СССР.

- Современное Приднестровье было включено в состав России без Молдовы после русско-турецкой войны 1791 года. Современная Республика Молдова ненадолго стала частью Российской империи только в 1812 году, после чего была передана Румынии и находилась в ее составе вплоть до 1944 года. Длительное развитие в составе Румынии оказало значительное влияние на симпатии местного населения и политику, проводимую местными властями.

- Приднестровье – многонациональное государство, где мирно проживают молдаване, русские, украинцы, болгары, сербы и греки. Этническое разнообразие связанно с колонизационной политикой Российской империи и вплоть до 1990 года не вызывало нареканий. Первые противоречия возникли после попытки принятия в 1990 году закона о языке. Власти Молдовы стремились запретить преподавание в школе русского языка, взяв курс на провозглашение единственным государственным языком молдавского, основанного на латинской грамматике. Попытка подобного запрета привела к массовым протестам, как на территории левобережья Днестра, так и в Кишиневе.

- Значительная роль в желании отделиться от основной части Молдовы отводилась большому экономическому потенциалу, которым были наделены эти территории в советский период. Приднестровья являлось самой развитой частью страны, здесь располагались крупнейшие промышленные предприятия, и производилось более половины потребительских товаров, вывозимых далеко за пределы республики.

Перечисленные обстоятельства привели к острому противостоянию при первой же попытке населения, проживающего на территории Приднестровья, заявить о своем стремлении воспользоваться правом на самоопределение, полученным после распада СССР. Ориентированная на Румынию Молдова не могла позволить отделиться важнейшей части своей территории, взявшей курс на сближение с Россией. Изначально идеи о необходимости отделения и выхода из состава Молдовы не существовало, она возникла вслед за попытками ущемить права русскоговорящего населения и ростом межнациональной розни.

Ход конфликта. В 1992 году вспыхнул открытый вооруженный конфликт, завершившимся введением на территорию Приднестровья российских миротворцев. Фактически открытое вооруженное противостояние продолжалось минимальное количество времени, но его результатом стала гибель мирного населения, разрушение ряда важных объектов инфраструктуры и понимание полного отсутствия возможностей к дальнейшему мирному сотрудничеству с Молдовой. Молдавская сторона напрочь отказывала приднестровцам в их праве не только на самоопределение, но и вправе находится на этой территории, говорить на русском языке и придерживаться русских традиций и обычаев. Подобное обстоятельство напрямую затрагивало Россию, граждане которой десятилетиями проживали на территории Приднестровья, сохраняя чистоту языка и культуры. Естественно, что Россия не могла оставаться в стороне от происходящего, потому появление на Днестре российских миротворцев было воспринято мировым сообществом в лице стран-участниц СНГ вполне адекватно. Молдова же заявила о попытках присвоения Россией стратегически важной для нее территории Приднестровья, чего никогда не могло бы произойти.

В мирном урегулировании приняли участие Украина, представители ОБСЕ и ряд стран СНГ. Присутствие российских военных стало надежным гарантом мира и спокойствия на Днестре, но не смогло окончательно разрешить конфликтную ситуацию. Попытка привести стороны за стол переговоров была предпринята в мае 1997 года, путем подписания Меморандума «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем». Данный документ, подписанный в присутствии стран-гарантов и представителей ОБСЕ, стал первым международным документом, свидетельствующим о стремлении к урегулированию в зоне конфликта. Государства-участники конфликта обязались не применять силу в отношении друг друга, а также не угрожать ее применением. Было провозглашено право Приднестровья самостоятельно выбирать внешнеэкономических и политических партнеров. В дальнейшем данный документ более известен как Московский меморандум. Его значение нельзя недооценивать, поскольку именно он стал первым документом такого уровня, созданным специально для содействия миротворческой миссии.

Итогом конфликта стала гибель мирных жителей, сохранение открытого неприятия русского языка со стороны многих жителей Молдовы, провозглашение фактической независимости Приднестровья и потеря Молдовой контроля над данной территорией. Лишь несколько сел в Дубоссарском районе подконтрольны Молдове, остальной же левый берег Днестра ей не подчиняется. В состав Приднестровской Молдавской республики также входит и город Бендеры, расположенный по правому берегу Днестра. Существование Приднестровья признали лишь бывшие непризнанные государства – Абхазия и Южная Осетия, на политической карте мира данная территория является частью Республики Молдова [8].

 

5. Первая и вторая война в Чечне

Причины конфликта между республикой Чечня и Российской Федерацией также имеют исторический и политический характер. Присоединение Кавказа к Российской империи происходило с конца XVIII в., в течение которого приходилось покорять горные народы. В годы советской власти образуется Горская ССР, в состав которой входят современные Чечня и Ингушетия. К 1922 году из нее выделяется Чеченская автономная область. В годы Великой Отечественной было принято решение о принудительном выселении чеченцев из-за дестабилизации обстановки в республике. За ними отправились и ингуши. Их переселили в Киргизию и Казахстан. Переселение проходило под контролем НКВД, руководил им лично Лаврентий Берия. В 1944 году всего за несколько недель были переселены около 650 тысяч человек. По оценкам современных историков, более 140 тысяч из них погибли в первые несколько лет ссылки. Существовавшую к тому моменту Чечено-Ингушскую ССР ликвидировали, восстановлена она была только в 1957 году.

Современный чеченский конфликт зародился во второй половине 80-х годов. Стоит отметить, что никаких экономических обоснований для этого в то время еще не было. Республика была одной из беднейших, преимущественно существовала на дотации из центра. В Чечне велась нефтедобыча, но на очень низком уровне, а других природных ресурсов не было вовсе. Промышленность была завязана на нефти, которую привозили из областей Западной Сибири и Азербайджана. Многие чеченцы, которые вернулись после депортации, не нашли работу, поэтому жили натуральным хозяйством. При этом сепаратистское движение очень быстро получило поддержку на селе. Формировалась она лидерами со стороны, теми, кто делал карьеру за пределами Чечни, потому что местных чиновников все устраивало.

Ход конфликта. Выделяют два основных этапа развития конфликта.

1) Военная операция Вооруженных сил РФ 1994-1996 гг. Начало конфликта было положено осенью 1991 года, когда в условиях начавшегося распада СССР руководство ЧР заявило о государственном суверенитете республики и выходе ее из состава СССР и РСФСР. Органы советской власти на территории ЧР распускались, действие законов РФ отменялось. Началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим президентом ЧР Джохаром Дудаевым. Сооружались рубежи обороны в Грозном, а также базы для ведения диверсионной войны в горных районах. Режим Дудаева располагал, по расчетам Министерства обороны, 11-12 тыс. человек (по данным МВД, до 15 тыс.) регулярных войск и 30-40 тыс. человек вооруженного ополчения, из них 5 тыс. составляли наемники из Афганистана, Ирана, Иордании, республик Северного Кавказа и др.

9 декабря 1994 года Президентом РФ Борисом Ельциным был подписан Указ № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино ингушского конфликта». В тот же день Правительством РФ было принято Постановление № 1360, предусматривавшее разоружение этих формирований силовыми методами.

Одним из самых кровопролитных сражений стал штурм Грозного в новогоднюю ночь 1995 года. Велись ожесточенные бои, только к 22 февраля удалось установить контроль над чеченской столицей. Уже к лету дудаевская армия была практически разбита. Ситуация повернулась после нападения боевиков под командованием Басаева на городе Буденновск в Ставропольском крае. Теракт привел к гибели 150 мирных жителей. Начались переговоры, которые парализовали силовики. Полный разгром дудаевских войск пришлось отложить, они получили передышку и восстановили силы.

В апреле 1996 года Дудаев был убит ракетным ударом. Его вычислили по сигналу спутникового телефона. Новым руководителем Чечни стал Яндарбиев, который в августе 1996-го подписал с секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем Хасавюртовское соглашение. Вопрос о статусе Чечни был отложен до 2001 года.

2) Контртеррористическая операция в Чечне в 1999-2009 гг. (вторая чеченская война). В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан с территории Чечни боевиков под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба. В группировку входили иностранные наемники и боевики Басаева.

Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню.

В эти же дни - 4 16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов - взрывы жилых домов. Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне, российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. 23 сентября Президент РФ издал Указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения КТО.

23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики. В декабре 1999 года была освобождена вся равнинная часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. 6 февраля 2000 года Грозный был взят под контроль федеральных сил. В 2000 гб было проведено еще несколько крупных военных операций, направленных на ликвидацию террористов в горных районах.

Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 города Беслана в Северной Осетии.

К началу 2005 года, после уничтожения Масхадова, Хаттаба, Бараева, Абу аль-Валида и многих других полевых командиров, интенсивность диверсионно-террористической деятельности боевиков значительно снизилась. Единственная масштабная операция боевиков (рейд на Кабардино-Балкарию 13 октября 2005 года) завершилась провалом.

С полуночи 16 апреля 2009 года Национальный антитеррористический комитет (НАК) России по поручению президента Дмитрия Медведева отменил режим КТО на территории Чеченской Республики.

Итоги конфликта. Чеченская республика осталась в составе российской Федерации, получив расширенные права и полномочия руководства. На 2019 г. президентом республики является Рамзан Кадыров. В течение конфликта были многочисленные жертвы среди гражданского населения, служащих контрактной и срочной службы РФ. Уничтожено большое количество боевиков и бандформирований. Полностью разрушена экономика республики, в значительной степени инфраструктура и гражданские объекты. В настоящее время восстановлены крупнейшие города, дороги, многие беженцы вернулись в родные края, из бюджета РФ ежегодно предоставляются инвестиция для развития региона [2,9,10].

 

Список использованной литературы:

 

1. Война в Южной Осетии (2018) [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/850106 (дата обращения 24.06.2019).

2. Война в Чечне: причины, ход войны, итоги [Электронный ресурс]. URL: https://slawomirkonopa.ru/чеченская-война/ (дата обращения 24.06.2019).

3. Гаджиев К.С. Грузино-российсская пятидневная война: геополитическое измерение // К.С. Гаджиев, Геополитка. М.: Издательство «Юрайт», 2011. – с. 436-452.

4. Грузия и Абхазия: конфликт и причины [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/268959/gruziya-i-abhaziya-konflikt-prichinyi (дата обращения 24.06.2019).

5. Грузино-абхазский конфликт [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Грузино-абхазский_конфликт (дата обращения 24.06.2019).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: