Понятие и виды недропользования.




Прежде чем раскрыть понятие недропользование (пользование недрами) и охарактеризовать его виды, дадим определение недрам как объекту правовых отношений недропользования.

Понятие недра в широком смысле впервые раскрывается в преамбуле Закона «О недрах», согласно которому, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

На уровне законодательства установлено, что недра являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона «О недрах») и не могут выступать предметом купли-продажи, передаваться по наследству, отдаваться в дар либо отчуждаться в какой-либо иной форме. Переходить и отчуждаться другому лицу может лишь право недропользования.

Регулирование недропользования в Российской Федерации осуществляется в рамках Закона «О недрах», который четкого понятия, как недрам, недропользованию не дает.

 

Нормативное определение недропользования дано в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 8.645-2008, утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 15 октября 2008 года № 259-ст: «Недропользование - выполнение работ в рамках лицензии на право геологического изучения недр, добычи минерально-сырьевых ресурсов, а также использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых». (добавить в список литературы, точно посмотреть в консультанте, как называется, кем утвержден)

 

Большой юридический словарь.- М.:Проспект. А.В. Малько.2009.Недропользование представляет собой использование различными способами недр для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

«НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ — юридический институт, деятельность, связанная с использованием полезных свойств недр…» Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 326.

 

Вестник Российского университета дружбы народов. Выпуск № 2 / 2011 Волков Александр Михайлович Лютягина Е. А. НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, с.40-46(Научная библиотека КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/nedropolzovanie-kak-obekt-administrativno-pravovogo-regulirovaniya#ixzz4i9LvFrY6): (добавить в список литературы, если использовать)

Термин «недропользование» используется всеми учеными, занимающимися проблемами изучения недр. Однако само понятие этого термина трактуется по-разному. С.А. Дзейтов определяет недропользование как деятельность недропользователей в рамках полученной лицензии или заключенного соглашения о разделе продукции [6. С. 107]. С.В. Гудков определяет недропользование как предусмотренную и защищаемую законом деятельность пользователя недр, осуществляемую на территории Российской Федерации или на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, направленную в соответствии с целевым назначением вида недропользования на использование полезных свойств конкретного участка недр для изучения, разведки, добычи или использования иным образом содержащихся в них ресурсов, включая полезные ископаемые [5. С. 56]. Следовательно, они говорят о том, что недропользование — это деятельность недропользователей (пользователей недр) и только.

Другие исследователи используют термин «недропользование» через отдельные виды пользования недрами, выделяя их согласно Закону РФ «О недрах». Так, целью диссертационного исследования Д.Г. Храмова является установление юридической природы права пользования недрами (недропользова-

ния) и установление баланса использования частно-правовых и публично-правовых элементов при регулировании отношений, складывающихся в области пользования недрами. Однако ключевой вопрос о содержании термина «недропользование» им обходится в своей работе [22]. И.И. Павлов, рассматривая вопросы о понятии и элементах содержания правового режима использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа, никак не определяет сам термин «недропользование» [16]. Е.Ф. Гладун, исследуя вопросы разграничения компетенции в области недропользования в федеративном государстве, часто использует словосочетание «в сфере (области) недропользования», но не останавливается на определении термина «недропользование» [2]. А.В. Илюшин, анализируя точки зрения различных ученых, дает определение недрам как части природной среды. Сам термин «недропользование» в своей работе он использует, но также определяет его через виды пользования недрами [11. С. 17].

В учебных и научных публикациях по правовым основам недропользования (горному праву) можно также найти определения понятия «недропользование». Они сводятся к тому, что недропользование — это целенаправленная деятельность человека в сфере изучения и использования недр Земли, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных благ [3. С. 117; 13. С. 171; 17. С. 189]. Поскольку эта деятельность охватывает широкий спектр работ (начиная от геологического изучения недр и кончая освоением подземного пространства), то и число возможных видов и разновидностей пользования недрами довольно значительно, что предопределяет необходимость их научной систематизации и классификации, в том числе в рамках законодательства. Определение термина «недропользование» через понятия «пользование», «использование» является некорректным, т.е. это пустое определение, определение через самое себя (тавтология). Оно не раскрывает существа термина. Под горными отношениями (отношениями недропользования), например, в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах» понимались общественные отношения в области использования и охраны недр [15].

Прежде чем сформулировать понятие «недропользование», а это необходимо для определения недропользования как объекта административно-правового регулирования, нужно рассмотреть вопрос об элементах или стадиях процесса недропользования. Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос лежит на поверхности, и на него отвечают так. Недропользование — это деятельность определенных субъектов по геологическому изучению, добыче полезных ископаемых и освоению подземных пространств для других целей (т.е. реализация всех видов пользования недрами). Но ведь это только «техническое недропользование» (если только данный термин применим). Другими словами, это ни что иное, как «горный промысел», под которым в Уставе горном Российской империи «понимались поиск, добыча, очистка, обработка полезных ископаемых, находящихся на поверхности или в недрах земли: земель и камней; металлов; солей; горючих веществ» [19].

Но перед тем как осуществить «техническое недропользование» или «горный промысел» и во время него необходимо провести определенную работу, которая состоит из ряда стадий: формирование и опубликование перечней участков недр, аукционы или конкурсы по которым планируется провести; установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции, определение и разработка их условий, согласование и заключение таких соглашений; государственная экспертиза геологической информации; принятие решения об условиях проведения аукционов (конкурсов); проведение аукционов (конкурсов); лицензирование (предоставление разрешений на разработку месторождений); государственный учет (государственный баланс и кадастр, государственная регистрация работ по геологическому изучению недр); контроль и надзор за деятельностью недропользователей, подведение итогов деятельности.

И это еще не все, есть другие вопросы, которые также войдут в понятие «процесс недропользования», и без них никакое недропользование не состоится: организация органов исполнительной власти в области недропользования, определение и разграничение их полномочий и др. Все это также относится к административно-правовому регулированию недропользования.

Следовательно, процесс недропользования, как достаточно объемное понятие, включающее в себя не только процесс изучения и освоения подземных пространств, но и управленческий процесс, предваряющий и сопутствующий так называемому «техническому недропользованию», является объектом нашего исследования.

А.К. Голиченков определяет рациональное использование и охрану недр как деятельность, направленную в том числе на соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях [4. С. 311].

Анализируя недропользование как объект административно-правового регулирования, можно прийти к выводу о том, что он заключается в действиях (деятельности) субъектов предпринимательской деятельности (недропользователей). Такая деятельность направлена на рациональное освоение ресурсов недр Земли и воспроизводство полезных ископаемых.

Во всех случаях допуск частных компаний к недрам оформляется выдаваемой государством лицензией. Лицензия, будучи административным актом, оформляющим разрешение или допуск субъекта предпринимательской деятельности к недропользованию, задает характер взаимодействия государства и недропользователя. При такой модели лицензирования государство стоит над недропользователем.

Сам термин «допуск» предполагает, что он носит односторонний характер: государство единолично решает, допускать или нет, а если допускать, то на каких условиях кого-либо к разведке и/или разработке участков недр и освоения подземных пространств. В такой модели взаимоотношений государство всегда выступает в роли полноправного хозяина, а недропользователь — просящего, какими бы правилами о безотзывности лицензий при отсутствии нарушений со стороны недропользователя или невозможности одностороннего изменения условий лицензии закон не обставлял отношения между лицензиатом и лицензиаром.

Кроме того, при лицензионной системе экономическая ценность прав недропользования состоит лишь в тех правомочиях, которые предоставляются самому недропользователю в отношении участка недр. Скажем, недропользователь вправе добывать полезные ископаемые, осуществлять их продажу третьим лицам, получая тем самым определенный доход.

Следует отметить, что недропользование, безусловно, является объектом публично-правового регулирования. Соответственно, допуск к недрам может опосредоваться только публично-правовыми отношениями, складывающимися между государством и частными лицами. Предоставляя разрешение (лицензию) недропользователю на проведение геологического изучения и освоения подземных пространств, да и заключая соглашение о разделе продукции, государство действует как суверен, носитель публичной власти, а не как собственник имущества. Разрешая такой доступ, государство распоряжается принадлежащим ему в силу закона правом на поиск полезных ископаемых (геологическое изучение) и другие виды пользования недрами, проистекающим из его суверенных прав, и делегирует осуществление данных прав частному лицу (недропользователю). Поскольку предметом отношений, возникающих в этом случае между государством и недропользователем, являются публичные права, то и указанные отношения в целом следует квалифицировать как публично-правовые.

Д.В. Хаустов отмечает, что одним из эффективных инструментов, позволяющих государству решать управленческие задачи, не подавляя при этом установленной законодательством сферы частной свободы, выступает публично-правовой договор. Применение публично-правовых договоров является особенно актуальным для недропользования, предметная чистота и отраслевая самостоятельность которого основывается на институтах, сочетающих в себе одновременно публичные и частные элементы. Поскольку сфера недропользования находится в области публичного интереса, то государство, являясь единственным собственником ресурсов недр, призвано выступать одновременно в двух качествах: как участник хозяйственного оборота и как выразитель социальных интересов. В силу сказанного применение частноправовых инструментов в сфере недропользования в чистом виде невозможно из-за того, что диспозитивные методы регулирования не в состоянии должным образом защитить интересы общества в благоприятной для человека окружающей природной среде при рациональном недропользовании, обеспечить экологическую безопасность. В

свою очередь, и применение односторонне-властных административных средств также бывает неэффективно, а зачастую даже невозможно. В сложившихся условиях очевидна необходимость одновременного сочетания договорных начал с административно-властными средствами. Наиболее гармонично указанное сочетание реализуется в таком правовом институте, как публично-правовой договор [21. С. 3].

В регулировании отношений по предоставлению прав пользования недрами происходит постепенное сближение разрешительного и договорно-правового порядка пользования недрами (соглашения о разделе продукции, концессия недр) [20]. С одной стороны, договор (соглашение) носит публично-правовые черты, с другой — лицензионные условия приобретают форму договорных отношений, но только публично-правового договора.

Понятие «недра» — ключевое для правовых отношений, возникающих в процессе недропользования. В Конституции РФ не содержится определения понятия «недра». Данный термин употребляется здесь лишь однажды в п. «в» ч. 1 ст. 72, где сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся «вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами» [14].

И.А. Дроздов определяет первостепенную задачу, подлежащую решению, при моделировании правового регулирования недропользования [7. С. 31]. Она состоит в определении понятия «недра и недропользование». В российском законодательстве заложена модель обособления земельного участка и находящегося под ним пространства, т.е. недра отделены от земли и в силу специального указания закона не могут быть присвоены частным лицом. Хотя в юридико-техническом плане установление различного правового режима земли и недр создает определенные сложности, политически и экономически такое обособление оправданно. Предложенная модель позволяет сохранить недра как стратегический экономический ресурс в монопольной государственной собственности, одновременно допустив введение частной собственности на землю и, как следствие, ее активное участие в гражданском обороте. Кроме того, причиной обособления служит то, что земля и недра служат различным хозяйственным целям [18. С. 82].

Владение, пользование и распоряжение природными богатствами недр Земли осуществляются в большинстве стран с согласия государства. Данная практика, как отмечает Б.Д. Клюкин, установилась исходя из общепризнанной международной нормы о том, что владение, пользование и распоряжение природными богатствами своей страны, и в частности недрами и их ресурсами, рассматривается как неотъемлемый элемент суверенитета каждого государства [12. С. 44]. Поскольку земля и недра обособлены как объекты права, необходимо установить, где проходит граница между ними. Согласно действующему законодательству недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков (преамбула Закона РФ «О недрах») [8]. Данное определение вполне

соотносится с тем, что земельный участок представляет собой часть поверхности земли, в том числе почвенный слой (ст. 6 Земельного кодекса РФ) [9].

С учетом возможности распространения понятия недр на глубины мантии и многообразия видов пользования недрами В.Н. Кокин предлагает следующее определение недр: «Недра являются частью природной среды, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и промышленного, научного, культурного и иных видов освоения человеком» [13. С. 67].

В.Б. Ибрагимов дает иное понятие: «Недра — компонент природной среды, расположенный в подземном пространстве, состоящий из земной коры, мантии и ядра Земли и содержащий полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. Недра являются также природным ресурсом». Этот вариант дефиниции, полученный им в результате совмещения ресурсного и структурного подходов, отличается тем, что включает все существенные признаки определяемого понятия и, следовательно, в наибольшей степени отражает его содержание [10. С. 57].

Другой вопрос состоит в том, что именно в пределах верхней и нижней границы следует относить к недрам. Действующее законодательство справедливо считает недрами не только подземное пространство с содержащимися в нем полезными ископаемыми, но и все прочие горные породы, которые не относятся к полезным ископаемым. Поэтому государство, заинтересованное в охране недр, и установило, что объектом права его исключительной собственности являются не только полезные ископаемые, но и все содержимое недр.

Тогда недропользование как объект административно-правового регулирования — это урегулированная нормами права деятельность субъектов предпринимательской деятельности (недропользователей), призванная обеспечить изучение и рациональное освоение недр Земли в различных целях для получения определенных благ (материальных, духовных).

А административно-правовое регулирование недропользования может быть определено как регламентированная нормами права деятельность наделенных властными полномочиями государственных органов и должностных лиц по организации рационального освоения и охраны ресурсов недр Земли, воспроизводству полезных ископаемых, а также обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества. В данном определении исключается деятельность муниципальных органов, поскольку недра находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ и являются государственной собственностью; полномочиями по управлению (в том числе по представлению лицензий) должны обладать только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ [1. С. 16].

Включение положений о предоставлении разрешений органами местного самоуправления на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых и участков недр местного значения в ст. 5 Закона РФ «О не-

драх» противоречит Конституции РФ, не соответствует ч. 1 ст. 1.2 и ч. 2 ст. 2

Закона РФ «О недрах» и ведет к конфликтным ситуациям.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Волков А.М. Административно-правовое регулирование недропользования в Российской Федерации: Монография. — М.: Издательство «Щит-М». 2009.

[2] Гладун Е.Ф. Разграничение компетенции в области недропользования в федеративном государстве (конституционно-правовое исследование на материалах России, США и Канады): Автореф. дисс.... к.ю.н. — Тюмень, 2004.

[3] Горное право. Обзорный курс лекций. — М.: Изд-во «Олита», 2005.

[4] Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов: Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Изд. Дом «Городец», 2008.

[5] Гудков С.В. Правовое обеспечение государственного регулирования недропользования: Дисс.... канд. юрид. наук. — М., 2005.

[6] Дзейтов С.А. Государство и правовое регулирование отношений в области недропользования: Дисс.... докт. юрид. наук. — М., 1999.

[7] Дроздов И.А. О развитии правового регулирования недропользования // Вестник ВАС РФ. — 2007. — № 8. — С. 30-45.

[8] Закон РФ «О недрах» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 16. — Ст. 834.

[9] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СЗ РФ. — 2001.

— № 44. — Ст. 4147.

[10] Ибрагимов В.Б. Недра и Закон «О недрах»: проблема соотношения понятий // Нефть, Газ и Право. — 2010. — № 3. — С. 46-57.

[11] Илюшин А.В. Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах (по материалам Сибирского федерального округа): Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — Тюмень, 2008.

[12] Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. — М.: Горо-дец-издат, 2000.

[13] Кокин В.Н. Недропользование: теоретико-правовой анализ. — М.: ООО «Нестор Академик Паблишерз», 2005.

[14] Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — № 237. — 25 дек.

[15] Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах // Ведомости ВС СССР. — 1975. — № 84. — Ст. 435.

[16] Павлов И.И. Правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — М., 2008.

[17] Перчик А.И. Горное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Издательский Дом «ФИЛОЛОГИЯ ТРИ», 2002.

[18] Сыродоев Н.А. К вопросу о понятии недр и правовой классификации полезных ископаемых // Правоведение. — 1966. — № 2. — С. 80-85.

[19] Устав монетный, горный, о соли // Полное собрание законодательства. — СПб., 1832.

— Т. VII.

[20] Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 № 225-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 18.

[21] Хаустов Д.В. Публично-правовые договоры как особый инструмент государственного регулирования природопользования: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — М., 2003.

[22] Храмов Д.Г. Право пользования недрами в Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — М., 2004.

Ламерт Дмитрий Андреевич Журнал Интерэкспо Гео-Сибирь Выпуск № 3 / том 3 / 2015 с. 46-57, Научная библиотека КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsedury-predostavleniya-prava-polzovaniya-zemelnym-uchastkom-nad-nedrami-s-tselyu-geologorazvedki-i-dobychi-poleznyh#ixzz4i9WC0TBw (добавить в литературу,если использовать

Основным документом, регулирующим недропользование в России, является Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах». В законе устанавливаются основные принципы и правила регулирования отношений в недропользовании, а также полномочия органов власти в отношении недр, последовательность проведения процесса получения лицензий, виды пользования недрами и другие процедуры, которые необходимы для регулирования недропользования.

С момента принятия этого Закона РФ «О недрах» в России сформировались и реализуются в настоящее время следующие принципы недропользования:

1) распоряжение недрами осуществляется исключительно уполномоченными федеральными органами (принцип «одного ключа»);

2) платное пользование недрами (недропользователь уплачивает разовый и регулярные платежи в зависимости от вида пользования недрами, а в процессе освоения недр - налоги и платежи рентного характера (НДПИ, вывозная таможенная пошлина);

3) лицензионный порядок предоставления недр в пользование.

Лицензионный порядок предоставления недр в пользование - это строгая

процедура, закреплённая в законодательстве и позволяющая компаниям получать право на пользование недрами и непосредственно осуществлять освоение полезных ископаемых. Пользование недрами, в зависимости от целей, подразделяется на пять видов, три из которых непосредственно связаны с освоением полезных ископаемых:

1. Проведение геологоразведочных работ, которые направлены на общее геологическое изучение недр, работ по прогнозированию землетрясений и изучение вулканической деятельности, подземных вод, а также проведение иных работ, не нарушающих целостность недр.

2. Геологическое изучение, включая поиск и оценку месторождений полезных ископаемых.

3. Разведка и добыча полезных ископаемых.

В соответствии с видами пользования недрами государство выдаёт лицензии трёх видов - на геологическое изучение (поиск и оценку), разведку и добычу или так называемую «сквозную» лицензию, включающую и геологическое изучение, и разведку и добычу полезных ископаемых.

Региональное геологическое изучение недр осуществляется геологическими производственными государственными компаниями, которые с 2011 г. объединены в предприятие ОАО «Росгеология», 100% капитала которого находится в собственности государства.

Пользование недрами с целью геологического изучения (поиск и оценка), а также разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется отдельными недропользователями в порядке, включающем следующую последовательность процедур.

В первую очередь, недропользователь осуществляет выбор участка недр, который в дальнейшем он будет готов осваивать и сочтет его экономически выгодным на основе информации, предоставленной Федеральным агентством по недропользованию (ФАН) и опубликованной в федеральном, республиканском, краевом, областном или других ответственных за это органах печати.

Далее, в соответствии с Законом РФ «О недрах», получение участка недр в пользование осуществляется на конкурсной или аукционной основе. Исключение составляют участки недр федерального значения, расположенные полностью или частично на континентальном шельфе России, а также содержащие газ из утверждаемого Правительством РФ перечня участков недр федерального значения - они предоставляются в пользование без проведения аукционов.

Следует отметить, что в последнее время процесс лицензирования недр осуществляется преимущественно на аукционной основе.

Аукцион проводится после того, как все желающие субъекты предпринимательской деятельности подали в ФАН или его территориальное подразделение заявки на участие и оплатили необходимые платежи. Победителем аукциона признаётся участник, предложивший наибольшую цену, которая в последующем составляет размер разового платежа за пользование недрами. Победитель аукциона получает лицензию на рассматриваемый участок и должен выплатить сумму разового платежа в сроки, установленные в соответствии с условиями конкурса.

 

В случае если на участие в аукционе была подана только одна заявка, выдача лицензии единственному участнику является правом, но не обязанностью органов исполнительной власти.

Таким образом, по результатам аукциона документально оформляется лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу или сквозная, которая затем регистрируется в Федеральном агентстве по недропользованию (ФАН). Именно в момент регистрации лицензии у недропользователя и возникает право пользования участком недр. С момента регистрации лицензии недропользователь может и должен осуществить полный комплекс геологоразведочных работ (сейчасморазведка и глубокое бурение) с целью поиска и оценки недр на предмет выявления промышленно значимых запасов полезного ископаемого, а в последующем провести их доразведку и осуществить ввод в промышленную эксплуатацию.

Процедуры, позволяющие приступить к недропользованию

Получение лицензии на право пользования участком недр - это только первый шаг недропользователя на пути к освоению перспективного участка недр. Перед началом геологоразведочных работ на участке, недропользователь должен получить ряд дополнительных разрешений, без которых он не сможет приступить к поиску, оценке, разведке или добыче полезных ископаемых. Виды таких разрешительных документов можно разделить на две группы, первая группа связана с получением документов, разрешающих пользование недрами, а вторая - с пользование земельным участком, находящимся над недрами:

на пользование недрами:

• оформление геологического отвода;

• оформление горного отвода;

• составление и согласование технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ по освоению полезных ископаемых.

на пользование земельным участком:

• право проведения работ на земельном участке (получить участок в собственность, заключить договор аренды или оформить сервитут);

• экологическая экспертиза.

Так, после прохождения процедуры получения лицензии, недропользователь должен получить геологический отвод для проведения геологоразведочных работ и горный отвод - для добычи полезных ископаемых.

Оформление геологического отвода необходимо недропользователям с лицензией на геологическое изучение недр, которое не предполагает существенного нарушения целостности недр, в основном для сейсморазведочных работ. Границы геологического отвода оформляются в соответствии с лицензией.

Оформление горного отвода необходимо для того, чтобы недропользователь мог начать добычу полезных ископаемых или геологоразведочные работы, которые предполагает нарушение верхнего слоя земли и использование недр (к которым относятся поисково-оценочное и разведочное бурение). Горный отвод представляет собой геометризованный участок недр, при его определении учитываются границы уже разрабатываемого месторождения. Первоначально границы горного отвода определяются при предоставлении лицензии недропользователю, однако после составления и утверждения плана технических работ, его границы уточняются и включаются в лицензию в качестве неотъемлемого пункта.

Составление технического проекта по освоению полезных ископаемых является еще одним важным пунктом в процессе подготовки к разработке недр. Составление и реализация проектов осуществляется согласно полученной недропользователем лицензии. В процессе его разработки проводится сравнение различных схем расположения объектов и технологических схем с экономической и технической точек зрения. В проектную документацию в отношении освоения углеводородного сырья включаются следующие материалы: проект опытной (пробной) эксплуатации поисковой скважины, проект пробной эксплуатации единичных разведочных скважин, проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема опытно-промышленной разработки месторождения (залежей или участков залежей), технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения, предписанных Положением РФ от 3 марта 2010 г. №118.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, при подаче заявления на согласование проектной документации, недропользователь также должен приложить и копию заключения государственной экспертизы запасов.

Таким образом, получение разрешительных документов (оформление геологического и/или горного отвода, технического проекта и иной проектной документации) на пользование недрами являются неотъемлемой частью начала процесса освоения недр. Однако наличие разрешительных документов на право пользования недрами является необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы недропользователь смог непосредственно приступить к освоению этого участка недр. Поэтому начало геологоразведочных работ тесно связано также с получением документов, дающих недропользователю право использовать земельный участок, находящийся над недрами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: