Почему Рудин отказывается от брака с Натальей Ласунской?




Основной ход событий в сюжете романа И.С. Тургенев свел к любовным отношениям Рудина с Натальей, как мне кажется, с тем чтобы показать через них все слабые стороны характера Рудина, воспитанные еще в московском кружке. Личные качества Натальи, способной к серьезным и глубоким переживаниям, требуют от Рудина проявлений серьезности и искренности намерений и интересов. Светская чопорность и претенциозность Ласунской очень сильно связывают его в отношениях с девушкой. А шпионские навыки личного секретаря хозяйки дома придают развитию этих отношений очень невыгодную для Рудина быстроту.

События протекают в обстановке дворянской усадьбы, где Рудин – «случайный, заезжий гость, а все прочие - свои люди». Характер Рудина раскрывается, в основном, с психологической стороны. В нем выражена та же идея, что и в характере щигровского Гамлета: отвлеченные философские умствования приводят, на мой взгляд, к одностороннему развитию личности; я считаю, что они поглощают все прочие стороны души - иссушают чувство, ослабляют волю, лишают человека искренности и уверенности в себе. И другие герои романа осуждают за это Рудина. У Рудина есть «проклятая привычка каждое движение жизни, своей и чужой, пришпиливать словом, как бабочку булавкой…»; он «холоден как лед, и знает это, и прикидывается пламенным»,- так говорит о нем Лежнев. «Его, как китайского болванчика, постоянно перевешивала голова», - замечает о нем Пигасов.

Любовные отношения в сюжете романа и должны оправдать такое понимание характера главного героя. Рудин старается увлечь девушку, но сам увлекается ею, только подчиняясь ее увлечению; он полюбил ее только в своем воображении, только на словах. И когда перед ним встает необходимость решить судьбу Натальи и отвечать за ее честь, он пугается, отступает, пытается отделаться красивыми фразами и свалить вину на других. Таковым мы видим Рудина в основных сценах романа. Но содержание романа не сводится ко всем этим психологическим разоблачениям. Потерпев поражение на любовном свидании, Рудин далее выступает не как рядовой либеральный дворянин, испорченный односторонним развитием, но как человек, стремящийся применить свои недюжинные способности к крупным событиям общественной жизни. Рудин гибнет на революционных баррикадах Парижа. В письме к Наталье, испытав поражение в любви, Рудин теряет самоуверенность и обличает самого себя. Теперь он сознается в односторонности своей рассудочной жизни, в неспособности отдаться чему-либо всей душой и чего-либо достигнуть. При новой встрече с Лежневым он подтверждает это грустной историей своих неудач. В этом свете его гибель на баррикаде, уже оставленной повстанцами, выглядит не как героический поступок, а скорее как самоубийство. Эта завершающая сцена романа имеет, мне кажется, символическое значение. Писатель намекает на то идейно-политическое поражение, которое потерпели русские дворянские революционеры в результате событий 1848 г. - и Герцен с его «духовной драмой», и М. Бакунин, попавший в тюрьму за участие в дрезденском восстании. Вместе с тем новая оценка Рудина, данная Лежневым в конце романа, содержит и попытки примирения. Осуждая друга юности за «космополитизм», он стремится оправдать в нем склонность с ораторству и романтические настроения, возникшие еще в студенческом кружке. Эти перемены в мыслях Лежнева вызваны обстоятельствами его собственного развития.

 

 

Рудин много и красиво рассуждает о любви, но после горячего объяснения с Натальей не столько непосредственно чувствует себя счастливым, сколько старается доказать себе это: «Я счастлив, — произнес он вполголоса. — Да, я счастлив, — повторил он, как бы желая убедить самого себя», — а в письме к Наталье должен признаться: «Как доказать вам, что я мог бы полюбить вас настоящей любовью — любовью сердца, не воображения, — когда я сам не знаю, способен ли я на такую любовь!» Наконец, всем кругом событий, связанных с историей любви Рудина, Тургенев подчеркивает, что Рудин, отправляясь от надуманных схем, как бы проходит над жизнью. Недалекая Дарья Михайловна Ласунская при первом знакомстве с Рудиным восклицает: «Какой вы мастер определять человек!» Однако в действительности ни одно определение Рудина не является верным. Он не умеет проникнуть в реальные характеры людей, а создает в своем уме человека по выдуманной схеме, и естественно, что всякая попытка действовать в соответствии с этими построениями кончается неудачей. Все поведение Рудина по отношению к Наталье, начиная с первых встреч и до последнего свидания у Авдюхина пруда, вытекает из его воображаемого, а не действительного представления об этой девушке. Рудин далек был от понимания того, что делалось в душе Натальи, насколько серьезно, глубоко и правдиво было ее чувство, как сильна ее воля. Тем неожиданней был для него финал, которым завершились их отношения. «Я вас не знал, а я думал, что знал вас!.. — пишет он в прощальном письме. — Я проводил с вами часы за часами, и я не узнал вас; я едва ли даже старался узнать вас». Читая историю о Рудине и Наталье, мы невольно приходим к выводу, что герой слаб и беспомощен, когда от слов надо переходить к делу. Именно поэтому, я считаю, Рудин и отказывается от брака с Натальей Ласунской.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: