И порядок проведения ОГЭ по информатике»
Учитель информатики
Веселаго Г.В.
Процесс Государственной итоговой аттестации предусматривает применение стандартизированных тестов для контроля качества подготовки учащихся и в целом всего учебного процесса в средней школе.
Предлагаемый комплекс испытаний подразделяется на 2 групповых категории:
- Часть 1 экзаменационной работы содержит 18 заданий - 11 базового уровня сложности и 7 повышенного уровня сложности. Первые шесть задач с одним верным ответом из четырех вариантов (это задания категории А) и двенадцать заданий, где ответом может быть как слово, так и число или целая цифровая последовательность (это задания категории В).
- Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности – выпускнику предлагается два тестовых испытания. Но для каждого нужен самый подробный и развернутый ответ. Скорее всего, понадобится и достаточно сложное решение. В номерах заданий 19 и 20 потребуется написать программу по двум предлагаемым заданиям (это задания категории С).
После выполнения заданий части 1 экзаменуемый сдает бланк для записи ответов и переходит к выполнению заданий части 2.
Продолжительность экзамена составляет 150 минут. Разработчики тестов советуют задания категорий A и B выполнить за 75 минут, высвободив оставшееся время для написания задания по программированию (категория C).
Практическая часть
Предварительно учащийся выбирает программно-техническое обеспечение и соответствующий язык для выполнения второй части ОГЭ. В соответствие с указанными параметрами ему предоставляется рабочее место, оборудованное компьютером. Для выполнения задания 19 необходима программа для работы с электронными таблицами. Для выполнения задания 20.1 рекомендуется использование учебной среды исполнителя «Робот», второй вариант задания (20.2) предусматривает запись алгоритма на изучаемом языке программирования.
Варианты допускаемых языков для написания программы:
- Алгоритмический язык
- Бэйсик
- Паскаль
- КуМир
- C++
- Python
Выполнением каждого задания практической части является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе (текстовом редакторе или электронной таблице). Участники экзамена сохраняют данные файлы в каталоге под именами, указанными организаторами экзамена (техническим специалистом).
В бланки ответов (после выполнения работы на компьютере) вписываются наименования файлов с выполненными заданиями, включающими в себя уникальный номер (номер КИМ).
Дополнительные материалы на экзамен приносить запрещено, в том числе и непрограммируемый калькулятор.
Приступая к 2 практической части (категории C), ученик получает в распоряжение персональный компьютер.
Что касается показателей успешности, то для оценки «удовлетворительно» участнику ОГЭ достаточно набрать 5 баллов. Максимальное же количество при верном решении всех 20 вопросов ОГЭ составляет 22 балла. Ниже представлена шкала перевода баллов в отметки ОГЭ 2019 по ИНФОРМАТИКЕ_И_ИКТ сайта ФИПИ
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале | ||||
Отметка по пятибалльной шкале | "2" | "3" | "4" | "5" |
Общий балл | 0 - 4 | 5 - 11 | 12 - 17 | 18 - 22 |
Диагностика при подготовке позволила выявить следующие проблемы:
1) выбор некоторыми учащимися экзамена является неосознанным;
2) плохая информированность некоторых родителей о том, какие экзамены собирается сдавать ученик и уровень его подготовки по предмету;
3) высокий уровень самооценки некоторых учащихся;
4) для успешной сдачи необходим более продвинутый уровень знаний учащихся, т.е. необходима индивидуальная и дифференцированная работа по подготовке к экзамену.
С чего начать подготовку? Конечно же, с восполнения пробелов в теоретических знаниях. Стоит особое внимание уделить:
1. системам счисления и переводу чисел между ними с использованием различных методов;
2. основным математическим операциям над числами в разных системах счисления;
3. операциям над множествами;
4. расчету объема графического, текстового, звукового файла и видеофайла;
5. основам алгебры логики.
На что нужно обратить особое внимание при подготовке к экзамену? На умение анализировать и обрабатывать большой массив данных, разрабатывать и записывать несложный алгоритм. В то же время знание каких-то определенных операционных систем и прикладных программных продуктов и умения ими пользоваться не требуется и не проверяется.
При обработке данных в электронных таблицах необходимо тщательно отрабатывать навыки и умения использовать различные средства: формулы, сортировку данных, относительные ссылки, функции и т.д. Без этого некоторые задания (например, номер 19) выполнить невозможно, так как объем данных очень большой.
Обращайте внимание ребенка на то, что ответы нужно записывать в указанные ячейки.
Приучайте внимательно, не торопясь читать условие задания и выполнять только то, что требуется.
Например, в задании номер 20 предлагают выполнить один вариант из двух на выбор. Некоторые выполняют два варианта в надежде получить больше баллов. Однако нужно понимать, что проверять будут только один. Поэтому не стоит напрасно тратить время, и если оно осталось, лучше перепроверить выполненную работу.
Чтобы справиться с заданием 20 — оно является заданием высокого уровня — на самом деле не обязательно быть суперпрограммистом. Почему? В самом условии дается подробнейшая инструкция, как его выполнять. Поэтому экзаменуемым достаточно владеть основами алгоритмизации и неуклонно следовать указаниям этой инструкции.
Познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий. Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:
· информация и информационные процессы,
· информационные технологии,
· алгоритмы и исполнители,
· основы логики.
Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ:
· систематизация материала для подготовки учащихся к ОГЭ,
· создание или использование готовых тестовых заданий по разделам,
· использование видеоуроков для объяснения, тестирующих оболочек,
· знакомство с имеющимися методическими рекомендациями.
Обязательное ознакомление учащихся и родителей дает гарантию адекватного выбора экзамена заинтересованность всех сторон в успешной сдаче экзамена.
Существует возможность подобрать немало полезных методичек, чтобы была успешно реализована подготовка к ОГЭ по информатике 2019 года.
На своем сайте (fipi.ru) представляет самую свежую подборку дополнительных задач, экзаменационных демоверсий и онлайн-тестов по информатике.
Некоторые тесты можно скачать на собственный компьютер, другие доступны только с сайта.
Онлайн-тесты к ОГЭ по информатике на сайте Полякова Константина Юрьевича
Решу ОГЭ - образовательный портал для подготовки к экзаменам Гущина Д. Д.
https://yandex.ru/tutor/?exam_id=2
Онлайн тесты https://ege.yandex.ru/informatics/
4ЕГЭ https://4ege.ru/gia-in-9/56814-demoversii-oge-2019.html
Видеоканалы YouTube
- «Подготовка к ОГЭ по информатике», автор: Андрей Рогов
Изменения в ОГЭ 2019 по сравнению с ОГЭ 2018 отсутствуют.
Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ требует хорошо продуманной системы работы учителя как на уроке, так и во внеурочное время. Эту работу нужно начинать с 8-го класса, внося в планы уроков задания, ориентированные ОГЭ и ЕГЭ. Можно на уроке предусмотреть мини-тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания давать в стандартном формате, соответствующем материалам экзамена.
В рабочей программе присутствуют уроки «Обобщения и систематизации материала», где целенаправленно необходимо заниматься подготовкой к ОГЭ. После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий подобных заданиям ОГЭ. Если же ученик и во второй раз показывает такой же результат, то в индивидуальном порядке происходит разбор тех тестовых заданий, в которых допущены ошибки.
Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми тестами по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ОГЭ, а также из сборников для подготовки к ОГЭ.
Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты, умело составленные, могут выполнять не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.
С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» ученика к ОГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. Все результаты заношу в «Журнал по подготовке к ОГЭ», чтобы вести рефлексию.