ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5-6. ВОПРОС 3 (КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС КАК ПОЛЕВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ И УЧЁНЫЙ-ТЕОРЕТИК)




Значко В.В.

Факультет русской филологии и документоведения, III курс, гр. 320971 (3РМ)

(очная форма обучения)

Клод Леви-Стросс (1908-2009 ) был философом, этнографом, историком, антропологом, культурологом, социологом и в определенной степени лингвистом и психологом. Этнографические экспедиции в малоисследованные районы Бразилии, многолетняя преподавательская и научная работа в университетах Бразилии, США и Франции привели к глубоким научным результатам, осмысление которых продолжается.

Леви-Стросс в своих культурологических воззрениях поместил этнографию / этнологию в центр наук о человеке, характеризуя ее появление и развитие как новый этап гуманизма: благодаря изучению бесписьменных форм цивилизации открывается возможность создания наиболее исчерпывающей картины связи человека с природой. Постижение посредством переживания смысла иной культуры, утверждал учёный, приводит этнолога и к самопознанию, и к познанию собственной культуры. Леви-Стросс выступал за постижение культуры на основе исторического подхода (выделяет два типа истории – историю стационарную, характеризующуюся замедленным ходом развития, и историю кумулятивную – быстрое, скачкообразное развитие), много писал о многообразии и равноправности человеческих культур. Согласно его теории, первобытному мышлению свойственно единство чувственного и рационального начал, их гармония, утраченная современной западной цивилизацией.

В связи с исследованием культуры туземных племен Леви-Стросс заявлял об опасности «ложного эволюционизма» (работа «Раса и история»), когда прогресс человечества считается единым процессом, относительно которого все цивилизации находятся на разных стадиях (теория Э.Б. Тайлора). Никакая из существующих цивилизаций, подчеркивал Леви-Стросс, не может претендовать на воплощение в наибольшей мере некой мировой цивилизации: «мировая цивилизация может быть, в мировом масштабе, только коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность ». Культура в этнологическом понимании термина представляется в работе как совокупность основных характеристик социума – структуры (разделения на классы, группы, касты по различным признакам), верований, языка и искусства. Основываясь на данных параметрах культуры, при описании человеческих рас Леви-Стросс сосредотачивается на сходных, базовых, объединяющих их факторах – социальной структуре (в частности, институте брака), религии и морали, а также эстетики. Религия, по мнению исследователя, является прародителем культуры (в данном случае уже как показателя степени развития социума), государственных институтов, права и политики. Говоря о сходстве ценностей разных цивилизаций, учёный видел отличие в особых подходах к их реализации в различных культурах. Он ратовал за максимальное сохранение самобытности цивилизаций при сохранении и развитии контактов между различными культурами. Существенными факторами культурного многообразия, согласно К.Леви-Строссу, являются: соположение / несоположение культур во времени и пространстве; наличие / отсутствие общих корней; наличие / отсутствие контактов между культурами.

Самой известной работой Леви-Стросса является «Структурная антропология», вышедшая во Франции в 1958 г (рус. пер. в 1983). Этой работой положено начало новому научному направлению – структурализму, в основе которого лежит междисциплинарность – объединение социального и гуманитарного знания о человеке и обществе в разрезе мировой культуры. Методологическому оформлению этого нового подхода предшествовало открытие ученым символической функции в строении фактов культуры. Это открытие, сделанное Леви-Строссом в годы молодости – в период его экспедиций к индейцам Западной Бразилии, – позволило найти путь к пониманию иной культуры, к проникновению в ее стиль не столько через «вживание», сколько через раскрытие ее интеллектуальных механизмов. Спустя почти двадцать лет после экспедиций это личное открытие было изложено Леви-Строссом в его научно-художественном произведении «Печальные тропики» (1955), построенном в форме путевых заметок, со свободными переходами от наблюдения к психологическому толкованию.

Структурная антропология как методологический подход обнаруживает в изучаемой культуре присущие ей знаковые системы – действенную символику, способную запечатлевать наиболее важные ментальные связи. Структурно-семиотическое моделирование предлагает своего рода путешествие к мыслительным структурам туземцев, объективированным в фактах культуры и постоянно воссоздающимся в ней. Леви-Строссс не оставил ни методических рекомендаций по применению созданного им метода, ни учебника, если не считая таковым конспекты, прочитанных им в Коллеж де Франс лекций, тематика которых ежегодно менялась в зависимости от исследовательских интересов ученого. Когда в 1983 г. во Французской Академии наук состоялось специальное заседание о структуральном подходе / методе, докладчиком там выступил не его создатель, а последователь Леви-Стросса, генеральный секретарь журнала «L’Homme» Жан Пуйон.

В России творчество Клода Леви-Стросса неизменно вызывало глубокий интеллектуальный и гуманистический интерес. Его структурно-семиотический метод изучения мифов уже в 1973-1976 гг., благодаря усилиям Е.М. Мелетинского (знаком нам по работе «От мифа к литературе»), организаторского и научно-методического характера, стал известен широкой научной общественности. Семиотические исследования в российской этнологии и фольклористике, испытав несомненное влияние идей Леви-Стросса, вместе с тем, не были для них ни tabula rasa, ни ареной противодействия, так как почва для конструктивного восприятия этих идей (либо осознанного дистанцирования от них) была подготовлена отечественной традицией гуманитарных наук – приоритетными работами В.Я. Проппа, Л.С. Выготского, П.Г. Богатырева, а позднее культурологическими находками Ю.М. Лотмана и серией «Труды по знаковым системам», издававшейся в Тарту.

В заключение важно отметить, что главное, чем мы обязаны Клоду Леви-Строссу, это повышение статуса гуманитарного знания в современном мире и осмысление новой роли гуманитарных исследований для будущего человечества.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Клод Леви-Стросс: тот, кто ставил правильные вопросы / С.В. Иванова

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klod-levi-stross-tot-kto-stavil-pravilnye-voprosy/viewer

2. Клод Леви-Стросс. Мост между современными и бесписьменными обществами / Александр Островский

Режим доступа: https://www.c-cafe.ru/days/bio/49/levi.php

3. Многообразие культур по К.Леви-Строссу / А.А. Алексеева

Режим доступа: https://vk.com/doc10735446_545165949?hash=ed1d28e012a8d5769e&dl=e0c4ea727a0e765434



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: