ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования и направлено на становление основ личности.

Дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.

Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.

Именно это обстоятельство, по мнению В.А.Ситарова, дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития как общей, так и дошкольной дидактики.

В отечественной дидактике сложились две противоположные точки зрения относительно содержания дошкольного образования.

Сторонники первой утверждали, что ребенок–дошкольник может усвоить только представления об отдельных предметах окружающей действительности, но не их взаимосвязь.

Так называемый «объективный», или «предметный», принцип явился основой построения «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» в 1938 г.

Вторая точка зрения была связана с исследованиями Л.С.Выготского (1896-1934), который выявил способность детей дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи и овладевать системными знаниями.

Логическим развитием его взглядов является современное направление в дошкольной дидактике – формирование системности знаний у дошкольников (В.И.Логинова, П.Г.Саморукова).

Данная концептуальная позиция легла в основу создания единых, типовых государственных образовательных программ, предусматривающих овладение детьми двумя категориями знаний и умений:

1) знаниями, приобретаемыми в ходе повседневного общения с окружающим миром;

2) знаниями, приобретаемыми в процессе специально организованного процесса обучения на занятиях.

В современном дошкольном образовании его содержание ориентируется на освоение детьми различных знаний об окружающей действительности в их взаимосвязи и взаимопроникновении, что способствует переходу ребенка из «зоны ближайшего развития» на «уровень актуального развития» (Л.С.Выготский).

Согласно современным исследованиям Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт, В.И.Логиновой, З.И.Михайловой, содержание знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока): мир природы, мир людей, мир предметов.

Наиболее сложным и менее разработанным является вопрос - о приобщении ребенка к социальному миру в связи со значительной переоценкой ценностей в современном обществе.

В процессе ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром предполагается решение следующих задач:

- обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний и развитие на этой основе интереса;

- развитие мышления ребенка - осознания себя и своего места в мире природы и людей;

- развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, а также культуру общения в разных условиях.

В результате решения этих задач ребенок приобретает ценностные установки, влияющие на становление личности и формирование его отношения к познанию и средствам познания как ценности и важному личному достоянию.

Условием решения этих задач является организация комплекса тех видов деятельности, которые характерны для дошкольного возраста.

Одним из наиболее перспективных направлений в дошкольной дидактике в настоящее время признается установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности – познавательной, учебной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой.

При этом подчеркивается настоятельная потребность в организации процесса обучения дошкольников на основе целостности его познавательной деятельности.

В современном российском дошкольном образовании осуществляется создание различных образовательных программ для дошкольных учреждений, право на самостоятельный их выбор из рекомендованных органами управления образованием.

Данные программы определяют содержательную характеристику целостного педагогического процесса в учреждениях.

Основу составляют определенный взгляд на ребенка, особенности и закономерности его развития, создание условий, способствующих становлению личности в единстве ее индивидуальных и социальных качеств.

Т.И.Ерофеева предлагает классификацию современных программ дошкольного образования:

- вариативные и альтернативные (по их филосовско-концептуальным основам);

- комплексные и парциальные (по объему и направлениям их содержания);

- базовые, федеральные, региональные, муниципальные (по степени их территориального распространения).

Разработчики программ предлагают различные подходы к реализации принципа личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми посредством обеспечения:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

- эмоционального благополучия каждого ребенка;

- интеллектуального развития ребенка;

- условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщения детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействия с семьей.

Современные программы дошкольного образования предусматривают организацию педагогического процесса, как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности в свободное время на основе оптимального сочетания их индивидуальных и коллективных форм.

Программа становится ведущим и необходимым документом для учреждений. Он определяет общие принципы, конкретные направления их функционирования, а также особенности содержательной характеристики педагогического процесса с указанием возможностей использования вариативных технологий их практической реализации.

В настоящее время в качестве комплексных образовательных программ, представленных крупными педагогическими коллективами и рекомендованными Министерством образования и науки РФ, являются – «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и др.

Кроме этого, в современном отечественном дошкольном образовании широкое распространение получили комплексные программы – «Детский сад – дом радости» (Н.М.Крылова), «Одаренный ребенок» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко) и парциальные программы – «ТРИЗ», «Юный эколог», «Мы» (Н.Н.Кондратьева), «Росток» и т.д.

ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: