Прагматизм.
В обыденном понимании прагматизм равен практичности и должен быть противопоставлен спекулятивным философским беседам и концепциям. В предыдущие периоды развития в философии уже возникали учения, призванные снизить степень «спекулятивности и созерцательности» философии, например шотландская «философия здравого смысла»[1] и утилитаризм[2]. Прагматизм стал первым полноценным филсофским учением возникшим в США[3].
Влияние европейской философии на прагматистов было огромным. Джеймс и Дьюи неоднократно бывали в Европе и поддерживали переписку с европейскими учеными.
Прагматизм оказал огромное влияние на развитие общественных наук в США: психологии, педагогики, социологии, а также истории.
Чарльз Пирс (1839-1914). Прагматицизм.
Рос в Кэмбридже в Массачусетсе. Отец - крупный математик и убежденный англиканин, считал математику наукой о божьем труде. Эксцентричен. Финансовые трудности. Изредка преподавал в Гарварде. Работал геодезистом. Увлекался кантовским учением о категориям и натурфилософией Шеллинга. Как философ в полной мере заявил о себе в статьях вышедших в 1877-1879 гг. ("Закрепление верования" и «Как сделать наши идеи ясными»), но известность получил только благодаря речи У. Джеймса в 1897 г. Публиковал только статьи, а полное собрание его трудов было опубликовано только в 1930-е гг., но оно составило 8 томов.
Создание логики современного типа: не отрывал «чистую логику» от психологии мышления. Анализировал принципы, которыми пользуется ученый в процессе познания. В итоге он пришел к выводу о том, что существуют определенные «Руководящие принципы выводов» (РПВ) - привычки ума – используются, когда нет возможности проверить. Их суть заключена в «belief » - только когда есть верование (а не сомнение), формируются РПВ. Тогда как сомнение – это неудовлетворение и стимул для действия и перехода к состоянию belief. Верование не дает стимула к действию само по себе, но является твердым мнением, которое позволит действовать (согласуясь с привычкой) в случае необходимости. Оно связано с реальностью по средством научного метода.
Процесс перехода от сомнения к верованию это исследование.
[Сомнение -> исследование -> Верование -> Твердое мнение -> Привычка]
Научное исследование имеет три стадии:
1. Абдукция – выдвижение неожиданный теории (творческая стадия)
2. Дедукция – выведение следствий о непротиворечивости теории.
3. Индукция – проверка следствий статистикой. Если гипотеза верна, то она перестает быть невероятной (получается что-то вроде принципа невероятное – очевидно)
Итог: получение твердого мнения. Оно важнее истины.
Истина это всего лишь особенность. Это особенность некого утверждения, в которое мы веруем и которое проверено нами опытом и размышлениями, которое позволит нам вести себя так, чтобы мы могли удовлетворить конкретные желания. «Сказать, что истина означает больше этого - значит сказать, что она не имеет никакого смысла вообще».
Закрепление твердого мнения (этапы развития в истории в т.ч.):
1. Метод упорства – сила, прямота, простота. Верить полезнее, чем сомневаться. Индивидуализм.
2. Метод авторитета – допущение одних верований и не допущение других. Общественный метод. Теократия.
3. Априорный (метафизический) метод – исследование формирует теории: материалистические или спиритуалистические. Но мода на теории всегда колеблется.
Переход к этому методу впервые совершил Декарт, отбросив догмы схоластов и начав поиск РПВ в мышлении.
4. Научный метод – когда с помощью исследования люди приходят к одинаковым результатам. Необходимо признать существование реальных вещей, свойства которых не зависят от нашего мнения о них. Они всегда воздействуют на органы чувств, делая вещи познаваемыми. Мнения людей должны сходиться с фактами, тогда научный метод работает.
Моральное поведение – обязательно в науке. Преступник не может быть ученым.
Мышление.
Декарт отличия ясной идеи от кажущейся ясной идеи. Лейбниц уточнил отчетливость, но свел ее к формальным дефинициям. Следовательно надо искать подлинную ясность.
Мышление это «музыкальная» последовательность ощущений проходящих в сознании, а верование это полуритм данной симфонии. Завершение полуритма ведет к успокоению и выработке привычки.
А. Привычки зависят от мысли.
Б. Наши мысли зависят от верований.
Б. Результаты зависят от действия.
[Сомнение -> исследование -> Верование -> Твердое мнение (МЫСЛЬ) -> Привычка -> действие (обозначается СЛОВОМ) -> результат действия]
Идея – это ожидаемые результаты => Cлово – понятие о вызываемых им действиях. Человек – это знак своего будущего поведения (действия), это существо производящее знаки
«Прояснение». « Принцип Пирса»: «Если мы рассмотрим "практические последствия", которые, как мы полагаем, могут быть произведены объектом нашего понятия, то понятие об этих последствиях и будет нашим полным понятием об объекте »
Вещь – производит верования. Верование истинно, если у людей есть привычка следовать этому верованию.
Истина - если у всех участников исследования одно и то же мнение (оно выработано привычкой, которая выработана верованием, которое выработано вещью), то это мнение истинно, а объект исследования реален [4]. => объекты не зависят от нашего их восприятия, но зависят от мнения в отношении их (хотя по Пирсу объекты зависят от объектов, если размотать цепочку зависимостей)
Большая часть идей Пирса о логике и мышление легли в основу учений логических позитивистов, в частности К. Поппера.