Хронокарта практического занятия.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 14 (ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)

 

Тема занятия: Послеоперационный период.

 

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

 

Значение темы. Послеоперационный период включает в себя время от окончания операции и до восстановления трудоспособности или перевода больного на инвалидность. В послеоперационном периоде могут наблюдаться изменения, которые нормализуются в течение нескольких дней при минимальном вмешательстве со стороны медицинского персонала. Так же в раннем или позднем послеоперационном периоде возможны послеоперационные осложнения. Изучение темы «послеоперационный период» позволяет показать взаимосвязь предоперационного периода, операции и послеоперационного периода, показать влияние качества предоперационной подготовки больного и особенностей выполнения операции на течение послеоперационного периода.

 

Цель обучения: Разобрать со студентами на примере 5-6 больных, находящихся на разных стадиях послеоперационного периода возможные осложнения, их профилактику и лечение. Показать разнообразие лечебных и диагностических мероприятий, проводимых в послеоперационном периоде. Обучить студентов коррекции осложнений послеоперационного периода: невротических расстройств, болевого синдрома, патологической ишурии, осложнений со стороны пищеварительной системы (нарушение моторной и секреторной функции), дыхательной и сердечно–сосудистой системы. Показать в перевязочной возможные осложнений операционных ран: кровотечение, инфильтрате, нагноение, расхождение Карев раны; развитие кальциноза или келоида в области рубца, послеоперационные грыжи.

 

Место проведения: Учебная комната, хирургическое отделение, палаты, перевязочная.

Время проведения: Четыре академических часа.

Оснащение занятия:

 

Учебные таблицы:

14 - Наблюдение за гемодинамикой.

15 - Мониторное наблюдение.

16,16а - Нарушения мочеотделения и его лечение.

17 - Оксигенотерапия, ингаляция.

18 - Профилактика осложнения со стороны органов дыхания.

19 - Послеоперационные легочные осложнения.

20,20а - Послеоперационные раневые осложнения и их лечения.

21 - Показания к перевязкам, ведение послеоперационных ран.

22 - Нарушения водно-электролитного обмена.

24,25,25а - Профилактика и лечение тромбоэмбологенных осложнений.

26 - Профилактика пролежней, уход за кожей.

27 - Гигиена полости рта, профилактика Паротита.

28 - Послеоперационная лечебная гимнастика.

 

Учебные видеофильмы:

 

1. «Общий уход за больными»

2. «Уход за больными»

3. «Электростимуляция двенадцатиперстной кишки»

Структура содержания темы:

 

Фазы послеоперационного периода:

1. Катаболическая

2. Обратного развития.

3. Анаболическая

 

Основные осложнения послеоперационного периода:

1. Рана (кровотечение, раневая инфекция, расхождение швов)

2. Сердечно-сосудистая система (острая недостаточность, тромбозы, эмболия)

3. Дыхательная система (острая недостаточность, бронхит, пневмония, ателектазы)

4. Органы пищеварения (парез ЖКТ, несостоятельность швов, перитонит)

5. Нервная система (операционный шок, боль, нарушения сна)

6. Печень и почки (печеночно-почечная недостаточность)

7. Мочевыделительная система (уроинфекция, нарушение мочеиспускания)

8. Дегидратация, гипергидратация

9. Прочие (пролежни, паротит и др.)

 

Общие принципы послеоперационного ведения больных

1. Лабораторный и клинический контроль.

2. Своевременное удаление дренажей.

3. Ранняя отмена постельного режима.

4. Динамический контроль за водно–электролитным балансом.

5. Обезболивание

6. Общий уход.

 

Хронокарта практического занятия.

 

Наименование учебных элементов Время, (мин) Дидактические процессы обеспечения (учебные операции)
  Организационная часть (объявление темы занятия, значение изучения темы), проверка присутствующих      
  Вводный программированный контроль   Программа Testinfo
  Дополнительный опрос (смысловой опрос)   Опрос – беседа с акцентом на значимость раннего выявления и профилактики послеоперационных осложнений раннего и позднего периодов, способы коррекции основных осложнений послеоперационного периода.
  Самостоятельная работа студентов в группе, а затем с разбивкой на группы по 2 – 3 человека.   Курация больных, самостоятельная работа с историями болезни, доклад студентов (1 студент от группы, остальные дополняют) о течении послеоперационного периода у курируемого больного, методы коррекции и профилактики осложнений. По возможности – участие куратора в перевязке.
  Домашнее задание   Заключительное слово преподавателя.

 

Замечания к содержанию темы: Обратить внимание студентов на влияние активного метода ведения больного (раннее движение в кровати, вставание, питание, лечебная физкультура) на течение послеоперационного периода.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов

1. Что понимают под термином операционный стресс? 1. Все, что связано с операцией и влиянием обезболивания
2. Что такое послеоперационный период? 2. Это промежуток времени от окончания операции до выздоровления больного.
3. Какие признаки указывают, что нарушение гомеостаза находится в состоянии функциональной компенсации? 3. Цвет кожных покровов обычный, пульс - N, АД и ЦВД в норме.  
4. Какие признаки указывают, что нарушение гомеостаза находится в состоянии функциональной субкомпенсации? 4. Выраженная бледность кожных покровов, пульс 90 - 100 в 1 мин., АД - 90-100 мм рт. ст., ЦВД - 50 мм водного ст., ЧДД - 30 в 1 мин
5. Какие признаки указывают, что нарушение гомеостаза находится в состоянии функциональной декомпенсации? 5. Пульс больше 140 в 1 мин., АД меньше 80 мм рт. ст., ЦВД = или < 0, одышка, анурия.
6. Какие фазы выделяют в течении послеоперационного периода? 6. Катаболическая, обратного развития, анаболическая.
7. Сколько продолжается катаболическая фаза? 7. 3-7 дней
8. Сколько длится фаза обратного развития? 8. 3 – 6 дней
9. Сколько длится анаболическая фаза? 9. 2- 5 недель
10. Послеоперационный период подразделяется на... 10. Ближайший, ранний, отдаленный.  
11. Сколько длится ближайший послеоперационный период? 11. С 1 по 5-7 день.
12. Сколько длится ранний послеоперационный период? 12. От 7-9 суток до 2-3 недель после операции.  
13. Сколько длится отдаленный послеоперационный период? 13. С 3-4 недели после операции
14. Как называется задержка мочеиспускания в послеоперационном периоде? 14. Ишурия
15. Что такое эвентерация внутренних органов? 15. Выход внутренних органов через рану наружу.
16. На какие сутки снимают швы после аппендэктомии? 16. На 7-8-е сутки
17. На какие сутки снимают швы после ампутации? 17. На 12-14-е сутки

Литература:

Основная:

1. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832 с.

2. Петров С.В. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 768 с.

Дополнительная:

1. Горбачев В.Н. Вопросы для программированного контроля знаний по общей хирургии. – Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2004. – 208 с.

2. Буромский И.В., Васильев С.А., Гостищев В.К., Емельянов С.И. и др. Пропедевтика хирургии. – М.: МИА, 2008. – 904 с.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: