Модель развития | Характер изменений в процессе развития | Причины развития | Законы развития человека | Законы развития животного |
Эволюционная | ||||
Детерминистская | ||||
Адаптационная | ||||
Диалектическая |
4.Разбейте на группы (классы) известные вам подходы (теории) к пониманию психического развития человека.
Объясните принцип вашей классификации. Каковы критерии различения подходов к психическому развитию человека?
Ответьте на вопросы с точки зрения вашей классификации:
· В тех группах теорий, которые вы выделили, признается ли специфичность закономерностей развития человека (отличны ли законы развития человека от законов развития животного, или это есть один и тот процесс?)
· Как можно назвать теории, которые не разграничивают развитие человека и животных?
· Признается ли активность самого человека как причина развития?
· К чему приводит игнорирование этого фактора; какие факторы детерминируют развитие; как называются теории в этом случае?
5.Сравните теории психического развития по следующим параметрам: движущие силы, условия, закономерности развития. Результаты оформите в таблице:
Название теории, автор | Основные закономерности развития | Движущие силы, механизмы развития | Условия развития |
Теория психосексуального развития | |||
Теория развития интеллекта | |||
Эпигенетическая теория развития личности | |||
Бихевиоризм | |||
Культурно-исторический подход | |||
Теория социального научения |
Литература.
1. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000.
3. Психология развития. Учебное пособие для студентов / Под ред. Е.Н.Богданова. – М.: Высшая школа психологии, 20011.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Ред.-сост. Д.Б.Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Тема 2. Психоаналитические теории детского развития.
Вопросы для обсуждения.
1.Теория З.Фрейда.
· Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе;
· Социализация личности.
2.Эпигенетическая теория Э.Эриксона.
· Периодизация полного жизненного пути развития личности;
· Закон биполярности в развитии;
· Проблема ритуализаций в поведении человека.
Задания для самостоятельной работы.
1.Опишите особенности личностной структуры на каждой стадии развития (в теории З.Фрейда). Соотнесите структуру личности с этапом психосексуального развития, заполнив таблицу:
Стадия развития | Сформированные личностные структуры | Природа структуры (наследственно зафиксировано или формируется) | Содержание личностной структуры |
2.Охарактеризуйте наиболее значимые (в теории З.Фрейда) защитные механизмы личности. Приведите примеры действия каждого из них.
3.Изучите динамические особенности Вашего самосознания (или образа Я). Для этого Вам нужно дать себе характеристику с помощью слов, обозначающих качества личности следующим образом:
· сначала выбрать слова, характеризующие вас в данный момент, ваше настоящее Я;
· затем из этого же списка выбрать качества, характеризующие вас с точки зрения вашего представления о будущем: каким я поставил себе целью стать;
· из того же списка выбрать слова, в которых раскрывается ваше знание о том, каким вы должны быть с точки зрения моральных норм и образцов;
· слова, характеризующие возможное Я, — каким, вам кажется, вы становитесь;
· и наконец, каким вы стремитесь казаться другим.
Каждый ряд составляется по такому принципу: первым ставится слово, которое обозначает качество, присущее вам в меньшей степени, затем ставится слово, обозначающее качество, выраженное в несколько большей степени, и т. п. Последнее место в ряду должно занимать слово, обозначающее качество, выраженное в наибольшей степени. Так составляются все ряды. Сопоставив их между собой, вы получите представление об особенностях своего самосознания.
Список слов:
впечатлительность, гордость, грубость, завистливость, мстительность, обидчивость, осторожность, отзывчивость, привязанность, равнодушие, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, сентиментальность, страстность, трусость, упорство.
Сделайте выводы об особенностях вашего самосознания.
4.Сравните теорию развития личности Э.Эриксона с теорией З.Фрейда. Какие принципиальные различия Вы можете выделить в трактовке законов личностного развития?
5.Дайте понятие ритуализации. Приведите примеры ритуализаций, охарактеризуйте их роль в процессе социализации личности.
Литература.
1. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000.
3. Психология развития. Учебное пособие для студентов / Под ред. Е.Н.Богданова. – М.: Высшая школа психологии, 20011.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Ред.-сост. Д.Б.Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.