В рамках исследования был представлен категориальный аппарат: объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.




Уважаемый председатель и члены государственной комиссии

Вашему вниманию представляются результаты исследования в рамках выпускной квалификационной работы Осьмачкиной А.А., руководитель Анисимова Л.С.

Слайд 1

Развитие современного образования обуславливает возрастающую потребность в творческой личности руководителя образовательной организации, компетентного профессионала, социально-мобильного, открытого к новым идеям, решающего задачи нестандартными способами. Одно из средств обеспечивающих данные результаты по ФГОС – развитие креативных способностей в рамках профессиональной подготовки будущего руководителя ДОО.

В ходе обучения в образовательной организации высшего образования процесс развития творческого потенциала будущего руководителя ДОО должен оставаться ведущим на ряду с освоением непосредственно профессиональной деятельности. В этот период личность открыта, всему новому, способна импровизировать, любознательна, полна желания творить, позитивно воспринимает современные и инновационные подходы к осуществлению менеджмента в дошкольном образовании и собственно методической и образовательной деятельности.

Это определило тему исследования выпускной квалификационной работы: «Развитие индивидуальных креативных способностей будущих руководителей дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки »

СЛАЙД 2

Вместе с тем, данная тема имеет определенный научный задел и опыт методической разработки

(не читать – информация просто на слайде. Концептуальные основы исследования проблемы творчества раскрыты в трудах философов М. Бахтина, Н. Бердяева, B. Библера, И. Дубины, И. Канта; в психологии и педагогике – Л. Выготским, В. Давыдовым, Л. Леонтьевым, А. Матюшкиным, Я. Пономарева, Б. Теплова, раскрывающих содержательный аспект творческой деятельности, уточняющих специфические особенности творчества, креативных способностей.

В настоящее время понятие «креативные способности» имеет достаточно устойчивый статус в теоретическом аппарате современной науки. Изучению креативных, способностей посвящено множество работ зарубежных (М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Е. Торренс) и отечественных учёных (Д. Богоявленская, Е. Варламова, В. Дружинина, А. Мелик-Пашаев, Я. Пономарёв, Е. Яковлева), в которых раскрываются различные аспекты изучаемого вопроса.)

СЛАЙД 3

Современный анализ образовательного процесса в вузе в контексте актуального реформирования позволил выявить противоречия, сложившиеся:

- между социально-экономической потребностью общества в развитии творческого потенциала личности будущего руководителя ДОО, способного оперативно и эффективно решать нестандартные задачи управления и развития образовательной организации и недостаточностью специально разработанных программ, способствующих данному развитию креативных способностей;

- между существующим многообразием современных средств, форм и методов развития креативных способностей будущих руководителей ДОО и недостаточным их использованием в практике работы преподавателей в рамках организации профессионально-педагогической подготовки обучающихся.

СЛАЙД 4, 5

В рамках исследования был представлен категориальный аппарат: объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

(Объект исследования – процесс профессиональной подготовки будущих руководителей дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – развитие креативных способностей в процессе профессиональной подготовки будущих руководителей дошкольной образовательной организации

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая проверка эффективность модели развития креативных способностей будущих руководителей ДОО в процессе профессиональной подготовки.

В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи исследования:

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Выявить сущность понятия «креативные способности» и специфику его проявления у руководителя дошкольной образовательной организации на основе анализ современных психолого-педагогических исследований.

2. Раскрыть особенности профессиональной подготовки будущих руководителей дошкольной образовательной организации на основе теоретического анализа литературы.

3. Определить критерии, показатели и уровни развития индивидуальных креативных способностей будущих руководителей дошкольной образовательной организации.

4. Разработать и апробировать модель развития индивидуальных креативных способностей будущих руководителей дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки и проверить ее эффективность на практике.

Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных задач исследования в работе был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, включающий обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных; методы сбора эмпирических данных (тестирование, наблюдение); педагогический эксперимент; методы математической обработки полученных результатов экспериментального исследования.)

 

СЛАЙД 6

 

В исследовании предпринята попытка решить актуальную проблему эффективной организации профессиональной подготовки в направлении развития креативных способностей будущих руководителей ДОО. Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Проанализированы основные подходы к изучению понятия «креативные способности» в психолого-педагогических исследованиях. На основе этого анализа было сформулировано актуальное для нашего исследования понятие. Креативные способности будущего руководителя ДОО – это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность осуществления любой деятельности, носящей творческий характер. Креативные способности характеризуются изменчивостью, индивидуальной степенью выраженности, высокой степенью овладения человеком знаниями, умениями и навыками. Условиями успешного развития креативных способностей будущих руководителей ДОО является открытость их всему новому, любознательность, положительное отношение к педагогу и стремление ему подражать, эмоциональная окрашенность творческой деятельности.

 

 

2. Разработана модель развития креативных способностей будущих руководителей ДОО в профессиональной подготовке представляет последовательность реализации на практике концептуально-целевого, содержательного, процессуального, диагностико-результативного элемента, где

- концептуально-целевой блок предполагает психолого-педагогические цели (развитие креативных способностей в их структурной целостности, включающее мотивационный, когнитивно-операционный, эмоциональный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер), методические цели (проверка эффективности комплекса форм, методов, средств развития творческих способностей) и социальная цель (создание условий для развития важных характерологических качеств будущего руководителя ДОО, способствующих развитию его творческих способностей);

- содержательно-процессуальный блок, который включает такие элементы как: смысловое отражение приоритетных целей всей методики и основывается на знаниях сущности творческих способностей, их структуры и закономерностей развития во профессиональной подготовки; характеристику информационно-аналитического, деятельностного и практического этапов развития творческих способностей;

- диагностико - результативный блок(диагностические процедуры, позволяющими подтвердить функционирование модели как единого целостного образования, а также критериями (мотивационного, когнитивно-операционного, эмоционального) и уровневыми характеристиками творческих способностей будущих руководителей ДОО).

Базовыми механизмами функционирования модели становится подражание творческому педагогическому опыту, принятие/освоение ролей и самооценка, которые реализуясь в рамках профессиональной подготовки на информационно-аналитическом и преобразующем этапе развития креативных способностей будущих руководителей ДОО, позволяют достичь конечного результата – развития креативных способностей и их структурных компонентов на высоком уровне.

Реализация на практике модели развития креативных способностей будущих руководителей ДОО в специально организованной профессиональной подготовки, включающая методы активного обучения, позволила активизировать механизмы подражания творческому педагогическому опыту и принятия и освоения ролей, что нашло отражение в содержании креативных способностей будущих руководителей ДОО, которые стали осознанно подходить к усвоению знаний, носящих творческий характер, осмысленно создавать творческий продукт, проявлять желание заниматься творческой деятельностью совместно с педагогом. Что касается механизма самооценки, то его реализация по данным эмпирического исследования нашла отражение в изменении отдельных компонентов креативных способностей, таких как мотивационный и эмоциональный. Благоприятными условиями для развития креативных способностей будущих руководителей ДОО стали использовать на развивающих занятиях свободной импровизации, синтеза искусств, открытость будущих руководителей ДОО для всего нового, их любознательность, положительное отношение к педагогу и ориентация на его творчество, эмоциональная окрашенность выполняемой деятельности. Эмпирические данные подтвердили доминирующую роль механизма подражания творческому педагогическому опыту в развитии креативных способностей будущих руководителей ДОО.

СЛАЙД 8,9

3. Определены уровни, критерии и показатели развития креативных способностей у будущих руководителей ДОО. Так ими стали мотивационный (творческая мотивация), когнитивно-операционный (показатели: беглость, оригинальность, абстрактность, названия творческого мышления), эмоциональный (эмоциональное отношение к творческому педагогу, эмоциональные переживания в творческой деятельности) критерии что позволило выявить высокий, средний и низкий уровни развития креативных способностей будущих руководителей ДОО.

 

СЛАЙД 7

4. Выявлены особенности и наиболее эффективные средства развития креативных способностей будущих руководителей ДОО в профессиональной подготовке. Так, профессиональная практико-ориентированная подготовка неразрывно связана с развитием высших психических функций будущего руководителя ДОО и их произвольностью. Профессиональная подготовка строится на принципе добровольности, и, независимо от индивидуальных возможностей, имеющегося опыта и знаний, каждый магистрант выбирает себе занятие по интересам, где он активно выражает себя в творчестве. Кроме того, включение будущих руководителей ДОО творческую деятельность в наибольшей степени способствует раскрытию внутренних качеств каждого магистранта, расширению специальных знаний, самореализации его творческого потенциала, поскольку использование в специально организованной деятельности вне занятий синтеза искусств (музыки, живописи, литературы, театра) объединяет средства выразительности и стимулирует творческое самовыражение каждого магистранта. Также в рамках профессиональной подготовки возможна реализация специально разработанной программы, которая позволяет использовать методы активного обучения и задействовать психологические механизмы, активизирующие процесс развития креативных способностей: будущих руководителей ДОО.

При организации профессиональной подготовки преподаватель использует такие приёмы, как перевоплощение (фантазирование), экспериментирование (художественно-поисковая деятельность), совмещения (синтез, искусств) и др. Эти приёмы дают магистрантам возможность свободно оперировать представлениями, получаемыми на обычных занятиях, активизировать творческое воображение и творческое мышление, вызывают эмоциональный отклик на зрительные и слуховые впечатления, пробуждают желание заниматься творчеством.

Развитие креативных способностей будущих руководителей ДОО в профессиональной подготовки возможно в рамках специально разработанной программы с включением методов активного обучения, актуализирующих действие психолого-педагогических механизмов подражания творческому педагогическому опыту, принятия и освоения ролей и самооценки, способствующей реализации будущими руководителями ДОО своих потенциальных креативных способностей в различных видах деятельности носящих творческий характер.

В результате исследования задачи решены, цель достигнута. Вместе с тем, проведение исследования не исчерпывает всей сложности проблемы развития креативных способностей будущих руководителей ДОО. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в дальнейшем выявлении более разнообразного методического сопровождения развития креативных способностей для будущих руководителей ДОО во профессиональной подготовки.

 

Слайд 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: