Полномочия РТП в соответствии с федеральным законодательством.




Руководитель тушения пожара - это лицо, осуществляющее непосредственное руководство тушением пожара. Им является прибывшее на пожар старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Важным положением является то, что он осуществляет руководство на принципах единоначалия, то есть обладает всей полнотой власти и не обязан согласовывать свои действия и решения с кем-либо, утверждать или визировать их. Данное лицо осуществляет руководство не только личным составом подразделения пожарной охраны, сотрудником или руководителем которого является, но и личным составом пожарной охраны других видов. Привлеченными силами могут являться сотрудники аварийно-спасательной службы, а также, в зависимости от специфики, и сотрудники других служб.

При работе на пожаре одного караула (или дежурной смены), руководителем тушения пожара будет являться начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула. Если на пожаре работают несколько караулов разных подразделений - старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона пожарной охраны, имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителя тушения пожара.

В случае, когда на пожар прибывает старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, оно принимает руководство тушением пожара. Моментом принятия на себя руководства тушением пожара считается отдача им первого указания.

В случае привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для проведения аварийно-спасательных работ не связанных с пожарами старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны руководителем этих работ не является.


При выполнении основной задачи руководитель тушения пожара полностью отвечает за ее выполнение. Соответственно отвечает и за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границу территории, на которой производятся действия по тушению пожара. При этом, действуя на принципах единоначалия, он волен определять ту территорию, которая необходима, будь то часть дома, целый дом, участок местности, квартал, несколько кварталов города. На этой территории руководитель тушения пожара наделен полномочиями ограничивать права граждан и должностных лиц. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Это понятно, ведь при крупном пожаре, в котором жизни многих людей грозит серьезная опасность, огромное значение имеет именно грамотная организация и управление работами, которые без жесткой дисциплины и единоначалия невозможны. Исполнению подлежат только законные указания руководителя тушения пожара, и он отвечает за соответствие указаний закону. Уголовную ответственность за причинение вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Кроме того закон обязует граждан и руководителей организаций оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара, так как это сводит на нет принцип единоначалия, подрывает организацию и дисциплину. Такой запрет действует только на время тушения пожара. По его завершении вышестоящий руководитель может отменить те или иные распоряжения руководителя тушения пожара, если, конечно, такая отмена не потеряла актуальность.

Помимо этого руководитель тушения пожара определяет порядок и особенности действий по тушению пожара. Законодательство РФ о пожарной безопасности содержит перечень обязательных действий, производимых целях


обеспечения безопасности людей, спасения имущества при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, таких как:

Проводить эвакуацию с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества. При этом эвакуации могут подлежать не только лица, непосредственно подвергающиеся воздействию опасных факторов пожара, но и лица, этому воздействию не подвергающиеся, но при определенных обстоятельствах находящихся под таким риском. Также в некоторых случаях целесообразней эвакуировать все либо часть имущества, дабы сберечь его от ОФП или воздействия огнетушащих веществ.

Проникать в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. То есть не только к месту пожара, а в места даже возможного распространения его опасных факторов.

Создавать необходимые условия, препятствующие развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающие их ликвидацию, это может быть создание противопожарных разрывов, заграждений, сосредоточение сил, средств, создание запаса огнетушащих веществ для пенной атаки и другие работы.

Использовать при необходимости (не безусловно, а в случае наличия на то нужды) на проведение необходимых действий по обеспечению безопасности людей и сохранности имущества дополнительно имеющиеся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ. Собственник же, скорее всего, будет требовать урегулирования вопросов, связанных с их использованием. Это уже вопрос не к РТП, но такая необходимость должна быть очевидна. Руководители организаций в свою очередь обязаны предоставлять при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства.

Запрещать доступ к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях. При этом речь не идет о


посягательстве на право граждан на свободу передвижения, такие меры должны приниматься исключительно для безопасности самих граждан, а также для устранения помех в передвижении личного состава, техники, медицинского транспорта. Запрещение доступа или передвижения означает полную невозможность присутствия, а ограничение может варьироваться в зависимости от обстановки. Например, если безопасности людей это не угрожает, им может быть позволено временно пройти в жилой дом для того, чтобы взять необходимые вещи, деньги и документы. Соответственно РТП должен стремиться производить такие действия по возможности не силами пожарной охраны, а путем взаимодействия с другими службами.

Охранять место тушения пожаров, а также зоны аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения).

Данное действие во многих случаях заключается в том же запрете или ограничении доступа посторонних к какому-либо участку местности, строению. Это необходимо для сохранения обстановки на месте происшествия, эвакуированных материальных ценностей от внешнего воздействия, в том числе от мародерства. Соответственно РТП должен предпринять для этого меры по возможности силами полиции или частных охранных предприятий.

Также при тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества. Понятно, что при тушении пожара можно сразу не понять, какие объекты потенциально могут быть признанными вещественными доказательствами, а какие нет. Но какие-то очевидные вещи, например, детали обстановки в районе очага возгорания, при наличии возможности надо сохранять.

Вышеперечисленные действия часто сопутствует риск причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц. Чтобы не допускать даже возможности попыток привлечения пожарных к гражданской ответственности, в законодательстве о пожарной безопасности содержится норма, по которой личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации


аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются. Данная норма не согласуется с нормами гражданского права и затрагивает интересы граждан и организаций, поэтому руководитель тушения пожара должен уяснить для себя понятия вреда причиненного в состоянии крайней необходимости и обоснованного риска.

В состоянии крайней необходимости вред причиняется для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами.

При обоснованном риске вред причиняется для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

Различие крайней необходимости и обоснованного риска состоит в том, что в первом случае у лица не остается иного выбора, кроме как поступать определенным образом, иначе неминуемо наступят большие негативные последствия. Во втором случае перед лицом нет такой безысходности, однако в случае удачного стечения обстоятельств может быть принесена польза.

Вне зависимости от каких бы то ни было факторов, мнений, суждений, обстоятельств, как-то имевшее неоднократно ранее место поступление ложных сообщений на этом же объекте; небольшой объем возгорания; уверенность личного состава пожарной охраны в том, что имеющееся возгорание возможно ликвидировать силами сотрудников предприятия, на котором оно возникло и т.п. выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.


Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Исключением может служить деятельность частной пожарной охраны, но в случае привлечения данных подразделений к тушению пожаров вне объектов, с которыми заключен договор на обслуживание, согласно плана привлечения сил и средств (расписания выездов) урегулирование вопросов по возмещению понесенных ими расходов происходит уже после ликвидации пожара. Также исключением может служить деятельность аварийно-спасательных формирований и спасателей, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в случаях предусматривающих выплату им вознаграждений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: